Настоящий отчёт подготовлен в соответствии с требованиями статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 34.1 Устава муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, статьи 17 Положения о Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района, утвержденного решением Омутнинской районной Думы от 14.12.2011 № 99 (в редакции от 28.12.2016).
В отчётном периоде Контрольно-счётной комиссией обеспечивалась реализация основных полномочий, возложенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом муниципального образовании Омутнинский муниципальный район, Положением о Контрольно-счётной комиссии. Деятельность Контрольно-счётной комиссии построена на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Основные итоги деятельности
Деятельность Контрольно-счётной комиссии (далее –КСК) осуществлялась в соответствии с планом работы и была направлена на:
— предупреждение и профилактику нарушений в финансово-бюджетной сфере;
— повышение эффективности контроля за исполнением районного бюджета и бюджетов поселений;
— применение формы работы — аудит эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества;
— повышение результативности контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также эффективности работы органов местного самоуправления.
За 2016 год Контрольно-счётной комиссией Омутнинского района проведено 40 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В рамках взаимодействия с Контрольно-счётной палатой Кировской области (далее – КСП) проведено 4 совместных мероприятия, благодаря которым удалось охватить проверками бюджетные средства, выделенные на реализацию социальных проектов, в том числе 1 мероприятие с элементами аудита эффективности использования средств бюджета района (аудит эффективности использования бюджетных средств на строительство, реконструкцию и ремонт объектов капитального строительства за 2011-2016 годы).
В результате проведенных мероприятий КСК установлено 59 нарушений законодательства, в том числе установлено 41 нарушение (69,5%), которые нельзя устранить. Из общего количества 13 нарушений являются финансовыми, 46 нарушений — нефинансовые.
Объём средств, охваченных контрольными мероприятиями, составил 573 725,4 тыс. рублей.
Объём выявленных финансовых нарушений составил 4 025,7 тыс. рублей, в том числе неэффективное использование бюджетных средств составило 1 086,9 тыс. рублей, использование средств с нарушением законодательства составило 3,4 тыс. рублей, прочие финансовые нарушения составили 1 319,4 тыс. рублей, занижение доходов составило 1 616,0 тыс. рублей.
Фактов нецелевого использования средств не установлено.
В целях реализации полномочий КСК по выявлению, предупреждению и устранению фактов нарушений использования бюджетных средств и муниципального имущества, руководителям организаций и учреждений вынесено 4 представления и направлено 13 информационных писем. В представлениях КСК изложены 37 предложений, из которых реализованы все 37 предложений или 100,0 %. Устранены финансовые нарушения на сумму 1 319,4 тыс. рублей или 32,8% от общей суммы нарушений. Все представления КСК находятся на контроле, необходимая информация об устранении нарушений регулярно запрашивается.
По результатам проверок к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо, к административной ответственности — 3 должностных лица.
Экспертно-аналитическая деятельность
Экспертно-аналитическая работа способствует предотвращению финансовых нарушений, так как заключения формируются, как правило, на проекты решений, что позволяет своевременно внести соответствующие коррективы и не допустить нарушений в последствии.
В 2016 году проведено 33 экспертно-аналитических мероприятия. Основным направлением в указанном аспекте деятельности КСК является экспертиза проектов нормативных правовых актов (далее – НПА), связанных с формированием и исполнением бюджетов, экспертиза муниципальных программ.
В ходе проведения экспертно-аналитических мероприятий установлено 18 нарушений на сумму 3 948,0 тыс. рублей.
В течение 2016 года Контрольно-счётной комиссией осуществлялся предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета Омутнинского района и бюджетов поселений района.
Подготовлено 11 заключений, касающихся формирования и исполнения бюджета района. 4 заключения подготовлено на проекты программ и других НПА муниципального района.
Экспертизой НПА муниципального района установлены 5 нарушений, из них наличие просроченной кредиторской задолженности на 01.01.2016 в сумме 1319,4 тыс. рублей, а также замечания по формированию проекта бюджета на очередной год, неэффективное использование имущества в части работы МУПов без прибыли.
В 2012 году заключены соглашения по передаче КСК Омутнинского района полномочий по проведению внешнего финансового муниципального контроля в поселениях. В рамках исполнения соглашений проведены экспертизы отчетов об исполнении бюджетов за 2015 год в 9 поселениях района и экспертизы проектов бюджетов на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов также в 9 поселениях.
В результате проведенных мероприятий установлено 13 нарушений, из них финансовые на сумму 2 628,6 тыс. рублей.
Как показали проверки, отчеты об исполнении бюджетов поселений района за 2015 год в целом соответствовали требованиям Бюджетного кодекса и утвержденному порядку составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. Качество подготовки бюджетной отчетности главными распорядителями бюджетных средств ежегодно повышается. Также в целом соответствуют требованиям Бюджетного кодекса и проекты решений о бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
Однако экспертизой проектов НПА поселений установлены нарушения, в том числе 3 финансовых нарушения. Финансовые нарушения касаются занижения доходов в сумме 1 616,0 тыс. рублей ( МУПам предоставлена возможность не уплачивать в бюджет часть прибыли, а направить на развитие предприятия), а также неэффективное использование бюджетных средств за счет значительных остатков на счетах в сумме 1 012,6 тыс. рублей. Нефинансовые нарушения установлены в части несоответствия пояснительной записки требованиям статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ, несоответствие представляемых документов статье 184.2 Бюджетного кодекса РФ, а также в части неэффективного управления имуществом (МУПы работают без получения прибыли).
Контрольная деятельность
Одним из приоритетных направлений деятельности КСК является контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
В рамках осуществления контрольной деятельности в 2016 году проведено 7 мероприятий.
Проведены проверки законности и результативности использования бюджетных средств по следующим направлениям:
— использование субсидии на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в рамках государственной программы Кировской области «Развитие образования» в 2014-2015 годах;
— аудит эффективности использования бюджетных средств на строительство, реконструкцию и ремонт объектов капитального строительства за 2011-2016 годы;
— использование бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Кировской области «Содействие занятости населения Кировской области» в 2014-2015 годах (КОГКУ Центр занятости населения Омутнинского района);
— использование бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи» государственной программы Кировской области «Повышение эффективности реализации молодёжной политики и организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи» в 2015-2016 годах (МБУ ДО ДЮСШ Омутнинского района и МКОУ базовая НОШ г. Омутнинска).
Кроме того, проведены мероприятия:
— внешняя проверка отчета главного администратора бюджетных средств Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района;
— проверка эффективности и результативности использования имущества, находящегося в собственности Омутнинского района и закреплённого на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями (МКДОУ детский сад № 16 «Малыш»).
Результаты контрольных мероприятий свидетельствуют о необходимости укрепления финансовой дисциплины главных распорядителей бюджетных средств.
В проверяемом периоде установлены нарушения, связанные с несоблюдением положений законодательства, муниципальных нормативных правовых актов объектами проверок (главными распорядителями и их подведомственными учреждениями).
В ходе проводимых мероприятий рассматривались следующие вопросы:
— анализ соответствия нормативной базы района федеральному и региональному законодательству по проверяемому направлению;
— наличие и исполнение соглашений с Правительством Кировской области по реализации программ;
— правильность проведения процедуры закупок;
— наличие проектно-сметной документации;
— соответствие объемов выполненных работ формам КС-2 и КС-3;
— анализ своевременности поступления средств и расходования на реализацию мероприятий;
— оценка эффективности системы контроля за реализацией мероприятий;
— анализ своевременности принятия к бюджетному учету и ввода в эксплуатацию оборудования и так далее.
В результате проведения контрольных мероприятий установлено 41 нарушение, сумма финансовых нарушений составила 77,7 тыс. рублей.
В ходе проведения контрольных мероприятий зафиксировано наличие неиспользуемого имущества, что создает риски дополнительных (неэкономных) трат, которые могут нести учреждения на его содержание.
Так, проверкой в МКДОУ детский сад № 16 «Малыш» установлено, что в процессе деятельности не используется швейная машина и не списаны два неисправных пылесоса (нарушения устранены после проверки).
Установлено неэффективное использование бюджетных средств в КОГКУ Центр занятости населения в сумме 74,3 тыс. рублей (допущены остатки на счетах).
Кроме того, установлено расходование бюджетных средств с нарушением законодательства в сумме 3,4 тыс. рублей (в МКОУ базовая НОШ г. Омутнинска предоставлены льготные места без предоставления необходимых документов во время организации летнего лагеря).
При проверке деятельности учреждений выявлены нарушения закона о закупках, бюджетного законодательства, имелись замечания по бухгалтерскому учету, платежной дисциплине.
Так, допускалось искусственное разделение единого заказа, вносились изменения в муниципальные контракты, нарушались сроки оплаты по контрактам.
Организационно-методическая и информационная деятельность
За истекший период 40 отчётов и заключений КСК рассмотрено районной Думой, Советом Думы, Думами поселений, главой района и главами поселений.
По результатам мероприятий принято 33 нормативных правовых акта.
В рамках обеспечения взаимодействия с Контрольно-счётной палатой сотрудники КСК принимали участие в семинарах-совещаниях, видеоконференциях, проводимых КСП Кировской области, на которых рассматривались вопросы предстоящих проверок, подводились итоги проведённых совместных мероприятий.
С 2013 года учет мероприятий Контрольно-счётной комиссией проводится с использованием электронной системы учета «Находка — КСО».
В рамках расширения взаимодействия с правоохранительными органами сотрудники КСК принимали участие в совещаниях, проводимых Прокуратурой, а также в совместных мероприятиях.
Организовано взаимодействие с Финансовым управлением Омутнинского района, заключено Соглашение, проводится обмен информацией по проведенным проверкам и установленным нарушениям.
В целях обеспечения доступа к информации о деятельности
КСК на официальном сайте Омутнинского района открыта страничка Контрольно-счётной комиссии. В СМИ и на сайте опубликовано 20 материалов о проводимых мероприятиях, принятых мерах по результатам проверок.
Заключение
В 2016 году в соответствии с планом работы Контрольно-счётной комиссии в полном объеме выполнены контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.
Результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о наличии нарушений и недостатков в работе органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий.
Деятельность комиссии была направлена как на предупреждение, так и на устранение нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.
Контрольно-счётная комиссия продолжила работу по выявлению резервов увеличения доходной части бюджета и расходованию бюджетных средств с достижением заданного результата.
По итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий вырабатывались предложения, направленные на эффективное управление муниципальным имуществом, повышение качества работы по учету и регистрации имущества, увеличение поступления неналоговых доходов.
Деятельность Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района в 2017 году также будет направлена, прежде всего, на выявление и предотвращение финансовых нарушений, системное применение аудита эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества, особое внимание будет уделено результативности муниципальных закупок, а также принятию мер по устранению выявленных нарушений в полном объеме.