Отчет о результатах деятельности Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района за 2016 год

Настоящий отчёт подготовлен в соответствии с требованиями статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 34.1 Устава муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, статьи 17 Положения о Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района, утвержденного решением Омутнинской районной Думы от 14.12.2011 № 99 (в редакции от 28.12.2016).

В отчётном периоде Контрольно-счётной комиссией обеспечивалась реализация основных полномочий, возложенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом муниципального образовании Омутнинский муниципальный район, Положением о Контрольно-счётной комиссии. Деятельность Контрольно-счётной комиссии построена на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

Основные итоги деятельности

Деятельность Контрольно-счётной комиссии (далее –КСК) осуществлялась  в соответствии с планом работы и была направлена на:

— предупреждение и профилактику нарушений в финансово-бюджетной сфере;

— повышение эффективности контроля за исполнением районного бюджета и бюджетов поселений;

— применение формы работы — аудит эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества;

— повышение результативности контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также эффективности работы органов местного самоуправления.

За 2016 год Контрольно-счётной комиссией Омутнинского района проведено 40 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В рамках взаимодействия с Контрольно-счётной палатой Кировской области (далее – КСП)  проведено 4 совместных мероприятия, благодаря которым удалось охватить проверками бюджетные средства, выделенные на реализацию социальных проектов, в том числе 1 мероприятие с элементами аудита эффективности использования средств бюджета района  (аудит эффективности использования бюджетных средств на строительство, реконструкцию и ремонт объектов капитального строительства за 2011-2016 годы).

В результате проведенных мероприятий КСК установлено 59 нарушений законодательства, в том числе установлено 41 нарушение (69,5%), которые нельзя устранить. Из общего количества 13 нарушений являются финансовыми, 46 нарушений —  нефинансовые.

Объём средств, охваченных контрольными мероприятиями, составил 573 725,4 тыс. рублей.

Объём выявленных финансовых нарушений составил 4 025,7 тыс. рублей, в том числе неэффективное использование бюджетных средств составило 1 086,9 тыс. рублей, использование средств с нарушением законодательства составило 3,4 тыс. рублей, прочие финансовые нарушения составили 1 319,4 тыс. рублей, занижение доходов составило 1 616,0 тыс. рублей.

Фактов нецелевого использования средств не установлено.

В целях реализации полномочий КСК по выявлению, предупреждению и устранению фактов нарушений использования бюджетных средств и муниципального имущества, руководителям организаций и учреждений вынесено 4 представления и направлено 13 информационных писем. В представлениях КСК изложены 37 предложений, из которых реализованы все 37 предложений или 100,0 %. Устранены финансовые нарушения на сумму 1 319,4 тыс. рублей или 32,8% от общей суммы нарушений. Все представления КСК находятся на контроле, необходимая информация об устранении нарушений регулярно запрашивается.

По результатам проверок к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо, к административной ответственности — 3 должностных лица.

Экспертно-аналитическая деятельность

Экспертно-аналитическая работа способствует предотвращению финансовых нарушений, так как заключения формируются, как правило, на проекты решений, что позволяет своевременно внести соответствующие коррективы и не допустить нарушений в последствии.

В 2016 году проведено 33 экспертно-аналитических мероприятия. Основным направлением в указанном аспекте деятельности КСК является экспертиза проектов нормативных правовых актов (далее – НПА), связанных с формированием и исполнением бюджетов, экспертиза муниципальных программ.

В ходе проведения экспертно-аналитических мероприятий установлено 18 нарушений на сумму 3 948,0 тыс. рублей.

В течение 2016 года  Контрольно-счётной комиссией осуществлялся предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета Омутнинского района и бюджетов поселений  района.

Подготовлено  11 заключений, касающихся формирования и исполнения бюджета района. 4 заключения подготовлено на проекты программ и других НПА муниципального района.

Экспертизой НПА муниципального района установлены 5 нарушений, из них наличие просроченной кредиторской задолженности на 01.01.2016 в сумме  1319,4 тыс. рублей, а также замечания по формированию проекта бюджета на очередной год,  неэффективное использование имущества в части работы МУПов без прибыли.

В 2012 году заключены соглашения по передаче КСК Омутнинского района полномочий по проведению внешнего финансового муниципального контроля  в поселениях. В рамках исполнения соглашений  проведены экспертизы отчетов об исполнении бюджетов за 2015 год в 9 поселениях района и экспертизы проектов бюджетов на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов также в  9 поселениях.

В результате проведенных мероприятий установлено 13 нарушений, из них финансовые на сумму 2 628,6 тыс. рублей.

Как показали проверки, отчеты об исполнении бюджетов поселений района за 2015 год в целом соответствовали требованиям Бюджетного кодекса и утвержденному порядку составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. Качество подготовки бюджетной отчетности главными распорядителями бюджетных средств ежегодно повышается. Также в целом соответствуют требованиям Бюджетного кодекса и проекты решений о бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

Однако экспертизой проектов НПА поселений установлены нарушения, в том числе 3 финансовых нарушения. Финансовые нарушения касаются занижения доходов в сумме 1 616,0 тыс. рублей ( МУПам предоставлена возможность не уплачивать в бюджет часть прибыли, а направить на развитие предприятия), а также неэффективное использование бюджетных средств за счет значительных остатков на счетах в сумме  1 012,6 тыс. рублей. Нефинансовые нарушения установлены в части несоответствия пояснительной записки требованиям статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ, несоответствие представляемых документов статье 184.2 Бюджетного кодекса РФ, а также в части  неэффективного управления имуществом (МУПы работают без получения прибыли).

Контрольная деятельность

Одним из приоритетных направлений деятельности КСК является контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

В рамках осуществления контрольной деятельности в 2016 году проведено 7 мероприятий.

Проведены  проверки законности и результативности использования бюджетных средств по следующим направлениям:

—  использование субсидии на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в рамках государственной программы Кировской области «Развитие образования» в 2014-2015 годах;

— аудит эффективности использования бюджетных  средств на строительство, реконструкцию и ремонт объектов капитального строительства за 2011-2016 годы;

— использование бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Кировской области «Содействие занятости населения Кировской области» в 2014-2015 годах (КОГКУ Центр занятости населения Омутнинского района);

— использование бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи» государственной программы Кировской области «Повышение эффективности реализации молодёжной политики и организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи» в 2015-2016 годах (МБУ ДО ДЮСШ Омутнинского района и МКОУ базовая НОШ г. Омутнинска).

Кроме того, проведены мероприятия:

— внешняя проверка отчета главного администратора бюджетных средств   Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района;

— проверка эффективности и результативности использования имущества, находящегося в собственности Омутнинского района и закреплённого на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями (МКДОУ детский сад № 16 «Малыш»).

Результаты контрольных мероприятий свидетельствуют о необходимости укрепления финансовой дисциплины главных распорядителей бюджетных средств.

В проверяемом периоде установлены нарушения, связанные с несоблюдением положений законодательства, муниципальных нормативных правовых актов объектами проверок (главными распорядителями и их подведомственными учреждениями).

В ходе проводимых мероприятий рассматривались следующие вопросы:

— анализ соответствия нормативной базы района федеральному и региональному законодательству по проверяемому направлению;

— наличие и исполнение соглашений с Правительством Кировской области по реализации программ;

— правильность проведения процедуры закупок;

— наличие проектно-сметной документации;

— соответствие объемов выполненных работ формам КС-2 и КС-3;

— анализ своевременности поступления средств и расходования на реализацию мероприятий;

— оценка эффективности системы контроля за реализацией мероприятий;

— анализ своевременности принятия к бюджетному учету и ввода в эксплуатацию оборудования и так далее.

В результате проведения контрольных мероприятий установлено 41 нарушение, сумма финансовых нарушений составила 77,7 тыс. рублей.

В ходе проведения контрольных мероприятий зафиксировано наличие  неиспользуемого имущества,  что создает риски дополнительных (неэкономных) трат, которые могут нести учреждения на его содержание.

Так, проверкой в МКДОУ детский сад № 16 «Малыш» установлено, что в процессе деятельности не используется швейная машина и не списаны два неисправных пылесоса (нарушения устранены после проверки).

Установлено неэффективное использование бюджетных средств в КОГКУ Центр занятости населения в сумме 74,3 тыс. рублей (допущены остатки на счетах).

Кроме того, установлено расходование бюджетных средств с нарушением законодательства в сумме 3,4 тыс. рублей (в МКОУ базовая НОШ г. Омутнинска предоставлены льготные места без предоставления необходимых документов во время организации летнего лагеря).

При проверке деятельности учреждений выявлены нарушения закона о закупках, бюджетного законодательства, имелись замечания по бухгалтерскому учету,  платежной дисциплине.

Так, допускалось искусственное разделение единого заказа, вносились изменения в муниципальные контракты, нарушались сроки оплаты по контрактам.

Организационно-методическая и информационная деятельность

За истекший период  40 отчётов  и заключений КСК рассмотрено районной Думой, Советом Думы, Думами поселений, главой района и главами поселений.

По результатам мероприятий принято 33 нормативных правовых акта.

В рамках обеспечения взаимодействия с Контрольно-счётной палатой сотрудники КСК принимали участие в семинарах-совещаниях, видеоконференциях, проводимых КСП Кировской области, на которых рассматривались вопросы предстоящих проверок, подводились итоги проведённых совместных мероприятий.

С 2013 года учет мероприятий Контрольно-счётной комиссией  проводится с использованием электронной системы учета «Находка — КСО».

В рамках расширения взаимодействия с правоохранительными органами сотрудники КСК принимали участие в совещаниях, проводимых Прокуратурой, а также в совместных мероприятиях.

Организовано взаимодействие с Финансовым управлением Омутнинского района, заключено Соглашение, проводится обмен информацией по проведенным проверкам и установленным нарушениям.

В целях обеспечения доступа к информации о деятельности
КСК на официальном сайте Омутнинского района открыта страничка Контрольно-счётной комиссии. В СМИ и на сайте опубликовано 20 материалов о проводимых мероприятиях, принятых мерах по результатам проверок.

Заключение

В 2016 году в соответствии с планом работы Контрольно-счётной комиссии в полном объеме выполнены контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.

Результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о наличии нарушений и недостатков в работе органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий.

Деятельность комиссии была направлена как на предупреждение, так и на устранение нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.

Контрольно-счётная комиссия продолжила работу по выявлению резервов увеличения доходной части бюджета и расходованию бюджетных средств с достижением заданного результата.

По итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий вырабатывались предложения, направленные на эффективное управление муниципальным имуществом, повышение качества работы по учету и регистрации имущества, увеличение поступления неналоговых доходов.

Деятельность Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района в 2017 году также будет направлена, прежде всего, на выявление и предотвращение финансовых нарушений, системное применение аудита эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества, особое внимание будет уделено результативности муниципальных закупок, а также принятию мер по устранению выявленных нарушений в полном объеме.