ЗАКЛЮЧЕНИЕ на отчёт об исполнении бюджета муниципального обра-зования Омутнинский муниципальный район Кировской области за 2015 год

Заключение на отчёт «Об исполнении бюджета муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за 2015 год» подготовлено по результатам экспертизы проекта решения Омутнинской районной Думы «Об утверждении отчёта об исполнении бюджета муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за 2015 год», внешней проверки и анализа годовой отчётности главных администраторов бюджетных средств.

Заключение подготовлено на основании статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и составлено в соответствии со структурой, предусмотренной статьей 42 Положения «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Омутнинский муниципальный район Кировской области», утвержденным решением Омутнинской районной Думы от 11.12.2013 № 79 (с изменениями).

Бюджетная отчётность за 2015 год главе Омутнинского района представлена своевременно (до 1 апреля).

Решением Омутнинской районной Думы от 19.12.2014 № 65 «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» утверждён бюджет муниципального района на 2015 год.

В течение года в бюджет муниципального района внесено 7 изменений, последние изменения внесены 23 декабря 2015 года.

Бюджет муниципального района за 2015 год исполнен по доходам в сумме 661 707,0 тыс. рублей или 98,2% к плановым назначениям, по расходам в сумме 691 593,3 тыс. рублей или 95,9% к плану года. Дефицит бюджета составил 29 886,3 тыс. рублей.

Макроэкономические условия исполнения бюджета муниципального района.

Бюджет 2015 года был сформирован исходя из умеренной ситуации развития экономики района. Исполнение бюджета проходило в условиях роста макроэкономических показателей.

Экономическая ситуация в Омутнинском районе за 2015 год характеризуется следующими тенденциями. Темп роста оборота организаций по видам экономической деятельности по крупным и средним организациям за январь –декабрь 2015 года составил 115,5% к соответствующему периоду 2014 года. Рост показателя «отгружено товаров собственного производства» составил 13,8%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций за январь-декабрь 2015 года составила 20 011,5 рублей, рост к аналогичному периоду 2014 года составил 6,5%.

Среднесписочная численность работников организаций в 2015 году составила 10 683 человека или 96,3% к уровню 2014 года.

Анализ исполнения бюджета муниципального района по доходам.

Исполнение бюджета по доходам за 2015 год составило 661 707,0 тыс. рублей или 98,2 % к уточненному плану. Исполнение по налоговым и неналоговым доходам составило 100,4 %, по безвозмездным поступлениям – 97,4%.

Структура доходов бюджета:

— налоговые доходы – 19,8 %;

— неналоговые доходы – 8,3 %;

— безвозмездные поступления — 71,9 %.

В процессе исполнения бюджета 2015 года доходы по сравнению с первоначально утвержденными назначениями были увеличены на 32 350,8 тыс. рублей (5,0%).

По сравнению с предыдущим 2014 годом поступления в бюджет муниципального района в целом снизились на 12 565,0 тыс. рублей или на 1,9%, в том числе за счет снижения объема налоговых и неналоговых доходов с на 17 000,0 тыс. рублей или на 8,4%.

Анализ налоговых и неналоговых доходов.

Исполнение по налоговым и неналоговым доходам бюджета муниципального района составило 185 863,1 тыс. рублей или 100,4% к плановым назначениям, доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета составляет 28,1%.

Структура налоговых и неналоговых доходов:

налоговые доходы – 70,4%, в том числе:

— НДФЛ – 39,4%;

— налоги на совокупный доход – 22,5%;

— налог на имущество организаций – 5,0%;

— государственная пошлина – 2,0%;

— налоги на товары (работы, услуги) – 1,5%.

неналоговые доходы – 29,6%, в том числе:

— доходы от оказания платных услуг – 20,0%;

— доходы от использования имущества – 7,4%;

— штрафы – 1,3%;

— плата за негативное воздействие – 0,8%;

— доходы от продажи активов – 0,1%.

Налоговые доходы За 2015 год налоговые доходы поступили в сумме 130 822,6 тыс.

рублей или 98,9% к уточненным назначениям года. Исполнение уточненных плановых назначений не обеспечено по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).

Не обеспечен рост поступлений по налоговым доходам за 2015 год в сравнении с 2014 годом. В целом снижение по налоговым доходам составило 17 618,0 тыс. рублей или 11,9%. Снижение допущено в основном за счет снижения НДФЛ, в связи с отменой в 2015 году дополнительного норматива отчислений. В сопоставимых условиях по НДФЛ достигнут рост к 2014 году. Также снижение к уровню 2014 года допущено по налогу на имущество Организаций, за счет возвратов переплаты за 2013-2014 годы.

По другим видам налоговых доходов отмечается рост в сравнении с 2014 годом.

Неналоговые доходы.

За отчетный период в бюджет муниципального района неналоговые доходы поступили в сумме 55 040,5 тыс. рублей или 104,1 % к плану года. Исполнение достигнуто по всем видам неналоговых доходов. Сверх уточненного плана в бюджет поступило 2 168,8 тыс. рублей.

В целом по неналоговым доходам за 2015 год обеспечен рост поступлений к уровню 2014 года на 618,0 тыс. рублей или 1,1%.

В составе неналоговых доходов установлен прирост по сравнению с 2014 годом по доходам от использования имущества, плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также по штрафам, санкциям, возмещению ущерба.

Поступления по доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходам от продажи материальных и нематериальных активов ниже уровня 2014 года.

Недоимка.

Недоимка, как и в прежние годы, остается источником дополнительного поступления средств в бюджет муниципального района.

В результате принятия комплекса мер за 2015 год недоимка снизилась на 294,1 тыс. рублей или 8,3% и составила на 01 января 2016 года 3 256,2 тыс. рублей.

Анализ безвозмездных поступлений.

Безвозмездные поступления в бюджет муниципального района за 2015 год поступили в объеме 475 843,9 тыс. рублей или 97,4% от плановых годовых назначений.

В структуре безвозмездных поступлений наибольший удельный вес имеют субвенции (59,7%), субсидии (20,2%) и дотации (17,6%).

По сравнению с 2014 годом объем безвозмездных поступлений увеличился на 4 435,0 тыс. рублей или 0,9%.

Управление муниципальным имуществом.

«Программа управления муниципальным имуществом Омутнинского района на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» утверждена решением Омутнинской районной Думы от 26.11.2014 № 63. Отчёт об исполнении программы на момент написания заключения в районную Думу не представлен.

Первоначальной редакцией программы предусматривалось получение части прибыли от муниципальных унитарных предприятий в сумме 84,0 тыс. рублей, в том числе:

— МУП ДОЛ «Колокольчик» в сумме 84,0 тыс. рублей;

— МУП «Омутнинское АТП» в сумме 0,0 тыс. рублей;

— МУП ЖКХ Омутнинского района в сумме 0,0 тыс. рублей.

Фактически за 2014 год чистая прибыль получена только МУП ДОЛ «Колокольчик» в сумме 31,6 тыс. рублей.

Поступления в бюджет муниципального района от муниципальных предприятий в 2015 году составили 6,326 тыс. рублей (поступления от МУП ДОЛ «Колокольчик»). Таким образом, муниципальное имущество, переданное муниципальным предприятиям в хозяйственное ведение (390 единиц с остаточной стоимостью 65 466,4 тыс. рублей), используется неэффективно.

Контрольными мероприятиями, проведенными Контрольно-счётной комиссией, установлено, что семь объектов муниципального имущества не используются в целях получения арендной платы. Установлены случаи несвоевременной оплаты по договорам аренды имущества, при этом плановые проверки использования арендованного имущества, как правило, не проводятся.

Анализ исполнения бюджета муниципального района по расходам.

Расходная часть бюджета муниципального района за 2015 год исполнена в сумме 691 593,3 тыс. рублей, или на 95,9% к уточненным бюджетным назначениям. В течение года в бюджет муниципального района вносились изменения, в результате объем расходов бюджета муниципального района увеличен на 64 978,5 тыс. рублей или на 9,9% к первоначальному годовому плану. Расходы бюджета муниципального района, как и в прошлые годы, направляются на финансирование расходов социальной сферы. На решение задач данного направления израсходовано 78,7 % от общего объема расходов.

Структура расходов бюджета за 2015 год:

— образование – 60,4%;

— социальная политика – 10,7%;

— культура – 7,4%;

— общегосударственные вопросы – 7,3%;

— жилищно-коммунальное хозяйство – 5,1%;

— национальная экономика – 3,7%;

— обслуживание муниципального долга – 2,8%;

— межбюджетные трансферты – 2,1%;

— национальная оборона и безопасность – 0,3%;

— физкультура и спорт – 0,2%.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы в целом снизились на 71 952,7 тыс. рублей или на 9,4%.

Сохраняется тенденция осуществления большей части расходов во втором полугодии (61,3%).

Расходы на обслуживание муниципального долга составили 19 580,8 тыс. рублей, объем расходов не превысил ограничения, установленные статьёй 111 БК РФ.

Отмечен значительный рост расходов на обслуживание муниципального долга на 10 440,5 тыс. рублей или в 1,1 раза по сравнению с 2014 годом.

3.1. Анализ расходов в разрезе главных распорядителей средств бюджета муниципального района

Анализа освоения средств в разрезе главных распорядителей бюджетных средств показал, что финансирование всех главных распорядителей проводилось равномерно. Уровень финансирования составляет от 83,4% до 99,8%.

3.2. Анализ расходов бюджета муниципального района на реализацию муниципальных программ

Бюджет муниципального района на 2015 год был принят и исполнялся, как программный бюджет. На реализацию 6 муниципальных программ в 2015 году направлено 687 235,1 тыс. рублей, исполнение составило 95,9% к уточненному плану. Таким образом, 99,4% от общего объема расходов бюджета муниципального района расходуется в рамках муниципальных программ.

Оценка эффективности муниципальных программ ежегодно проводится отделом экономики в срок до 01 июня следующего за отчетным года.

3.3. Анализ использования средств резервного фонда

Расходы за счет средств резервного фонда за 2015 год составили 300,0 тыс. рублей. Расходы производились в соответствие со статьей 81 Бюджетного кодекса РФ и на основании распоряжений администрации района. Нарушений не установлено.

3.4. Анализ кредиторской задолженности

По состоянию на 01.01.2016 установлена просроченная кредиторская задолженность в сумме 1 319,4 тыс. рублей по начислениям на за работную плату за ноябрь 2015 года по муниципальным общеобразовательным учреждениям.

Сбалансированность бюджета муниципального района, муниципальный долг, бюджетные кредиты.

Первоначальной редакцией решения о бюджете муниципального района дефицит бюджета утвержден в сумме 14 500 тыс. рублей. В течение года внесены изменения в части размера дефицита и в результате дефицит составил 46 127,7 тыс. рублей.

Фактически на 01.01.2016 бюджет муниципального района исполнен с дефицитом в сумме 29 866,3 тыс. рублей. Объем дефицита бюджета муниципального района соответствует статье 92.1 БК РФ.

По состоянию на 01.01.2016 муниципальный долг муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области составил 147 300,0 тыс. рублей, что в 1,3 раза выше аналогичного показателя на 01.01.2015. Доля муниципального внутреннего долга от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района без учета дополнительного норматива отчислений по НДФЛ по состоянию на конец отчетного периода составила 79,3%.

Размер муниципального долга Омутнинского района на 01.01.2016 не превышает верхний предел, установленный решением о бюджете на 2015 год и соответствует требованиям статьи 107 БК РФ.

Структура муниципального долга Омутнинского района за 2015 год:

— кредиты кредитных организаций – 115 500,0 тыс. рублей;

— бюджетные кредиты – 31 800,0 тыс. рублей.

Из областного бюджета привлечены кредиты в бюджет муниципального района в сумме 75 600,0 тыс. рублей. Для покрытия дефицита бюджета района использовались также кредиты кредитных организаций в сумме 227 000,0 тыс. рублей.

Фактически за истекший период погашено кредитов кредитным организациям на сумму 209 000,0 тыс. рублей и бюджетных кредитов на сумму 57 000,0 тыс. рублей.

В 2015 году бюджетам поселений из бюджета муниципального района не предоставлялись бюджетные кредиты.

Муниципальные гарантии бюджетом муниципального района не планировались и не предоставлялись.

  1. Анализ бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств.

В соответствии со статьей 264.4. Бюджетного кодекса РФ и статьей 42 «Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Омутнинский муниципальный район Кировской области» проведена внешняя проверка бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств за 2015 год (далее – ГАБС). Проверка проведена в Управлении муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района. Нарушений не установлено.

При проведении контрольных мероприятий в учреждениях района установлены случаи нарушения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Отмечались случаи нарушения платежной дисциплины.

  1. Выводы.

Контрольно-счётная комиссия подтверждает достоверность отчёта об исполнении бюджета за 2015 год муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области.

6.1. Отмечается значительный рост муниципального долга, а также расходов на обслуживание муниципального долга.

6.2. Не представлен отчёт по программе управления имуществом.

6.3. Установлено неэффективное использование имущества, переданного в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям.