Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг эффективности использования бюджетных средств на реализацию мероприятий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений за 6 месяцев и 9 месяцев 2019 года (в рамках последующего контроля за устранением нарушений, выявленных предыдущим контрольным мероприятием)»

  1. Основание проведения экспертно-аналитического мероприятия:

План работы Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района на 2019 год, утвержденный распоряжением председателя Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района от 19.12.2018 № 5 (п. 1.9).

  1. Цель экспертно-аналитического мероприятия:

Оценить эффективность использования средств субвенций из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты) на жилое помещение за 6 и 9 месяцев 2019 года, а также эффективность использования жилых помещений, включенных в специализированный жилищный фонд для детей-сирот.

  1. Предмет экспертно-аналитического мероприятия:

Документы, подтверждающие плановые и фактические объемы финансирования из областного бюджета, нормативные правовые акты, регламентирующие операции с бюджетными средствами, платежные и иные первичные документы, подтверждающие получение и расходование бюджетных средств, бухгалтерская и иная отчетность, информация о реализации мероприятий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

  1. Объект экспертно-аналитического мероприятия:
  • Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования Омутнинский района Кировской области (далее – УМИ и ЗР);
  • Управление образования администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее – Управление образования).
  1. Исследуемый период: январь-июнь 2019 года.
  2. Сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия: Контрольное мероприятие начато 26 июня 2019 года, закончено 15 июля 2019 года.

Экспертно-аналитическое мероприятие проведено:

  • Председателем Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района Гоголевой Натальей Владимировной.
  • Главным инспектором Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района Новиковой Анной Александровной.

Должностные лица, ответственные за финансово-хозяйственную деятельность УМИ и ЗР и Управления образования в исследуемом периоде:

  • Дитятьев Денис Юрьевич, начальник УМИ и ЗР;
  • Кондратьева Наталья Викторовна, начальник Управления образования.
  1. Результаты экспертно-аналитического мероприятия:

УМИ и ЗР осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением Омутнинской районной Думы от 29.04.2009 № 29.

Юридический адрес: 612740, Кировская область, г. Омутнинск, ул. Коковихина, д. 28 а.

Согласно свидетельству министерства Российской Федерации по налогам и сборам УМИ и ЗР поставлено на учет как юридическое лицо в ИФНС РФ № 3 по Кировской области с присвоением идентификационного номера налогоплательщика 4322007135, с кодом причины постановки на учет 432201001.

Отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот на жилое помещение, в части приобретения жилья, ведения реестра и заключения договоров найма специализированного жилищного фонда в Омутнинском районе осуществляет УМИ и ЗР.

В соответствии Постановлением администрации Омутнинского района от 29.01.2013 № 188 УМИ и ЗР проводит мероприятия по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из их числа.

Управление образования осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением Омутнинской районной Думы от 31.03.2010 № 14.

Юридический адрес: 612740, Кировская область, г. Омутнинск, ул. Коковихина, д. 28 а.

Согласно свидетельству министерства Российской Федерации по налогам и сборам УМИ и ЗР поставлено на учет как юридическое лицо в ИФНС РФ № 3 по Кировской области с присвоением идентификационного номера налогоплательщика 4322001528, с кодом причины постановки на учет 432201001.

Управление образования, в лице отдела по опеке и попечительству, является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

7.1.   Оценка полноты устранения нарушений, выявленных в ходе предыдущих контрольных мероприятий по проверке использования средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот

В ходе контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования субвенции, направленной в 2013-2014 годах муниципальным образованиям из областного бюджета на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» (акт от 06.09.2018 № 6) было выявлено нарушение, которое по состоянию на 01.07.2019 не устранено:

Пунктом 1 стати 92 Жилищного кодекса Российской Федерации определены основные виды специализированных жилых помещений. В муниципальной собственности Омутнинского района находятся жилые помещения, приобретенные для детей-сирот, а также одно служебное жилое помещение. В соответствии с пунктом 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 (далее – Правила отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду), использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Письмом администрации Омутнинского района от 26.10.2018 № 3456‑06‑01 Контрольно-счетная комиссия Омутнинского района была уведомлена, что в дальнейшем, в постановления администрации Омутнинского района о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд будет включаться пункт об отнесении помещения к виду специализированных жилых помещений – жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе выборочной проверки полноты устранения нарушений установлено, что администрацией Омутнинского района не соблюдаются Правила отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду. Постановления администрации Омутнинского района о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд не содержат решения об отнесении помещений к какому-либо виду специализированных жилых помещений.

Остальные возможные к устранению нарушения, зафиксированные в акте предыдущей проверки, администрацией Омутнинского района устранены полностью.

7.2. Анализ плановых и фактических объемов бюджетных средств, выделенных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями

Законом Кировской области от 18.12.2018 № 210-ЗО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Омутнинскому муниципальному району выделена субвенция из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в соответствии с Законом Кировской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» (далее – Субвенция) на 2019 год в сумме 15 598,8 тыс. рублей.

Данная субвенция предусмотрена в бюджете муниципального района, утвержденного решением Омутнинской районной Думы от 19.12.2018 № 71 «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области  на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Средства на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрены в рамках муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации Омутнинского района от 14.11.2013 № 2631 «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами на территории Омутнинского района Кировской области» на 2014-2020 годы» (далее – Муниципальная программа). В одном из разделов Муниципальной программы предусматривается мероприятие «Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (спецжилфонд)».

Изменения в Муниципальную программу в части средств, предназначенных для приобретения жилых помещений в 2019 году, внесены своевременно.

В соответствии с данными отчета о расходовании средств Субвенции по состоянию на 01.07.2019 при плановом объеме средств на 2019 год в сумме 15 598 800,0 рублей кассовые расходы за первое полугодие 2019 года составили 4 830 073,6 рублей или 31 % от выделенных годовых ассигнований. В том числе расходы на приобретение жилых помещений (10 квартир) составили 4 809 948,0 рублей, на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот по договорам социального найма жилыми помещениями муниципального жилищного фонда 20 125,6 рублей (из них приобретение горюче-смазочных материалов — 10 000,0 рублей, приобретение канцелярских товаров – 10 125,6 рублей).

7.3. Анализ обеспечения детей-сирот жилыми помещениями

Расходование бюджетных средств, направленных в виде Субвенции, осуществлялось в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

Всего по состоянию на 01.07.2019 УМИ и ЗР было объявлено 19 открытых аукционов в электронной форме на приобретение жилых помещений для детей-сирот. При этом в 9 случаях (47,4 %) торги были признаны несостоявшимися и контракты не были заключены по причине отсутствия заявок на участие в аукционах. По 10 закупкам были заключены муниципальные контракты на общую сумму 4 809 948,0 рублей. Экономии от проведения закупочных мероприятий не образовалось, так как квартиры приобретались у единственного участника аукциона по начальной максимальной цене контракта. Информация о проведении закупочных мероприятий представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Количественная информация о торгах

Показатели на 01.07.2019 Структура, %
Объявлено закупочных мероприятий, всего 19 100,0
Несостоявшиеся закупки (контракты не заключены). Причина — не подано ни одной заявки 9 47,4
Заключено муниципальных контрактов 10 52,6

Нарушений в части сроков опубликования информации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru о заключенных муниципальных контрактах и сроках их исполнения не установлено. Расчеты с продавцами жилых помещений осуществились своевременно, в соответствии с положениями муниципальных контактов.

Обоснование начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК) проведено УМИ и ЗР на основании данных экспертного заключения от 02.02.2019 № 10 о средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения урбанизированного типа в г. Омутнинске и пгт Восточный. Экспертное заключение подготовлено ООО Центр Комплексной Оценки «Независимая экспертиза» на основании договора от 22.01.2019. Оплата услуг по оценке имущества в сумме 4 000,0 рублей проведена платежным поручением от 25.03.2019 № 227 по КБК 919‑0113‑0100010030‑244‑226 за счет средств бюджета муниципального района. При этом Методика расчета субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению прав детей-сирот на жилое помещение, утвержденная Законом Кировской области от 04.12.2012 № 222‑ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» предусматривает расходы на выполнение отдельных государственных полномочий в размере 0,5 % от расходов, выделенных на приобретение жилья. Кроме того, согласно письму департамента финансов Кировской области от 30.10.2012 № 3429-53-09-07 расходы на проведение оценки стоимости жилых помещений должны осуществляться за счет Субвенции по КБК 919-1004-0100016094-244-226.

Информация о количестве приобретенных и предоставленных детям-сиротам жилых помещениях представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Анализ обеспечения детей-сирот жилыми помещениями

Наименование 2019 год
Плановое количество детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, человек 22
Приобретено квартир, ед. 10
Общее количество квадратных метров приобретенных жилых помещений, кв.м. 325,1
Количество детей-сирот, получивших жилые помещения, человек 7
Процент обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, % 31,8

На 2019 год в списке граждан-получателей жилых помещений состояло 22 ребенка-сироты. По состоянию на 01.07.2019 за счет средств субвенции приобретено 10 жилых помещений на рынке вторичного жилья. На все помещения зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием, квартиры включены в реестр муниципальной собственности в раздел «Специализированный жилищный фонд». На отчетную дату 01.07.2019 из 10 приобретенных квартир 7 квартир предоставлены по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам.

Со дня регистрации права собственности на квартиры за муниципальным образованием до фактического заключения договоров найма жилых помещений с детьми-сиротами проходится в среднем от 1 до 30 дней.

К проверке была предоставлена выписка из реестра муниципальной собственности по разделу «Специализированный жилищный фонд» по состоянию на 28.06.2019. При этом информация об объектах недвижимости, включенных в реестр в период с 01.01.2019 по 28.06.2019, внесена в реестр не в полном объеме:

  • По двум объектам (регистрационные номера 129 и 130) не внесена информация о площади квартир.
  • По восьми объектам (регистрационные номера 121, 123, 125, 126, 127, 128, 129, 130) не заполнена графа «Год ввода в эксплуатацию». При этом техническая документация на объекты недвижимости в проверяемых материалах присутствует.
  • По объекту с регистрационным номером 129 некорректно введена информация об обременении (дата договора).
  • По жилому помещению, расположенному по адресу: пгт. Восточный, ул. Снежная, д. 11, кв. 14 (регистрационный номер 125), в графу «Дата возникновения и прекращения права» внесена дата «03.06.2019». В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 29.05.2019 за муниципальным образованием зарегистрировано право собственности от 29.05.2019 № 43:22:330105:333-43/006/2019-7.

7.4. Анализ востребованности жилых помещений, величины и динамики задолженности по коммунальным расходам и плате за пользование имуществом, оценка проводимой работы по снижению задолженности

Из 121 жилого помещения, предоставленного по договорам найма   специализированных жилых помещений детям-сиротам, по состоянию на 01.07.2019 не проживает в предоставленных квартирах 27 детей-сирот или 22,3 %.

Информация по специализированному жилищному фонду представлена в приложении.

Задолженность за коммунальные услуги за 6 месяцев 2019 года увеличилась на 942 565,34 рублей или на 27,0 % к задолженности на 01.01.2019 и  по состоянию на 01.07.2019 составила 4 436 882,11 рубля по 45 нанимателям жилья. В том числе задолженность свыше 12 месяцев составляет 3 248 261,0 рубль (или 73,2 % от общей суммы задолженности), свыше 6 месяцев – 538 236,0 рублей (12,1 %).

Тенденция увеличения задолженности по коммунальным расходам обусловлена тем, что часть нанимателей (детей-сирот) не проживают в предоставленных квартирах (27 человек), а проживают в других населенных пунктах. Также задолженность по коммунальным платежам увеличилась в связи с введением с 01.01.2019 платы за твердые коммунальные отходы.

Отдел по опеке и попечительству при Управлении образования с нанимателями жилого помещения проводит следующую работу:

  • Два раза в год (на 1 января и на 1 июля) запрашивает информацию о имеющейся задолженности в Управляющих компаниях и ресурсоснабжающих предприятиях.
  • Озвучивает информацию об образовавшейся задолженности на межведомственной комиссии по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, где решается вопрос о проводимых мероприятиях с детьми-сиротами (нанимателями жилых помещений). За проверяемый период данный вопрос рассмотрен на 4 заседаниях комиссии.
  • Должникам направляет уведомление о задолженности, а также разъясняет нормы действующего законодательства о последствиях несвоевременной оплаты коммунальных услуг. За период с 01.01.2019 по 01.07.2019 направлено 143 уведомления.
  • Проводит мониторинг работы Службы судебных приставов по погашению задолженности нанимателями жилых помещений.

Задолженность по плате за пользование имуществом за 6 месяцев 2019 года возросла на 64 385,78 рублей (на 22,0 %) и на 01.07.2019 составила 356 349,92 рублей по 119 нанимателям жилья (детям-сиротам). В том числе задолженность свыше 12 месяцев составляет 317 374,01 рубля (или 89,1% от общей суммы задолженности), свыше 6 месяцев – 18 621,08 рубль (5,2 %).

УМИ и ЗР ведется претензионная работа по задолженности за найм жилья. Всего за проверяемый период 2019 года было направлено 6 претензий по выплате долга за найм жилых помещений, подано 2 иска на сумму 6 828,68 рублей. За 6 месяцев 2019 года по исполнительным документам, поданным в 2018 году, взыскано 11 863,08 рублей.

7.5. Оценка эффективности реализации полномочий по обеспечению прав детей-сирот на жилое помещение с учетом изменений действующего законодательства

Федеральным законом от 29.07.2018 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Федеральный закон № 44-ФЗ вносятся изменения, в частности вводится возможность приобретать жилые помещения для детей-сирот у физических лиц, являющихся собственниками этих помещений, путем проведения запроса предложений.

УМИ и ЗР, уполномоченным на приобретение жилых помещений для детей-сирот в Омутнинском районе, данный способ определения поставщиков не используется. Жилые помещения для детей сирот приобретаются на основании результатов проведения электронных аукционов.

  1. Предложения Контрольно-счетной комиссии

По результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная комиссия Омутнинского района предлагает:

  • Обеспечить соблюдение Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42.
  • Внести в реестр муниципальной собственности в раздел «Специализированный жилищный фонд» полную и достоверную информацию по объектам недвижимости, включенным в реестр в период с 01.01.2019 по 28.06.2019.
  • Перенести кассовые расходы за услуги по оценке имущества в сумме 4 000,0 рублей, произведенные за счет средств муниципального района, на расходы за счет средств Субвенции.