Заключение на проект решения «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

Заключение Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района на проект решения «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ), Положением «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Омутнинский муниципальный район Кировской области» и Положением «О Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района» и иными нормативными правовыми актами района.

В основу формирования бюджета муниципального района положены Методики формирования доходов и расходов, Бюджетное послание главы  района. Бюджет сформирован исходя из параметров прогноза социально-экономического развития Омутнинского района (далее – Прогноз).

На период до 2019 года прогнозируются относительно умеренные темпы роста экономики. Оборот организаций  будет расти до 5,0% ежегодно, рост  поступления налоговых и иных платежей во все уровни бюджета планируется ежегодно от 4,0% в год, рост оборота субъектов малого предпринимательства планируется до 7,0% ежегодно.

В этих условиях предполагается, что прибыль прибыльных организаций, зарегистрированных на территории района, сохранится на уровне 2016 года, фонд заработной платы будет возрастать на 5,0% ежегодно.

Основные характеристики бюджета Омутнинского муниципального района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов

С учетом показателей прогноза социально-экономического развития района по умеренному варианту, предполагающему более низкие темпы роста, сформированы основные параметры бюджета муниципального на 2017 год и плановый период (приведены в таблице).

тыс. рублей

  2017 год

(прогноз)

2018 год

(прогноз)

2019 год

(прогноз)

Доходы, в том числе:

 

573 582,0 543 000,8 548 367,1
налоговые доходы 149 574,5 156 256,2 163 753,1
неналоговые доходы 57 816,1 60 315,1 62 592,2
безвозмездные поступления 366 191,4 326 429,5 322 021,8
Расходы 573 582,0 543 000,8 548 367,1
Дефицит 0 0 0

Общие параметры бюджета муниципального района на 2017 год

С учетом показателей прогноза социально-экономического развития района, сформированы основные параметры бюджета муниципального района на 2017год (приведены в таблице).

тыс. рублей

  2016 год

(уточненный план)

2016 год

(оценка)

2017 год

(прогноз)

Доходы, в том числе 610 961,5 610 961,5 573 582,0
налоговые доходы 146 171,2 148 184,7 149 574,5
неналоговые доходы 56 458,4 54 444,9 57 816,1
безвозмездные поступления 408 331,9 408 331,9 366 191,4
Расходы 646 260,9 646 260,9 573 582,0
Дефицит 35 299,4 35 299,4 0

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета муниципального района на 2017 год предусматривается в размере 573 582,0 тыс. рублей, что ниже оценки поступления доходов за 2016 год на 6,1%.

При этом налоговые и неналоговые доходы составят 207 390,6 тыс. рублей и возрастут к уровню оценки 2016 года на 2,3%.

Безвозмездные поступления планируются в сумме 366 191,4 тыс. рублей или со снижением к оценке 2016 года на 10,3%.

Общий объем расходов бюджета муниципального района на 2017 год планируется в размере 573 582,0 тыс. рублей, что ниже уточненного плана 2016 года на 11,2%.

Дефицит бюджета муниципального района на 2017 год не запланирован.

Доходы бюджета муниципального района

Доходная часть бюджета муниципального района на 2017 год планируется в объеме 573 582,0 тыс. рублей, что на 37 379,5 тыс. рублей или 6,1% ниже ожидаемой оценки 2016 года.

Структура доходов бюджета муниципального района на 2017 год:

— налоговые доходы – 26,1 %;

— неналоговые доходы – 10,1 %;

— безвозмездные поступления  — 63,8 %.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального района составляют более третьей части от общего объема доходов.

Налоговые доходы

 Налоговые доходы на 2017 год планируются в размере 149 574,5 тыс. рублей, что выше оценки 2016 года на 1 389,8 тыс. рублей или 0,9%.

Доля налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в общем объеме налоговых доходов составляет 55,5%. Объем поступления НДФЛ рассчитан исходя из прогнозируемого фонда оплаты труда. Кроме того, при расчете  НДФЛ учтен поправочный коэффициент 0,03 по скрытой от налогообложения заработной плате, утвержденный постановлением Правительства Кировской области от 25.11.2016 № 30/195 «Об утверждении отдельных показателей для формирования проекта областного бюджета и определения межбюджетных трансфертов на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Снижение НДФЛ планируется за счет исключения сумм налога, носящих единовременный характер.

Снижение доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты обусловлено изменением норматива распределения данного доходного источника.

По другим видам  налоговых доходных источников планируется рост к уровню оценки 2016 года.

Неналоговые доходы

Неналоговые доходы в 2017 году прогнозируются в сумме 57 816,1 тыс. рублей, что выше оценки 2016 года на 3 371,2 тыс. рублей или 6,2%.

Прогноз поступления неналоговых доходов сформирован с учетом изменения законодательства, коэффициентов индексации ставок и предложений главных администраторов доходов.

Планируется рост неналоговых доходов по следующим видам источников: доходы от сдачи в аренду имущества, плата за негативное воздействие на окружающую среду, доходы от оказания платных услуг и штрафам.  По другим видам неналоговых доходов ожидается снижение.

Поступления от муниципальных унитарных предприятий в 2017 году планируются только от МУП ДОЛ «Колокольчик» в сумме 6,0 тыс. рублей. МУП ЖКХ Омутнинского района, МУП «Омутнинское АТП» получение прибыли от своей деятельности за 2016 год не планируют. Таким образом, муниципальное имущество (остаточная стоимость 69,2 млн. рублей), переданное двум МУПам, используется не эффективно.

Недоимка

Недоимка, как и в прежние годы, остается источником дополнительного поступления средств для бюджета муниципального района.

Недоимка в бюджет муниципального района на 01.11.2016 сложилась в сумме 6 793,3 тыс. рублей. Объем недоимки, возможной к взысканию, составляет 6 754,4 тыс. рублей.

В проекте бюджета муниципального района учтена недоимка по данным ИФНС России № 3 по Кировской области в сумме 1 360,3 тыс. рублей ил 54,1% от суммы недоимки по состоянию на 01.07.2016.

 Безвозмездные поступления

Безвозмездные поступления в бюджете муниципального района на 2017 год учтены в размере 366 191,4 тыс. рублей, в том числе 57 393,0 тыс. рублей – дотации, 55 765,0 тыс. рублей – субсидии, 249 230,2 тыс. рублей – субвенции, 3 802,2 тыс. рублей – межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджетов поселений.

Расходы бюджета муниципального района

 Исходя из сложившихся параметров бюджета муниципального района, прогнозируемые доходы бюджета не покрывают полностью даже первоочередные расходы.

На 2017 год расходы на оплату труда и начисления на них предусмотрены из расчета 67% от годового фонда оплаты труда. Коммунальные услуги предусмотрены в полном объеме, материальные затраты учреждений, финансируемых за счет средств бюджета района, предусмотрены на уровне 2016 года без индексации.

Объем расходной части бюджета муниципального района на 2017 год запланирован в сумме 573 582,0 тыс. рублей, что на 72 678,9 тыс. рублей или 11,2% ниже ожидаемой оценки за 2016 года.

Значительная часть расходов бюджета муниципального района, как и прежде, направляется на исполнение обязательств социально-культурной сферы.

Снижение объема расходов планируется практически по всем направлениям.

Ежегодно возрастают расходы на обслуживание муниципального долга. Расходы по данному направлению на 2017 году прогнозируются в размере  20 000,0 тыс. рублей, что на 1 412,0 тыс. рублей или 7,6% выше ожидаемой оценки 2016 года. Расходы на обслуживание муниципального долга не превышают предельного значения, установленного статьей 111 БК РФ.

Расходы  бюджета муниципального района на реализацию муниципальных программ

Бюджет на 2017 год планируется программным.

Предусмотрены расходы на реализацию 6 муниципальных программ.

Внепрограммные расходы планируются на содержание представительного органа муниципального образования Омутнинской районной Думы.

Муниципальные программы разработаны, утверждены постановлениями администрации района. Необходимо провести уточнение муниципальных программ после утверждения бюджета.

Сбалансированность бюджета муниципального района, муниципальный долг, бюджетные кредиты

Дефицит бюджета муниципального района на 2017 год не планируется.

Источником финансирования дефицита бюджета в 2017 году являются кредитные заимствования. Планируется привлечение и погашение кредитов кредитных организаций для погашения действующих долговых обязательств. За счет средств областного бюджета планируется привлечение и погашение кредитов на покрытие временных кассовых разрывов. За счет средств федерального бюджета планируется привлечение и погашение кредитов на пополнение остатков средств на счетах. Большая часть привлекаемых кредитов расходуется на погашение ранее привлеченных кредитных ресурсов.

Планируется предоставление и возврат бюджетных кредитов муниципальным образованиям района в рамках финансового года.

Муниципальный долг прогнозируется на 2017 год в объеме 166 300 тыс. рублей. Значение муниципального долга соответствует требованиям статьи 107 БК РФ.

Выводы и предложения       

  1. Основные параметры проекта решения Омутнинской районной Думы «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. В основу расчета бюджета муниципального района положены Методики формирования доходов и расходов. Бюджет муниципального района сформирован бездефицитным.
  2. В материалах к проекту бюджета муниципального района не раскрыты направления экономии расходов, поступление дополнительных доходов, при этом, расходы предусмотрены не в полном объеме.
  3. Принять меры по эффективному использованию муниципального имущества, переданного муниципальным унитарным предприятиям района.
  4. Увеличение объема заимствований свидетельствует о наличии рисков в обеспечении долговых обязательств и усилении зависимости бюджета муниципального района от кредитов коммерческих банков, что может негативно сказаться на финансировании муниципальных программ.
  5. С учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении Контрольно-счетная комиссия Омутнинского района поддерживает принятие решения «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».