Настоящий отчёт подготовлен в соответствии с требованиями статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 34.1 Устава муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, статьи 17 Положения о Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района, утвержденного решением Омутнинской районной Думы от 14.12.2011 № 99 (в редакции от 01.07.2015 № 39).
Основные итоги деятельности
Деятельность Контрольно-счётной комиссии (далее –КСК) осуществлялась в соответствии с планом работы и была направлена на:
— расширение объёмов контрольной и экспертно-аналитической работы;
— предупреждение и профилактику нарушений в финансово-бюджетной сфере;
— повышение эффективности контроля за исполнением районного бюджета и бюджетов поселений;
— применение формы работы — аудит эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества;
— повышение результативности контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также эффективности работы органов местного самоуправления.
За 2015 год Контрольно-счётной комиссией Омутнинского района проведено 62 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, рост к 2014 году составил 12,7%.
В рамках взаимодействия с Контрольно-счётной палатой Кировской области (далее – КСП) проведено 10 совместных мероприятий, благодаря которым удалось охватить проверками бюджетные средства, выделенные на реализацию социальных проектов, в том числе 3 мероприятия с элементами аудита эффективности использования средств бюджета района и муниципального имущества (аудит эффективности предоставления в аренду муниципального имущества; аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на газификацию; аудит эффективности использования средств областного бюджета, направленных на развитие профессионального образования).
В результате проведенных мероприятий КСК установлено 463 нарушения законодательства ( на 3% больше показателя 2014 года), в том числе установлено 229 нарушений (49,5%), которые нельзя устранить. Из общего количества 202 нарушения являются финансовыми, 261 нарушение — нефинансовое.
Объём средств, охваченных контрольными мероприятиями, составил 967 058,9 тыс. рублей.
Объём выявленных финансовых нарушений составил 49 653,4 тыс. рублей (88,1% от показателя 2014 года), в том числе неэффективное использование бюджетных средств составило 9 657,0 тыс. рублей, прочие финансовые нарушения составили 39 309,8 тыс. рублей, занижение доходов составило 685,6 тыс. рублей.
Фактов нецелевого использования средств и хищений не установлено.
В целях реализации полномочий КСК по выявлению, предупреждению и устранению фактов нарушений использования бюджетных средств и муниципального имущества, руководителям организаций и учреждений вынесено 11 представлений. В представлениях КСК изложены 97 предложений, из которых реализовано 79 или 81,4 %, кроме того, реализовано 2 предложения прошлого 2014 года. Устранены финансовые нарушения на сумму 14 435,5 тыс. рублей или 29,1% от общей суммы нарушений. Все представления КСК находятся на контроле, необходимая информация об устранении нарушений регулярно запрашивается. Кроме того, в течение 2015 года устранены финансовые нарушения за 2014 год на сумму 33 416,3 тыс. рублей.
По результатам проверок к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев меры ответственности к лицам, допустившим нарушения, не применяются.
Экспертно-аналитическая деятельность
Экспертно-аналитическая работа способствует предотвращению финансовых нарушений, так как заключения формируются, как правило, на проекты решений, что позволяет своевременно внести соответствующие коррективы и не допустить их в последствии.
В 2015 году проведено 48 экспертно-аналитических мероприятий. Основным направлением в указанном аспекте деятельности КСК является экспертиза проектов нормативных правовых актов (далее – НПА), связанных с формированием и исполнением бюджетов, экспертиза муниципальных программ.
В ходе проведения экспертно-аналитических мероприятий установлено 34 нарушения на сумму 3 892,2 тыс. рублей.
В течение 2015 года Контрольно-счётной комиссией осуществлялся предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета Омутнинского района, бюджетов поселений района.
Подготовлено 11 заключений, касающихся формирования и исполнения бюджета района. 19 заключений подготовлено на проекты программ и других НПА муниципального района.
Экспертизой НПА муниципального района установлены 14 нарушений, из них занижение доходов на сумму 600,2 тыс. рублей ( за счет предоставления МУП ЖКХ Омутнинского района возможности не уплачивать часть прибыли в бюджет района), наличие на 01.01.2015 недоимки по НДФЛ у МУП «Омутнинское АТП» в сумме 1 100,0 тыс. рублей (нарушение устранено), а также замечания по формированию проекта бюджета на очередной год, неэффективное использование имущества в части работы МУПов без прибыли и другие.
В 2012 году заключены соглашения по передаче КСК Омутнинского района полномочий по проведению внешнего финансового муниципального контроля в поселениях. В рамках исполнения соглашений проведены экспертизы отчетов об исполнении бюджетов за 2014 год в 9 поселениях района и экспертизы проектов бюджетов на 2016 год в 9 поселениях.
В результате проведенных мероприятий установлено 24 нарушения, из них финансовые на сумму 2 192,0 тыс. рублей.
Как показали проверки, отчеты об исполнении бюджетов поселений района за 2014 год в целом соответствовали требованиям Бюджетного кодекса и утвержденному порядку составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. Качество подготовки бюджетной отчетности главными распорядителями бюджетных средств ежегодно повышается.
Однако экспертизой проектов НПА поселений установлены нарушения, в том числе 4 финансовых нарушения. Финансовые нарушения касаются занижения доходов в сумме 85,4 тыс. рублей ( МУПам предоставлена возможность не уплачивать в бюджет часть прибыли, а направить на развитие предприятия), а также искажение форм отчетности на сумму 2106,6 тыс. рублей (нарушение устранено). Нефинансовые нарушения установлены в части несоответствия пояснительной записки требованиям статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ, несоответствие текстовых статей решений о бюджете (статья 184.1 Бюджетного кодекса РФ), несоответствие представляемых документов статье 184.2 Бюджетного кодекса РФ, а также в части неэффективного управления имуществом (МУПы работают без получения прибыли).
Контрольная деятельность
Одним из приоритетных направлений деятельности КСК является контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
В рамках осуществления контрольной деятельности в 2015 году проведено 14 мероприятий, в том числе по просьбе КСП Кировской области проведено дополнительно 5 мероприятий.
Проведены проверки законности и результативности использования бюджетных средств по следующим направлениям:
— использование субвенции, направленной в 2013-2014 годах на социальную поддержку детей-сирот;
— аудит эффективности предоставления в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности в 2012-2014 годах (проверка проведена как в муниципальном районе, так и в двух городских поселениях);
— использование межбюджетных трансфертов за 2013-2014 годы (МКДОУ детский сад комбинированного вида № 20 «Росинка»);
— использование средств бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2013-2014 годы (КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ»);
— ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования за 2013- 2015 годы (администрация района и Омутнинское городское поселение) ;
— мониторинг проведения ремонтов памятников и обелисков воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (управление культуры);
— аудит объектов газификации за 2013-2015 годы;
— государственная поддержка малого и среднего предпринимательства за 2014-2015 годы (администрация района и ОФПМП «Бизнес-Центр»;
— укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
— аудит средств, направленных на развитие профессионального образования Кировской области.
Кроме того, проведено мероприятие:
— внешняя проверка отчета главного администратора бюджетных средств — Управления образования Омутнинского района.
Результаты контрольных мероприятий свидетельствуют о необходимости укрепления финансовой дисциплины главных распорядителей бюджетных средств.
В проверяемом периоде установлены нарушения, связанные с несоблюдением положений законодательства, муниципальных нормативных правовых актов объектами проверок (главными распорядителями и их подведомственными учреждениями).
В ходе проводимых мероприятий рассматривались следующие вопросы:
— анализ соответствия нормативной базы района федеральному и региональному законодательству по проверяемому направлению;
— наличие и исполнение соглашений с Правительством Кировской области по реализации программ;
— правильность проведения процедуры закупок;
— наличие проектно-сметной документации;
— соответствие объемов выполненных работ формам КС-2 и КС-3;
— анализ своевременности поступления средств и расходования на реализацию мероприятий;
— оценка эффективности системы контроля за реализацией мероприятий;
— анализ своевременности принятия к бюджетному учету и ввода в эксплуатацию оборудования и так далее.
При проверке деятельности администраций муниципальных образований, учреждений выявлены нарушения закона о закупках, бюджетного законодательства, имелись замечания по бухгалтерскому учету, платежной дисциплине.
В результате проведения контрольных мероприятий установлено 429 нарушений, сумма финансовых нарушений составила 45 761,2 тыс. рублей.
В ходе проведения контрольных мероприятий зафиксировано наличие неиспользуемого имущества, что создает риски дополнительных (неэкономных) трат, которые могут нести администрации на его содержание.
Так, не используется в целях получения арендной платы 20 объектов в муниципальном районе и еще 13 объектов в городских поселениях.
Установлено неэффективное использование средств ФОМС в КОГБУЗ «Омутнинской ЦРБ» в сумме 9 657,0 тыс. рублей (ФОМС предъявил штрафные санкции за 2 года).
Кроме того, установлены прочие финансовые нарушения в сумме 36 104,2 тыс. рублей.
Наиболее крупные суммы нарушений установлены при проверке:
— малого предпринимательства (нарушены сроки возврата займов в ОФПМП «Бизнес-Центр» на сумму 21 217,8 тыс. рублей);
— средств ФОМС (не соблюдался норматив расходов на заработную плату по стационару в сумме 8 379,0 тыс. рублей в течение двух лет);
— предоставления в аренду имущества (недоимка составила 2 435,8 тыс. рублей).
Организационно-методическая и информационная деятельность
За истекший период 62 отчёта и заключения рассмотрено районной Думой, Советом Думы, Думами поселений, главой района и главами поселений.
По результатам мероприятий принято 48 нормативных правовых акта.
В рамках обеспечения взаимодействия с Контрольно-счётной палатой сотрудники КСК принимали участие в семинарах-совещаниях, видеоконференциях, проводимых КСП Кировской области, на которых рассматривались вопросы предстоящих проверок, подводились итоги проведённых совместных мероприятий.
С 2013 года учет мероприятий Контрольно-счётной комиссией проводится с использованием электронной системы учета «Находка — КСО».
В рамках расширения взаимодействия с правоохранительными органами сотрудники КСК принимали участие в совещаниях, проводимых Прокуратурой, а также в совместных мероприятиях.
Организовано взаимодействие с Финансовым управлением Омутнинского района, заключено соглашение, проводится обмен информацией по проведенным проверкам и установленным нарушениям.
В целях обеспечения доступа к информации о деятельности
КСК на официальном сайте Омутнинского района открыта страничка Контрольно-счётной комиссии. В СМИ и на сайте опубликованы 26 материалов о проводимых мероприятиях, принятых мерах по результатам проверок.
Заключение
В 2015 году в соответствии с планом работы Контрольно-счётной комиссии в полном объеме выполнены контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.
Результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о наличии нарушений и недостатков в работе органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий.
Деятельность комиссии была направлена как на предупреждение, так и на устранение нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.
Контрольно-счётная комиссия продолжила работу по выявлению резервов увеличения доходной части бюджета и расходованию бюджетных средств с достижением заданного результата.
По итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий вырабатывались предложения, направленные на эффективное управление муниципальным имуществом, повышение качества работы по учету и регистрации имущества, увеличение поступления неналоговых доходов.
Деятельность Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района в 2016 году также будет направлена, прежде всего, на выявление и предотвращение финансовых нарушений, системное применение аудита эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества, особое внимание будет уделено результативности муниципальных закупок, а также принятию мер по устранению выявленных нарушений в полном объеме.
Рассмотрен и принят к сведению Омутнинской районной Думой 24.02.2016.