Отчёт о результатах деятельности Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района за 2017 год

Настоящий отчёт подготовлен в соответствии с требованиями статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 34.1 Устава муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, статьи 17 Положения о Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района, утвержденного решением Омутнинской районной Думы от 14.12.2011 № 99 (в редакции от 30.08.2017).

В отчётном периоде Контрольно-счётной комиссией обеспечивалась реализация основных полномочий, возложенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом муниципального образовании Омутнинский муниципальный район, Положением о Контрольно-счётной комиссии. Деятельность Контрольно-счётной комиссии построена на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

Основные итоги деятельности

Деятельность Контрольно-счётной комиссии (далее –КСК) осуществлялась  в соответствии с планом работы и была направлена на:

— предупреждение и профилактику нарушений в финансово-бюджетной сфере;

— повышение эффективности контроля за исполнением районного бюджета и бюджетов поселений;

— применение формы работы — аудит эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества;

— повышение результативности контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также эффективности работы органов местного самоуправления.

За 2017 год Контрольно-счётной комиссией Омутнинского района проведено 36 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В рамках взаимодействия с Контрольно-счётной палатой Кировской области (далее – КСП)  проведено 5 совместных мероприятий, благодаря которым удалось охватить проверками бюджетные средства, выделенные на реализацию социальных проектов.

В результате проведенных мероприятий КСК установлено 1143 нарушения законодательства. Из общего количества 22 нарушения являются финансовыми, 1121 нарушение —  нефинансовое.

Объём выявленных финансовых нарушений составил 22 175,4 тыс. рублей, в том числе неэффективное использование бюджетных средств и имущества составило 576,8 тыс. рублей, нарушения при формировании и исполнении  бюджета составили 3 354,9 тыс. рублей, прочие финансовые нарушения составили 17 776,0 тыс. рублей , нарушения в сфере управления имуществом составили 247,4 тыс. рублей, нарушения в сфере закупок составили 216,1 тыс. рублей, нарушения при ведении бухгалтерского учета составили 4,2 тыс. рублей.

         Фактов нецелевого использования средств не установлено.

        В целях реализации полномочий КСК по выявлению, предупреждению и устранению фактов нарушений использования бюджетных средств и муниципального имущества, руководителям организаций и учреждений вынесено 18 представлений и направлено 20 информационных писем. В представлениях КСК изложены 130 предложений, из которых реализованы  92 предложения или 70,8 %, кроме того реализованы 80 предложений прошлых лет. Устранены финансовые нарушения на сумму 8 471,6 тыс. рублей или 38,2% от общей суммы нарушений. Все представления КСК находятся на контроле, необходимая информация об устранении нарушений регулярно запрашивается.

По результатам проверок к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица.

Экспертно-аналитическая деятельность

Экспертно-аналитическая работа способствует предотвращению финансовых нарушений, так как заключения формируются, как правило, на проекты решений, что позволяет своевременно внести соответствующие коррективы и не допустить нарушений в последствии.

В 2017 году проведено 29 экспертно-аналитических мероприятий. Основным направлением в указанном аспекте деятельности КСК является экспертиза проектов нормативных правовых актов (далее – НПА), связанных с формированием и исполнением бюджетов, экспертиза муниципальных программ.

В ходе проведения экспертно-аналитических мероприятий установлено 29 нарушений на сумму 20 179,1 тыс. рублей.

В течение 2017 года  Контрольно-счётной комиссией осуществлялся предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета Омутнинского района и бюджетов поселений  района.

Подготовлено  11 заключений, касающихся формирования и исполнения бюджета района, установлено 8 нарушений.

Экспертизой НПА муниципального района установлены финансовые нарушения в сумме 15 752,5 тыс. рублей, из них наличие просроченной кредиторской задолженности на 01.01.2017 в сумме  7 549,2 тыс. рублей, недоимка по состоянию на 01.01.2017составила 6 052,0 тыс. рублей, неисполнение плана по неналоговым доходам составило 2 151,3 тыс. рублей, а также замечания по формированию проекта бюджета на очередной год,  неэффективное использование имущества в части работы МУПов без прибыли.

С 2012 года реализуются соглашения по передаче КСК Омутнинского района полномочий по проведению внешнего финансового муниципального контроля  в поселениях. В рамках исполнения соглашений  проведены экспертизы отчётов об исполнении бюджетов за 2016 год в 9 поселениях района и экспертизы проектов бюджетов на 2018 год и плановый период 2019и 2020 годов также в  9 поселениях.

В результате проведенных мероприятий установлено 21 нарушение, сумма финансовых нарушений составила 4 426,6 тыс. рублей.

         Как показали проверки, отчеты об исполнении бюджетов поселений района за 2016 год в целом соответствовали требованиям Бюджетного кодекса и утвержденному порядку составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. Качество подготовки бюджетной отчетности главными распорядителями бюджетных средств ежегодно повышается. Также в целом соответствуют требованиям Бюджетного кодекса и проекты решений о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Однако экспертизой проектов НПА поселений установлены нарушения, в том числе 14 финансовых нарушений. Финансовые нарушения касаются занижения доходов в сумме 80,6 тыс. рублей ( МУПам предоставлена возможность не уплачивать в бюджет часть прибыли, а направить средства на развитие предприятия), а также неисполнение плана по доходам в сумме 174,0 тыс. рублей и на 01.01.2017 установлена недоимка в сумме 4 172,0 тыс. рублей. Нефинансовые нарушения установлены в части несоответствие представляемых документов статье 184.2 Бюджетного кодекса РФ, а также в части  неэффективного управления имуществом (МУПы работают без получения прибыли).

Контрольная деятельность

Одним из приоритетных направлений деятельности КСК является контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

В рамках осуществления контрольной деятельности в 2017 году проведено 7 мероприятий, проверками охвачено 33 объекта, подготовлено 13 актов .

Проведены  контрольные мероприятия по следующим направлениям:

— анализ эффективности использования бюджетных средств и имущества муниципальными унитарными предприятиями в 2014 – 2016 годах;

— проверка целевого использования бюджетных средств на организацию проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных в части организации и проведения отлова, учета, содержания и использования безнадзорных животных;

— проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2015 — 2017 годы;

— анализ формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов муниципальных образований района и поселений;

— проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Кировской области «Развитие здравоохранения» на 2013 – 2020 годы, за 2016 – 2017 годы (КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ»).

Кроме того, проведено мероприятие:

— внешняя проверка отчета главного администратора бюджетных средств   Управления по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Омутнинского района.

Результаты контрольных мероприятий свидетельствуют о необходимости укрепления финансовой дисциплины главных распорядителей бюджетных средств.

В проверяемом периоде установлены нарушения, связанные с несоблюдением положений законодательства, муниципальных нормативных правовых актов объектами проверок (главными распорядителями и их подведомственными учреждениями).

В ходе проводимых мероприятий рассматривались следующие вопросы:

— анализ соответствия нормативной базы района федеральному и региональному законодательству по проверяемому направлению;

— наличие и исполнение соглашений с Правительством Кировской области по реализации программ;

— правильность проведения процедуры закупок;

— наличие проектно-сметной документации;

— соответствие объемов выполненных работ формам КС-2 и КС-3;

— анализ своевременности поступления средств и расходования на реализацию мероприятий;

— оценка эффективности системы контроля за реализацией мероприятий;

— анализ своевременности принятия к бюджетному учету и ввода в эксплуатацию оборудования и так далее.

В результате проведения контрольных мероприятий установлено 1114 нарушений, сумма финансовых нарушений составила 1 996,3 тыс. рублей.

Значительное количество нарушений (531) установлено при проведении анализа деятельности муниципальных унитарных предприятий.

По большинству объектов, преданных предприятиям в хозяйственное ведение, не проведена государственная регистрация. Право хозяйственного ведения зарегистрировано на 15 объектов из 400. Не в полном объеме разработана администрациями нормативная правовая база по управлению предприятиями, установлены нарушения при проведении закупок. Установлены необоснованные выплаты в сумме 247,4 тыс. рублей. В ходе проведения контрольных мероприятий зафиксировано наличие  неиспользуемого имущества,  что создает риски дополнительных (неэкономных) трат, которые могут нести учреждения на его содержание.

480 нарушений установлено при проверке формирования и использования средств дорожных фондов.

Так, паспортизация дорог местного значения проведена по 8 автомобильным дорогам из 30 по муниципальному району и по 23 автомобильным дорогам из 220 по Омутнинскому городскому поселению. Отсутствует государственная регистрация прав на автомобильные дороги муниципального района на 22 объекта и городского поселения на 220 объектов. Нарушались сроки исполнения контрактов, допущена просроченная кредиторская задолженность за счет субсидий из областного бюджета в сумме 791,0 тыс. рублей, не в полном объеме были учтены ассигнования при формировании дорожных фондов поселений в сумме 131,4 тыс. рублей.

Проверкой использования бюджетных средств, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены нарушения сроков исполнения контрактов, процедурных мероприятий. Также не взысканы пени с застройщика за нарушение сроков исполнения контракта в сумме 219,1 тыс. рублей (исковое заявление подано после проведения проверки). Кроме того, установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 496,2 тыс. рублей. Расходы на утепление фасада дома были проведены за счет местного бюджета, а не в рамках исполнения гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом.

При проверке деятельности учреждений выявлены нарушения закона о закупках, бюджетного законодательства, имелись замечания по бухгалтерскому учету,  платежной дисциплине.

Организационно-методическая и информационная деятельность

За истекший период  42 отчета  и заключения КСК рассмотрено районной Думой, Думами поселений, главой района и главами поселений.

По результатам мероприятий принято 29 нормативных правовых актов.

В рамках обеспечения взаимодействия с Контрольно-счётной палатой сотрудники КСК принимали участие в семинарах-совещаниях, видеоконференциях, проводимых КСП Кировской области, на которых рассматривались вопросы предстоящих проверок, подводились итоги проведённых совместных мероприятий.

С 2013 года учет мероприятий Контрольно-счётной комиссией  проводится с использованием электронной системы учета «Находка — КСО».

В рамках расширения взаимодействия с правоохранительными органами сотрудники КСК принимали участие в совещаниях, проводимых Прокуратурой, а также в совместных мероприятиях.

Организовано взаимодействие с Финансовым управлением Омутнинского района, заключено Соглашение, проводится обмен информацией по проведённым проверкам и установленным нарушениям.

В целях обеспечения доступа к информации о деятельности
КСК на официальном сайте Омутнинского района открыта страничка Контрольно-счётной комиссии. В СМИ и на сайте опубликован 21 материал о проводимых мероприятиях, принятых мерах по результатам проверок.

Заключение

В 2017 году в соответствии с планом работы Контрольно-счётной комиссией в полном объёме выполнены контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Результаты проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о наличии нарушений и недостатков в работе органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий.

Деятельность КСК была направлена как на предупреждение, так и на устранение нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.

Контрольно-счетная комиссия продолжила работу по выявлению резервов увеличения доходной части бюджета и расходованию бюджетных средств с достижением заданного результата.

По итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий вырабатывались предложения, направленные на эффективное управление муниципальным имуществом, повышение качества работы по учёту и регистрации имущества, увеличение поступления неналоговых доходов.

Деятельность Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района в 2018 году также будет направлена, прежде всего, на выявление и предотвращение финансовых нарушений, системное применение аудита эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества, особое внимание будет уделено результативности муниципальных закупок, а также принятию мер по устранению выявленных нарушений в полном объеме.

Отчет принят к сведению решением Омутнинской районной Думы № 15 от 07.03.2018