Анализ исполнения бюджета по доходам
Исполнение бюджета по доходам за 1 квартал 2019 года составило 175 061,8 тыс. рублей или 25,6 % к уточненному годовому плану.
Исполнение плана по налоговым и неналоговым доходам составило 22,1 %, по безвозмездным поступлениям – 27,5 %.
За 1 квартал текущего года в сравнении с 1 кварталом 2018 года доходы бюджета снизились на 15 843,8 тыс. рублей или на 8,3 %.
Структура доходов за 1 квартал 2019 года сложилась следующая:
- налоговые и неналоговые доходы – 31,2 % (в том числе налоговые доходы – 71,4 %, неналоговые доходы – 28,6 %);
- безвозмездные поступления – 68,8 %.
За 1 квартал прошлого года доля налоговых и неналоговых доходов в общем объёме доходов составляла 28,0 %, безвозмездных поступлений – 72,0 %.
Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 54 541,1 тыс. рублей, что выше уровня 1 квартала 2018 года на 1 062,7 тыс. рублей или на 2,0 %.
Налоговые доходы исполнены в сумме 38 934,6 тыс. рублей или на 20,8 % к годовым назначениям. Налоговые доходы поступили с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 4 852,5 тыс. рублей или на 14,2 %.
По большинству доходным источникам обеспечен рост по сравнению с 1 кварталом 2018 года.
Основными источниками увеличения налоговых доходов стали налог на доходы физических лиц (рост к аналогичному периоду 2018 года на 2 147,6 тыс. рублей или на 10,5 %) и налог, взимаемый в связи с применением упрощенный системы налогообложения (рост на 3 022,0 тыс. рублей или на 43,8 %).
Также достигнут рост поступления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в сравнении с 1 кварталом 2018 года на 26,1 %, единого сельскохозяйственного налога — в 4,2 раза, налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, — на 31,5 %, государственной пошлины — на 34,1 %.
В то же время отмечается снижение поступлений налоговых доходов по двум источникам в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности снизились на 627,8 тыс. рублей (16,4 %) и по налогу на имущество организаций – на 281,4 тыс. рублей (28,6 %).
Неналоговые доходы поступили в сумме 15 606,5 тыс. рублей, исполнение составило 26,0 % к уточненному плану. К уровню 1 квартала 2018 года снижение на 3 789,8 тыс. рублей или на 19,5 %.
Не обеспечен рост по четырем видам неналоговых доходных источников:
- по доходам, получаемым в виде арендной платы за муниципальное имущество (снижение на 3 188,8 тыс. рублей или на 70,8 %),
- по прочим доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (на 7,2 тыс. рублей или на 17,8 %),
- по платежам при пользовании природными ресурсами (на 308,6 тыс. рублей или на 133,2 %),
- по доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (на 1 612,4 тыс. рублей или на 11,4 %).
Вместе с тем по четырем видам неналоговых доходов сложился рост поступлений к уровню прошлого года:
- по платежам от муниципальных унитарных предприятий (на 8,0 тыс. рублей),
- по доходам от продажи муниципального имущества (на 255,4 тыс. рублей (в 21,6 раза),
- по штрафам, санкциям, возмещению ущерба (на 1 065,2 тыс. рублей или в 3,1 раза),
- по прочим неналоговым доходам (на 1,3 тыс. рублей).
Недоимка по платежам в бюджет муниципального района за 1 квартал текущего года снизилась на 297,5 тыс. рублей или на 4,8 % и на 01.04.2019 составила 5 950,8 тыс. рублей.
Наибольший удельный вес в структуре недоимки занимает задолженность по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (49,2 %), по налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (19,5 %), по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки (21,5 %).
Безвозмездные поступления за отчетный период составили 120 520,7 тыс. рублей или исполнены на 27,5 % и к уровню прошлого их объем уменьшился на 16 906,5 тыс. рублей или на 12,3 % — в основном за счет уменьшения объема дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Анализ исполнения бюджета по расходам
Расходная часть бюджета муниципального района за 1 квартал 2019 года исполнена в сумме 188 090,7 тыс. рублей, или на 27,2 % к годовым бюджетным ассигнованиям.
Объём расходов по отношению к аналогичному периоду 2018 года уменьшился на 18 822,4 тыс. рублей или на 9,1 %.
На финансирование учреждений социально-культурной сферы направлено 161 658,9 тыс. рублей или 85,9 % от общего объема расходов.
В 1 квартале текущего года не осваивались средства бюджета по трем подразделам «Судебная система», «Сельское хозяйство и рыболовство», «Охрана окружающей среды» и низкое освоение по подразделу «Молодежная политика» (0,8 % от годовых ассигнований).
Расходы на обслуживание муниципального долга составили 2 373,0 тыс. рублей (14,0 % к годовым ассигнованиям) и снизились к соответствующему периоду 2018 года на 1 868,8 тыс. рублей или на 44,1 %. Значительное снижение расходов объясняется следующими причинами:
- в январе 2019 года процентные платежи коммерческим банкам не перечислялись, так как за декабрь 2018 года были перечислены досрочно в декабре 2018 года;
- в результате частичной замены дорогих коммерческих кредитов более дешевыми заимствованиями из федерального бюджета (в сумме 15 000,0 тыс. рублей);
- за счет уменьшения задолженности по коммерческим кредитам (на 2 400,0 тыс. рублей);
- в результате снижения процентных ставок по коммерческим кредитам.
Информация о снижении процентных ставок представлена в следующей таблице.
Наименование кредитора | 1 квартал 2018 года | 1 квартал 2019 года | Снижение процентной ставки | ||
Сумма по муниципальному контракту (млн. рублей) | Процентная ставка по муниципальному контракту | Сумма по муниципальному контракту (млн. рублей) | Процентная ставка по муниципальному контракту | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6=5-3 |
ПАО «Сбербанк России» | 86,5 | 9,87 % | 116,5 | 7,84 % | -2,03 |
АО КБ «Хлынов» | 30,0 | 8,7 % | 15,0 | 8,14 % | -0,56 |
ПАО «Сбербанк России» | 30,0 | 9,24 % | |||
ПАО «Сбербанк России» | 22,2 | 9,42 % | |||
АО «Первый Дортрансбанк» | 34,8 | 8,9 % | |||
ВСЕГО, млн. рублей | 168,7 | 166,3 |
Расходование средств бюджета проводилось по семи муниципальным программам. Объём средств на реализацию программ за 1 квартал 2019 года составил 187 790,0 тыс. рублей или 27,2 % к годовым ассигнованиям.
Ниже среднего уровня освоения средств по муниципальным программам (27,2 %) исполнены расходы по муниципальной программе «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами на территории Омутнинского района Кировской области» на 15,2 % ввиду того, что в 1 квартале текущего года не осуществлялись расходы на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенции из областного бюджета.
По состоянию на 01.04.2019 по бюджету муниципального района допущена просроченная кредиторская задолженность в сумме 765,4 тыс. рублей за приобретенные продукты питания муниципальными образовательными учреждения.
Дефицит бюджета и муниципальный долг
Дефицит бюджета муниципального района на 01.04.2019 составил 13 028,9 тыс. рублей. Источником финансирования дефицита бюджета являются привлечение кредитных ресурсов в сумме 10 000,0 тыс. рублей и изменение остатков средств на счете бюджета в сумме 3 028,9 тыс. рублей.
Размер муниципального долга Омутнинского района по состоянию на 01.04.2019 составил 196 300,0 тыс. рублей или 79,4 % от предельного объёма муниципального внутреннего долга на 2019 год, установленного решением Омутнинской районной Думы «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Муниципальный долг Омутнинского района за 1 квартал 2019 года увеличился на 10 000,0 тыс. рублей за счет увеличения задолженности по бюджетным кредитам.
Выводы и предложения
- С учетом не поступления в 1 квартале текущего года платы за негативное воздействие на окружающую среду (- 77,0 тыс. рублей) в связи с возвратом из бюджета переплаченных сумм и перевыполнения годового плана по поступлениям единого сельскохозяйственного налога (343,0 %), доходов от компенсации затрат государства (614,8 %), доходов от реализации муниципального имущества и земельных участков (778,6 %), а также в виду тенденции роста поступлений налога на доходы физических лиц к уровню прошлого года (110,5 %) рекомендовать администрации района (при наличии оснований) произвести корректировку данных доходных источников.
- Расходы на обслуживание муниципального долга Омутнинского района сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1 868,8 тыс. рублей (44,1 %) и составили 2 373,0 тыс. рублей (14,0 % от годовых ассигнований). При сохранении в течение года сложившихся параметров (тенденций) обслуживания муниципального долга Омутнинского района имеется резерв по сокращению расходов на его обслуживание.
- При наличии остатков средств на счете бюджета муниципального района (без учета целевых средств) по состоянию на 01.04.2019 в сумме 3 150,3 тыс. рублей, в том числе остатка на лицевом счете Управления образования Омутнинского района в сумме 2 160,9 тыс. рублей, допущена просроченная кредиторская задолженность в сумме 765,4 тыс. рублей.
В целях недопущения дополнительных затрат бюджета за несвоевременное исполнение муниципальных контрактов (договоров) на приобретение товаров (работ, услуг) необходимо усилить контроль за своевременной и полной оплатой товаров (работ, услуг).