Информация прокуратуры

Прокуратура Омутнинского района информирует

В УИК РФ внесены изменения, уточняющие порядок отбывания лицами наказания в виде принудительных работ.  

Как известно, Федеральным законом № 179-ФЗ от 18 июля 2019 г. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации был дополнен статей 60.1, согласно которому осужденным к принудительным работам разрешено отбывать наказание не только в исправительных центрах (далее — ИЦ), но  и в участках, функционирующих как исправительные центры (далее — УФИЦ), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Также в статьях 60.1 и 60.9 УИК РФ разъяснено, что при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам исправительного центра или в УФИЦ, осужденные направляются в исправительные центры или в УФИЦ на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду). Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях в Порядке, установленном приказом Министерства юстиции РФ от 08.04.2014 № 67.


С 13 декабря 2019 года вступают в силу изменения в статью 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов».

В соответствии с указанным Законом в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Вместе с тем, согласно внесенным изменениям, нацистская и экстремистская символика и атрибутика могут быть допущены к использованию, но только при формировании негативного отношения к нацизму и экстремизму и отсутствии пропаганды их идей.

В новой редакции статьи 6 Федерального закона № 80-ФЗ установлено, что в Российской Федерации запрещается и признается экстремизмом использование нацистской и экстремистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской и экстремистской до степени смешения, за исключением случаев их использования, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.

Внесенные изменения позволят использовать изображения свастики и иных атрибутов нацизма в произведениях науки, литературы, искусства, в средствах массовой информации, в учебных и просветительских целях.


Лицо, правомочное на принятие решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате заработной платы

Президентом Российской Федерации 02.12.2019 подписан Федеральный закон № 393-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику».

В случае неисполнения работодателем предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений трудового законодательства в установленный срок инспектор вправе принять решение о принудительном исполнении указанной обязанности.

Указанное решение является исполнительным документом, оформляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве и течение трех рабочих дней после дня его принятия направляется инспектором заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, работодателю, который вправе в течение десяти дней со дня получения обжаловать данное решение.

В случае, если решение не исполнено и истек срок его обжалования, оно направляется на исполнение в службу судебных приставов.


Установлена ответственность за нарушение требования о локализации персональных данных

Частью 5 стати 18 Закона о персональных данных установлено требование о локализации персональных данных: при их сборе, в том числе посредством сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на ее территории.

Рассматриваемым законом установлена административная ответственность за невыполнение указанной обязанности. Соответствующими положениями дополнена статья 13.11 КоАП РФ («нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных»).

Со 2 декабря 2019 года за нарушение требования о локализации персональных данных установлен административный штраф.

Для граждан он установлен в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; для должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб.; для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 млн до 6 млн руб. Повторное совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей; на юридических лиц — от шести миллионов до восемнадцати миллионов рублей.


Внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации

Федеральным законом № 411-ФЗ от 02 декабря 2019 в статью 54 Семейного кодекса РФ внесены изменения, которые начнут действовать с 13.12.2019.

В частности, пункт 2 указанной статьи дополнен абзацем следующего содержания: «Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры».

Ранее норма закона действовала только при принятии детей в дошкольные учреждения.

Кроме того, аналогичными изменения внесены в статью 67 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


С 2020 года изменен порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам

В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 361.1 и абзацем 1 пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ, действующей начиная с налогового периода 2020 года) налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах, представляют в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы (далее — заявление о льготе).

По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы (абзац шестой пункта 3 статьи 361.1, абзац второй пункта 10 статьи 396 Кодекса).

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогам, если законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования о земельном налоге не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают суммы налогов, исчисленные в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 и пунктом 5 статьи 396 Кодекса (пункт 3 статьи 363, пункт 2 статьи 397 Кодекса).

Вышеперечисленные нормы Кодекса не связывают уплату авансовых платежей по налогам и применение налоговых льгот с обязательным представлением заявления о льготе и получением уведомления о предоставлении налоговой льготы до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогам за первый квартал налогового периода.

В то же время необходимо понимать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 Кодекса начиная с 01.01.2021 в целях обеспечения полноты уплаты налогов налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств / земельных участков сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов (далее — Сообщение).

Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в т.ч. результатов рассмотрения заявления о льготе.

Таким образом, если налоговый орган на дату составления Сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в Сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы.

В дальнейшем в соответствии с пунктом 6 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 Кодекса налогоплательщик вправе в течение десяти дней со дня получения Сообщения представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, в частности заявление о льготе за соответствующий период, если ранее оно не направлялось.

Если по итогам рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представлял в налоговый орган заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы, при этом фактически учитывал налоговую льготу и это привело к занижению суммы уплаченного налога), налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога и принимает установленные законодательством меры по взысканию недоимки (абзац третий пункта 7 статьи 363, абзац второй пункта 5 статьи 397 Кодекса).


Введена ответственность для экспертов и специалистов за дачу заведомо ложных показаний в ходе досудебного производства

 Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 410-ФЗ внес изменения в статью 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которым экспертов и специалистов теперь будут наказывать за дачу заведомо ложных показаний в ходе досудебного производства. Ранее эта норма касалась только предварительного расследования и, соответственно, не включала в себя проверки по сообщениям о преступлениях.

Напомним, что ч.1 ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за заведомо ложные показание свидетеля, потерпевшего либо заключение или показание эксперта, показание специалиста, а равно заведомо неправильный перевод и наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Если указанные деяния будут соединены с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, то ответственность уже наступает по ч.2 ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, а наказание предусматривается в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.


С 01 января 2020 увеличатся ставки утилизационного сбора

За каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Данное положение закреплено в ст.24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».

С 01 января 2020 года вступит в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2019 №1457 «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора», согласно которому в следующем году увеличится размер коэффициентов, применяемым к базовым ставкам утилизационного сбора. При этом сами ставки в зависимости от категории транспортного средства останутся прежними — 150 и 20 тысяч рублей со ответственности.

Так, повышение от 46% до 145% затронуло коэффициенты, применяемые к легковым автомобилям и микроавтобусам не старше 3-х лет.

Для транспортных средств с объемом двигателя свыше 3500 куб.см. размер утилизационного сбора увеличится большего всего, вместо коэффициента 9.08 будет применен коэффициент 22,25%.

Значительный рост коэффициента отмечается для автобусов с большим объемом двигателя.

Изменения не коснулись размера утилизационного сбора для автомобилей с электродвигателями, автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, а также транспортные средства указанной категории, даты выпуска которых прошло более 3 лет.


С 2020 года арбалет и лук отнесены к гражданскому охотничьему оружию

В соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 №280-ФЗ в действующее законодательство об оружии, а также об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, внесены изменения, согласно которым с 30.01.2020 лук и арбалет отнесены к гражданскому охотничьему оружию.

При этом законодатель определил, что лук – это охотничье метательное стрелковое оружие, не имеющее механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии и сила дуги которого составляет более 27 кгс, а арбалет – это охотничье метательное стрелковое оружие, имеющее механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии и сила дуги которого составляет более 43 кгс.

Указанными изменениями закреплен запрет продажи данного оружия гражданам, не предъявившим разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия и охотничьего билета. Также предусмотрено, что общее количество данного типа оружия на одного гражданина не должно превышать 5 единиц.

Приобретенные лук и арбалет подлежат регистрации в территориальном подразделении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.


Ответственность перевозчика за причинение вреда здоровью пассажира на территории РФ

Потребители, которые являются пассажирами и пользуются транспортными услугами (независимо от того, оплачивали они перевозку самостоятельно или за них внесло такую плату третье лицо), имеют право на безопасность перевозок. В случае, если случилось ДТП и/или пассажиру, его имуществу причинен вред, потребитель имеет право требовать:

— возврата или снижения стоимости перевозки;

— возмещения убытков в полном объеме, связанных с оказанием услуги ненадлежащего качества (юридические услуги, платные услуги связи, услуги перевозки, медицинские услуги и т.п.);

— выплаты страхового возмещения за причинение вреда жизни или здоровью, а также вреда, причиненного имуществу;

— компенсации морального вреда;

-рассмотрения и удовлетворения своей претензии (требований) в 30-дневный срок (при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 N 67-ФЗ перевозчик независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Данная норма закона означает, что каждый гражданин, который воспользовался услугами перевозки, застрахован и при получении травмы имеет полное право требовать денежную компенсацию. Однако действие указанного закона не распространяется на перевозки легковыми такси, поскольку при причинении вреда в процессе использования данного вида транспорта действует полис ОСАГО.

Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о застраховавшей его организации, указав наименование, место нахождения, почтовый адрес и номер телефона страховщика, также до сведения пассажира должна быть доведена информация о договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия). Указанная информация размещается во всех местах продажи билетов или на билете либо на официальном сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

После получения информации о страховой компании, с которой у перевозчика заключен договор, потерпевший может обращаться за страховой выплатой.

Все документы о произошедшем событии (например, ДТП) составляются перевозчиком в отношении одного (каждого) потерпевшего в результате произошедшего события, поэтому потребитель освобожден от необходимости сбора и предоставления в страховую компанию большого комплекта документов.

В договоре обязательного страхования (который заключает перевозчик) страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельнопо риску гражданской ответственности:

1) за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем 2 025 000 рублей на одного пассажира;

2) за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем 2000 000 рублей на одного пассажира;

3) за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем 23 000 рублей на одного пассажира.

Страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажира является обязательным.

Если размер причиненного вреда жизни или здоровью оценивается в большем объеме, то такие расходы (убытки) могут быть взысканы непосредственно с перевозчика.

В случае разрешения споров в судебном порядке при удовлетворении судом требований пассажира в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке перевозчиком, суд должен рассмотреть вопрос о взыскании с перевозчика в пользу пассажира штрафа независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей и часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

Размер штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, определяется в размере пятидесяти процентов от присужденной судом в пользу потребителя суммы возмещения убытков, суммы штрафа за просрочку доставки багажа и денежной компенсации морального вреда и не носит зачетного характера по отношению к этим суммам.

От уплаты государственной пошлины истцы по искам о защите прав потребителей освобождаются, если цена иска каждого из истцов не превышает 1 000 000 рублей.