ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 10 о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета муниципального образования Восточное городское поселение Омутнинского района Кировской области за 2019 год»

  1. Основание проведения экспертно-аналитического мероприятия:

План работы Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района на 2020 год, утвержденный распоряжением председателя Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района от 19.12.2019 № 4 (п. 1.3).

 

  1. Цель экспертно-аналитического мероприятия:
  • установление законности, степени полноты и достоверности представленной бюджетной отчетности;
  • установление соответствия порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации;
  • установление соответствия фактического исполнения бюджета его плановым назначениям, установленным решением Восточной городской Думы, сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования Восточное городское поселение Омутнинского района Кировской области (далее – Восточное городское поселение);
  • оценка эффективности и результативности использования в отчетном году бюджетных средств.

 

  1. Предмет экспертно-аналитического мероприятия:

Документы, подтверждающие плановые и фактические объемы финансирования; нормативные правовые акты, регламентирующие операции с бюджетными средствами; платежные и иные первичные документы, подтверждающие получение и расходование бюджетных средств; бухгалтерская и иная отчетность.

 

  1. Объект экспертно-аналитического мероприятия: администрация Восточного городского поселения.

  1. Исследуемый период: 2019 год.

  1. Сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия: Экспертно-аналитическое мероприятие начато 08 апреля 2020  года, закончено 10 апреля 2020 года.

Экспертно-аналитическое мероприятие проведено председателем Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района Гоголевой Натальей Владимировной.

  1. Результаты экспертно-аналитического мероприятия:

 

7.1. Общая характеристика исполнения бюджета

Решением Восточной городской Думы  от 18.12.2018 № 57 «О бюджете муниципального    образования  Восточное городское поселение Омутнинского района Кировской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – решение Думы о бюджете на 2019 год) с последующими изменениями бюджет  утвержден по доходам в сумме 10 215,74 тыс. рублей, по расходам в сумме 12 650,984 тыс. рублей, с дефицитом 2 435,244 тыс. рублей.

Согласно  представленному  отчету  об  исполнении  бюджета  за 2019 год доходная часть  бюджета  исполнена в сумме 10 563,058 тыс. рублей или  на 103,4 %. Расходы  бюджета  составили 10 611,995 тыс. рублей или исполнены на 83,9 % от объема  плановых  назначений. Дефицит бюджета составил 48,937 тыс. рублей.

         7.2. Анализ исполнения доходной части бюджета

В процессе исполнения бюджета в 2019 году доходы по сравнению с первоначально утвержденными назначениями были уменьшены на 54,82 тыс. рублей или на 0,5 %, в том числе по налоговым и неналоговым доходам уменьшение составило 58,7 тыс. рублей или 0,7 %, по безвозмездным поступлениям увеличение составило 3,88 тыс. рублей или 0,3 %.

Доходная часть бюджета за 2019 год исполнена в сумме 10 563,058 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы поступили в объеме 9 198,116 тыс. рублей, безвозмездные поступления составили 1 364,942 тыс. рублей.

В сравнении с 2018 годом поступления в бюджет поселения увеличились на 58,68 тыс. рублей или на 3,4 %, в том числе по налоговым и неналоговым доходам снижение составило 326,26 тыс. рублей (3,4 %), в то же время безвозмездные поступления увеличились на 384,94 тыс. рублей (на 39,3 %).

Анализ исполнения доходной части бюджета за 2019 год представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Исполнение доходной части бюджета за 2019 год

Наименование показателя Уточнен-

ный план на 2019 год,

тыс. рублей

Исполнено за 2019 год,

тыс. рублей

Отклонение
к уточнен-

ному плану 2019 года,

тыс. рублей

Процент исполне-

ния, %

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 8850,80 9198,116 347,316 103,9
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 7491,20 7820,619 329,419 104,4
Налог на доходы физических лиц 5615,00 5916,259 301,259 105,4
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 65,20 68,69 3,49 105,4
Налог на имущество физических лиц 1550,00 1568,521 18,521 101,2
Земельный налог 220,00 225,949 5,949 102,7
Государственная пошлина 41,00 41,20 0,20 100,5
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 1359,60 1377,497 17,897 101,3
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки 157,90 164,104 6,204 103,9
Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющих казну поселений 843,00 856,694 13,694 101,6
Прочие поступления от использования имущества 279,00 279,962 0,962 100,3
Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских поселений 71,30 72,857 1,557 102,2
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 8,40 3,88 -4,52 46,2
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 1364,94 1364,942 0,002 100,0
Дотации 823,10 823,10 0,00 100,0
Субсидии 307,16 307,16 0,00 100,0
Субвенции 227,20 227,20 0,00 100,0
Иные межбюджетные трансферты 4,60 4,60 0,00 100,0
Доходы бюджетов от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов 2,88 2,882 0,002 100,1
ИТОГО ДОХОДОВ 10215,74 10563,058 347,318 103,4

Налоговые и неналоговые доходы бюджета поступили в объеме 9 198,116 тыс. рублей или исполнены на 103,9 %. По всем видам налоговых и неналоговых доходов плановые назначения выполнены, за исключением поступлений штрафов, санкций, возмещения ущерба (исполнение 46,2 %).

В структуре налоговых и неналоговых доходов основным доходным источником является налог на доходы физических лиц, удельный вес его составляет 64,3 % в общем объеме налоговых и неналоговых доходов.

Безвозмездные поступления составили 1 364,942 тыс. рублей и исполнены на 100,0 %.

Задолженность по налоговым доходам на 01.01.2020 составила 744,1 тыс. рублей (на 01.01.2019 составляла 597,9 тыс. рублей) или увеличилась на 146,2  тыс. рублей (на 24,5 %). По неналоговым доходам недоимка составила 898,2 тыс. рублей (на 01.01.2019 составляла 718,4 тыс. рублей) или увеличилась на 179,8 тыс. рублей (на 25,0 %).

Таким образом, рост задолженности по налоговым и неналоговым доходам за 2019 год составил 326,0 тыс. рублей.

7.3. Анализ исполнения расходной части бюджета

Решением Думы о бюджете на 2019 год расходы бюджета были утверждены в сумме 10 270,56 тыс. рублей. Уточненный годовой план составил 12 650,984 тыс. рублей или выше первоначальных утвержденных плановых назначений на 2 380,424 тыс. рублей или на 23,2 %.

Исполнение по расходам за 2019 год составило 10 611,995  тыс. рублей или 83,9 % к бюджетным назначениям, предусмотренным сводной бюджетной росписью на 2019 год.

Расходы бюджета в 2019 году осуществлялись в рамках муниципальной программы «Развитие Восточного городского поселения» (далее – Муниципальная программа). Информация о расходах по Муниципальной программе представлена в таблице 2.

На реализацию Муниципальной программы в 2019 году предусмотрено средств в общем объеме 12 650,0984 тыс. рублей. Кассовые расходы по Муниципальной программе составили 10 611,955 тыс. рублей или 83,9 % от плановых назначений.

Таблица 2 Расходы бюджета поселения в рамках реализации Муниципальной программы.

Наименование подпрограммы, мероприятия Предусмотрено Муниципальной программой (уточненный план),

тыс. рублей

Кассовые расходы,

тыс. рублей

Отклонение,

тыс. рублей

%
1 2 3 4 5
1. «Развитие муниципального управления» 6 670,324 5 876,956 -793,368 88,1
2. «Поддержка и развитие малого предпринимательства» 1,0 0,75 -0,25 75,0
3. «Развитие транспортной системы автомобильных дорог общего пользования» 450,0 353,71 -96,29 78,6
4. «Благоустройство Восточного городского поселения» 1 491,7 1 136,998 -354,702 76,2
5. «Безопасное поселение» 43,0 31,75 -11,25 73,8
6. «Управление муниципальным имуществом» 3 300,0 2 523,595 -776,405 76,5
7. «Развитие культуры Восточного городского поселения» 307,8 301,213 -6,587 97,9
8. «Развитие молодежной  политики» 40,0 39,959 -0,041 99,9
9. «Развитие физической культуры и спорта» 40,0 39,904 -0,096 99,8
10. Мероприятия, не вошедшие в подпрограммы 307,16 307,16 0 100,0
Всего: 12 650,984 10 611,995 -2 038,989 83,9

Финансирование Муниципальной программы осуществлялось по девяти подпрограммам и одному мероприятию, не вошедшему в подпрограммы.

Низкое исполнение расходов (ниже 80,0 %) сложилось по пяти муниципальным подпрограммам: «Поддержка и развитие малого предпринимательства», «Развитие транспортной системы автомобильных дорог общего пользования», «Благоустройство Восточного городского поселения», «Безопасное поселение» и «Управление муниципальным имуществом».

 

7.4. Дефицит бюджета и источники финансирования дефицита бюджета

Дефицит бюджета Восточного городского поселения за 2019 год составил 48,937 тыс. рублей при плановых назначениях 2 435,244 тыс. рублей. Источником финансирования дефицита бюджета является изменение  остатков средств на счетах по учету средств бюджета.

7.5. Результаты внешней проверки  годового отчета об исполнении бюджета

Проверке представлена бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств: администрации Восточного городского поселения и отдела по управлению муниципальным имуществом при администрации муниципального образования Восточное городское поселение (далее – главные администраторы бюджетных средств).

Согласно сопроводительным письмам главных администраторов бюджетных средств годовая бюджетная отчётность представлена в финансовое управление Омутнинского района 21.02.2020, что не соответствует сроку представления бюджетной отчётности, установленному письмом финансового управления Омутнинского района от 20.12.2019 № 573‑02‑22 «О составе и сроках составления и представления бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности за 2019 год». Из пояснительной записки заведующего сектором бухгалтерского учета администрации Восточного городского поселения Шураковой О.А. следует, что годовая отчетность в электронном виде представлена в установленные сроки, то есть 22.01.2020, а на бумажном носителе – 21.02.2020.

Кроме того, в нарушение Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Инструкция № 191н) администрацией Восточного городского поселения в финансовое управление Омутнинского района не представлена сводная бюджетная отчетность Восточного городского поселения за 2019 год. Пояснительная записка заведующего сектором бухгалтерского учета администрации Восточного городского поселения Шураковой О.А. прилагается.

Сводная бюджетная отчетность Восточного городского поселения за 2019 год представлена в Контрольно-счетную комиссию Омутнинского района в ходе проверки.

Перечень форм отчётов, включенных в состав бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств, соответствует требованиям пункта 11.1 Инструкция № 191н.

При проверке правильности и достоверности бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств установлены следующие нарушения:

В Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) главными администраторами бюджетных средств неверно отражены суммы администрируемых доходов, в том числе:

— администрацией Восточного городского поселения отражены все доходы, поступающие в бюджет Восточного городского поселения, в общей сумме 10 563 057,7 рублей, следовало отразить только доходы, администрируемые администрацией Восточного городского поселения  согласно приложению  № 2 «Перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования Восточное городское поселение Омутнинского района Кировской области и закрепляемые за ними виды и подвиды доходов бюджета муниципального образования  Восточное городское поселение Омутнинского района Кировской области» (далее —  приложение № 2) к решению Думы о бюджете на 2019 год, в сумме                  1 451 315,89 рублей;

—  отделом по управлению муниципальным имуществом при администрации муниципального образования Восточное городское поселение не отражены объемы администрируемых доходов согласно приложению №  2 к решению Думы о бюджете на 2019 год, следовало отразить 1 168 218,51 рублей.

Таким образом, в нарушение Инструкции № 191н и решения Думы о бюджете на 2019 год  в бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2019 год искажены данные по доходам: по администрации Восточного городского поселения объем поступивших доходов завышен на 9 111 741,81 рублей, по отделу по управлению муниципальным имуществом при администрации муниципального образования Восточное городское поселение объем поступивших доходов занижен на 1 168 218,51 рублей.

Кроме того, в Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) администрацией Восточного городского поселения:

  • в разделе 1 «Доходы бюджета» указаны неверные значения по графе 9 «Неисполненные назначения» по следующим кодам дохода по БК: 18210000000000000000, 18210100000000000000, 18210102010010000110;

— в разделе 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» не заполнена графа 4 «Утвержденные бюджетные назначения».

В нарушение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее – Инструкция 157н) по состоянию на 01.01.2020 неверно указана сумма кредиторской задолженности по счету 1.401.40 «Доходы будущих периодов» (учтена в бухгалтерском учете 451 600,0 рублей, следовало учесть 3 524 200,0 рублей). Отклонение составляет 3 072 600,0 рублей.

Соответственно, в нарушение Инструкции № 191н на 3 072 600,0 рублей занижены доходы будущих периодов в Отчете о финансовых результатах (ф. 0503121), Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), в Пояснительной записке (ф.0503160) и в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). Пояснительная записка заведующего сектором бухгалтерского учета администрации Восточного городского поселения Шураковой О.А. прилагается.

При проверке достоверности и обоснованности дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2020 установлено, что в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) по счету 1.205.21 «Расчеты по доходам от операционной аренды» отражена дебиторская задолженность по доходам от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городских поселений (за исключением земельных участков), в сумме 718 869,78 рублей и по счету 1.205.23 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» отражена дебиторская задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средствам от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков в сумме 179 353,71 рублей. Указанная дебиторская задолженность является просроченной. Таким образом, в нарушение Инструкции № 191н по состоянию на 01.01.2020 в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) не отражена просроченная дебиторская задолженность по неналоговым доходам бюджета в общей сумме 898 223,49 рублей.

Кроме того, в результате несвоевременного представления данных налоговым органом, в годовом отчете администрации Восточного городского поселения не уточнены суммы дебиторской и кредиторской задолженности по налоговым доходам по состоянию на 01.01.2020. Следовательно, в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) по счету 1.205.11 «Расчеты с плательщиками налогов» по состоянию на 01.01.2020 отражена дебиторская задолженность в сумме 678 659,91 рублей и кредиторская задолженность в сумме 274 388,61 рублей, сложившиеся по состоянию на 01.01.2019. Пояснительная записка заведующего сектором бухгалтерского учета администрации Восточного городского поселения Шураковой О.А. прилагается.

В нарушение инструкции № 191н администрацией Восточного городского поселения в Пояснительной записке (ф. 0503160) в разделе «Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности» не указаны причины  отклонений  от планового процента по доходам и расходам бюджета (в Сведениях об исполнении бюджета (ф.0503164)).

Кроме того, имеются неточности формулировок в Пояснительной записке (ф. 0503160): указано «главные распорядители средств бюджета», следовало указать «главные администраторы  бюджетных средств»; «профицит бюджета по смете», следовало — «профицит бюджета»; «начислены полномочия» вместо «начислены межбюджетные трансферты, передаваемые на выполнение полномочий»; «сметы доходов и расходов» вместо «бюджетные сметы» и в Пояснительной записке к годовому отчету об исполнении бюджета муниципального образования Восточное городское поселение Омутнинского района Кировской области за 2019 год: указано «предельный размер дефицита», следовало указать «размер дефицита»; «за счет остатка средств  на счетах бюджета на 01.01.2019» вместо «за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета»; указано «фактические расходы», следовало — «кассовые расходы».

Также в Пояснительной записке к годовому отчету об исполнении бюджета муниципального образования Восточное городское поселение Омутнинского района Кировской области за 2019 год не отражена информация о дефиците бюджета и источниках его финансирования за 2019 год.

  1. Выводы:

Доходная часть бюджета Восточного городского поселения выполнена на 100,6 %. Отмечается рост задолженности по налоговым и неналоговым доходам за 2019 год на 326,0 тыс. рублей.

Расходы бюджета исполнены на 83,9 %. Исполнение расходных обязательств осуществлялось в рамках одной муниципальной программы «Развитие Восточного городского поселения». Отмечается низкое исполнение расходных обязательств  (менее 80,0 %) по пяти подпрограммам, в том числе:

  • «Поддержка и развитие малого предпринимательства» — 75,0 %;
  • «Развитие транспортной системы автомобильных дорог общего пользования» — 78,6 %;
  • «Благоустройство Восточного городского поселения» — 76,2 %;
  • «Безопасное поселение» — 73,8 %;
  • «Управление муниципальным имуществом» — 76,5 %.

Дефицит бюджета составил 48,9 тыс. рублей при планируемых назначениях в сумме 2 435,2 тыс. рублей. Снижение дефицита бюджета обусловлено увеличением остатков на конец отчетного года в результате низкого исполнения расходной части бюджета.

Сводный годовой отчет об исполнении бюджета Восточного городского поселения за 2019 год не представлен в финансовое управление Омутнинского района. Отчеты главных администраторов бюджетных средств на бумажном носителе представлены в финансовое управление Омутнинского района с задержкой на 22 рабочих дня.

По результатам внешней проверки годовых отчетов главных администраторов бюджетных средств выявлены нарушения при составлении бюджетной отчетности за 2019 год на общую сумму  14 250 783,81 рублей, в том числе выявлено недостоверное отражение сумм на счетах бухгалтерского учета, повлекшие искажение бюджетной отчетности, в сумме 13 352 560,32 рублей и не отражена просроченная дебиторская задолженность в формах бюджетной отчетности в сумме 898 223,49 рублей. Отмечено недостаточное качество составления отдельных форм годовой отчетности.