- Основание проведения экспертно-аналитического мероприятия:
План работы Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района на 2020 год, утвержденный распоряжением председателя Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района от 19.12.2019 № 4 (п. 1.3).
- Цель экспертно-аналитического мероприятия:
- установление законности, степени полноты и достоверности представленной бюджетной отчетности;
- установление соответствия порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации;
- установление соответствия фактического исполнения бюджета его плановым назначениям, установленным решением Леснополянской сельской Думы, сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области (далее – Леснополянское сельское поселение);
- оценка эффективности и результативности использования в отчетном году бюджетных средств.
- Предмет экспертно-аналитического мероприятия:
Документы, подтверждающие плановые и фактические объемы финансирования; нормативные правовые акты, регламентирующие операции с бюджетными средствами; платежные и иные первичные документы, подтверждающие получение и расходование бюджетных средств; бухгалтерская и иная отчетность.
- Объект экспертно-аналитического мероприятия: администрация Леснополянского сельского поселения.
- Исследуемый период: 2019 год.
- Сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия: Экспертно-аналитическое мероприятие начато 13 апреля 2020 года, закончено 15 апреля 2020 года.
Экспертно-аналитическое мероприятие проведено председателем Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района Гоголевой Натальей Владимировной.
- Результаты экспертно-аналитического мероприятия:
7.1. Общая характеристика исполнения бюджета
Решением Леснополянской сельской Думы от 21.12.2018 № 64 «Об утверждении бюджета муниципального образования Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» с последующими изменениями бюджет утвержден по доходам в сумме 2 862,8 тыс. рублей, по расходам в сумме 3 319,0 тыс. рублей, с дефицитом 456,2 тыс. рублей.
Согласно представленному отчету об исполнении бюджета за 2019 год доходная часть бюджета исполнена в сумме 2 910,2 тыс. рублей или на 101,7 %. Расходы бюджета составили 2 764,9 тыс. рублей или исполнены на 83,3 % от объема плановых назначений. Профицит бюджета составил 145,3 тыс. рублей.
7.2. Анализ исполнения доходной части бюджета
В процессе исполнения бюджета в 2019 году доходы в сравнении с первоначально утвержденными плановыми назначениями были увеличены на 319,6 тыс. рублей или на 12,6 %, в том числе по налоговым и неналоговым доходам увеличение составило 350,5 тыс. рублей или 41,8 %, по безвозмездным поступлениям уменьшение составило 30,9 тыс. рублей или 1,8 %.
Доходная часть бюджета за 2019 год исполнена в сумме 2 910,2 тыс. рублей (на 101,7 %), в том числе налоговые и неналоговые доходы поступили в объеме 1 237,1 тыс. рублей, безвозмездные поступления составили 1 673,1 тыс. рублей.
В сравнении с 2018 годом поступления доходов в бюджет поселения увеличились на 229,6 тыс. рублей или на 8,6 %, в том числе по налоговым и неналоговым доходам рост составил 35,7 тыс. рублей (3,0 %), безвозмездные поступления увеличились на 193,9 тыс. рублей (на 13,1 %).
Анализ исполнения доходной части бюджета за 2019 год представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Исполнение доходной части бюджета за 2019 год
Наименование показателя | Уточненный план на 2019 год, тыс. рублей | Исполнено за 2019 год, тыс. рублей |
Отклонение к уточненному плану 2019 года, тыс. рублей | Процент исполне-
ния, % |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 1 189,7 | 1 237,1 | 47,5 | 104,0 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 880,1 | 927,4 | 47,3 | 105,4 |
Налог на доходы физических лиц | 253,7 | 255,9 | 2,2 | 100,9 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ | 508,3 | 553,3 | 45,0 | 108,9 |
Налог на имущество физических лиц | 53,8 | 53,8 | 0,0 | 100,0 |
Земельный налог | 60,4 | 60,5 | 0,1 | 100,2 |
Государственная пошлина | 3,9 | 3,9 | 0,0 | 100,0 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 309,6 | 309,7 | 0,2 | 100,0 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления сельских поселений и созданных ими учреждений | 83,2 | 83,3 | 0,1 | 100,1 |
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности сельских поселений | 173,6 | 173,6 | 0,1 | 100,0 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 52,8 | 52,8 | 0,0 | 100,0 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 1 673,1 | 1 673,1 | 0,0 | 100,0 |
Дотации | 848,7 | 848,7 | 0,0 | 100,0 |
Субвенции | 126,2 | 126,2 | 0,0 | 100,0 |
Иные межбюджетные трансферты | 630,2 | 630,2 | 0,0 | 100,0 |
Безвозмездные поступления от негосударственных организаций | 12,5 | 12,5 | 0,0 | 100,0 |
Прочие безвозмездные поступления | 55,5 | 55,5 | 0,0 | 100,0 |
ИТОГО ДОХОДОВ | 2 862,8 | 2 910,2 | 47,5 | 101,7 |
Налоговые и неналоговые доходы бюджета поступили в объеме 1 237,1 тыс. рублей или исполнены на 104,0 %. По всем видам налоговых и неналоговых доходов плановые назначения выполнены.
Безвозмездные поступления составили 1 673,1 тыс. рублей и исполнены на 100,0 %.
В соответствии с информацией, передаваемой налоговым органом на основании совместного приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 30 июня 2008 года № 65н / ММ-3-1/295@ «Об утверждении периодичности, сроков и формы представления информации в соответствии с Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 № 410», недоимка по налоговым доходам на 01.01.2020 составила 117 077,58 рублей, в том числе по налогу на доходы физических лиц – 5 511,0 рублей, по налогу на имущество физических лиц – 56 878, 93 рублей и по земельному налогу с физических лиц в сумме 54 687,65 рублей.
Данные по недоимке по налоговым платежам в бюджет по состоянию на 01.01.2020 не включены в Пояснительную записку к отчету об исполнении бюджета муниципального образования Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области за 2019 год.
7.3. Анализ исполнения расходной части бюджета
Решением Леснополянской сельской Думы от 21.12.2018 № 64 «Об утверждении бюджета муниципального образования Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» расходы бюджета были утверждены в сумме 2 543,2 тыс. рублей. Уточненный годовой план составил 3 319,0 тыс. рублей или выше первоначальных утвержденных плановых назначений на 775,8 тыс. рублей или на 30,5 %.
Исполнение по расходам за 2019 год составило 2 764,9 тыс. рублей или 83,3 % к бюджетным назначениям, предусмотренным сводной бюджетной росписью на 2019 год.
Расходы бюджета в 2019 году осуществлялись в рамках муниципальной программы «Развитие муниципального образования Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области на 2017-2019 годы» (далее – Муниципальная программа).
На реализацию Муниципальной программы в 2019 году предусмотрено средств в общем объеме 3 319,0 тыс. рублей. Кассовые расходы по Муниципальной программе составили 2 764,9 тыс. рублей или 83,3 % от плановых назначений.
Информация о расходах по Муниципальной программе представлена в таблице 2.
Таблица 2 — Расходы бюджета поселения в рамках реализации Муниципальной программы.
Наименование подпрограммы | Предусмотрено подпрограммой (уточненный план),
тыс. рублей |
Кассовые расходы,
тыс. рублей |
Отклоне-ние,
тыс. рублей |
Процент исполне-ния,
% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. «Развитие муниципального управления Леснополянского сельского поселения на 2017-2019 годы» | 2 475,8 | 2 156,8 | -319,0 | 87,1 |
2. «Развитие транспортной системы автомобильных дорог общего пользования Леснополянского сельского поселения на 2017-2019 годы» | 657,3 | 470,7 | -186,6 | 71,6 |
3. «Благоустройство Леснополянского сельского поселения Омутнинского района на 2017-2019 годы» | 185,9 | 137,4 | -48,5 | 73,9 |
Всего: | 3 319,0 | 2 764,9 | -554,1 | 83,3 |
Финансирование Муниципальной программы осуществлялось по трем подпрограммам.
Низкое исполнение расходов (ниже 80,0 %) сложилось по двум подпрограммам: «Развитие транспортной системы автомобильных дорог общего пользования муниципального образования Леснополянское сельское поселение на 2017-2019 годы» и «Благоустройство муниципального образования Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области на 2017-2019 годы».
7.4. Профицит бюджета
Профицит бюджета Леснополянского сельского поселения за 2019 год составил 145,3 тыс. рублей при плановых назначениях дефицита бюджета 456,2 тыс. рублей. Профицит бюджета сложился в результате увеличения остатков, сложившихся на конец отчетного года, в связи с перевыполнения плана по доходам (101,7 %) и низким исполнением расходной части бюджета (83,3 %).
7.5. Результаты внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета
Отчет об исполнении бюджета Леснополянского сельского поселения за 2019 год сформирован на основании бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств — администрации Леснополянского сельского поселения.
Согласно сопроводительному письму администрации Леснополянского сельского поселения годовая бюджетная отчётность представлена в финансовое управление Омутнинского района 28.02.2020, что не соответствует сроку представления бюджетной отчётности, установленному письмом финансового управления Омутнинского района от 20.12.2019 № 573‑02‑22 «О составе и сроках составления и представления бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности за 2019 год». Из пояснительной записки ведущего специалиста администрации Леснополянского сельского поселения Бодруг И.В. следует, что годовая отчетность в электронном виде представлена в установленные сроки, то есть 22.01.2020, а на бумажном носителе – 28.02.2020. Пояснительная записка ведущего специалиста администрации Леснополянского сельского поселения Бодруг И.В. прилагается.
Перечень форм отчётов, включенных в состав бюджетной отчётности, соответствует требованиям пункта 11.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Инструкция № 191н).
При проверке годовой бюджетной отчетности администрации Леснополянского сельского поселения за 2019 год установлено, что в нарушение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее – Инструкция 157н) по состоянию на 01.01.2020 неверно указана сумма кредиторской задолженности по счету 1.401.40 «Доходы будущих периодов» (учтена в бухгалтерском учете 450 400,0 рублей, следовало учесть 3 540 018,00 рублей). Отклонение составляет 3 089 618,0 рублей.
Соответственно, в нарушение Инструкции № 191н на 3 089 618,0 рублей занижены доходы будущих периодов в Отчете о финансовых результатах (ф. 0503121), Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), в Пояснительной записке (ф.0503160) и в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). Пояснительная записка ведущего специалиста администрации Леснополянского сельского поселения Бодруг И.В. прилагается.
В нарушение Инструкции № 191н в отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127):
- в разделе 1 «Доходы бюджета» указаны неверные значения по графе 9 «Неисполненные назначения» по следующим кодам дохода по БК: 18210000000000000000, 18210100000000000000, 18210102010010000110, 18210102020010000110, 18210102030010000110, 18210600000000000000, 18210601000000000110, 18210601030100000110, 18210606000000000110, 18210606030000000110, 18210606033100000110, 18210606040000000110, 18210606043100000110;
- в разделе 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» не заполнена графа 4 «Утвержденные бюджетные назначения».
В нарушение инструкции № 191н в Пояснительной записке (ф. 0503160) в разделе 3 «Анализ отчета об исполнении бюджета муниципального образования Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области» не проведен анализ исполнения расходной части бюджета, в том числе в рамках муниципальных программ.
В нарушение пункта 2 статьи 46 Положения «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области», утвержденное решением Леснополянской сельской Думы от 29.11.2019 № 111 (далее – Положение о бюджетном процессе), указано неверное наименование показателей в пунктах 4 и 5 проекта решения Леснополянской сельской Думы «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области за 2019 год» (далее — проект решения Думы), а также в приложениях проекта решения № 1, № 4 и № 5.
В нарушение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»:
- в приложении № 2 к проекту решения Думы неверно включена строка по подразделу 0111 «Иные бюджетные ассигнования»;
- в приложениях № 2 и № 3 к проекту решения Думы отсутствует строка по разделу 0700 «Образование».
В приложении № 5 к проекту решения Думы не заполнены графы «Уточненный план» и «Исполнено» по строке «Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов».
В нарушение статьи 43 Положения о бюджетном процессе Отчет о расходовании средств из резервного фонда муниципального образования Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области в 2019 году и Отчет о состоянии муниципального внутреннего долга муниципального образования Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области в 2019 году (далее – Отчеты) являются приложениями к проекту решения. В соответствии со статьей 44 Положения о бюджетном процессе указанные Отчеты являются отдельными документами, представляемыми одновременно с отчетом об исполнении бюджета.
Кроме того, представленные Отчеты не актуальны, так как средства резервного фонда не расходовались и муниципального долга у муниципального образования не имеется.
В Пояснительной записке к отчету об исполнении бюджета муниципального образования Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области за 2019 год в таблице № 2 «Исполнение основных налоговых доходов бюджета муниципального образования» неверно указано наименование показателей (налоговых доходов).
- Выводы:
Доходная часть бюджета Леснополянского сельского поселения выполнена на 101,7 %. В Пояснительную записку к отчету об исполнении бюджета муниципального образования Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области за 2019 год не включены данные по недоимке по налоговым платежам в бюджет по состоянию на 01.01.2020.
Расходы бюджета исполнены на 83,3 %. Исполнение расходных обязательств осуществлялось в рамках одной муниципальной программы «Развитие муниципального образования Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области на 2017-2019 годы». Отмечается низкое исполнение расходов (ниже 80,0 %) по двум подпрограммам: «Развитие транспортной системы автомобильных дорог общего пользования муниципального образования Леснополянское сельское поселение на 2017-2019 годы» — 71,6 % и «Благоустройство муниципального образования Леснополянское сельское поселение Омутнинского района Кировской области на 2017-2019 годы» — 73,9 %.
Профицит бюджета составил 145,3 тыс. рублей при плановых назначениях дефицита бюджета в сумме 456,2 тыс. рублей. Профицит бюджета сложился в результате перевыполнения плана по доходам и низким исполнением расходной части бюджета.
По результатам внешней проверки годового отчета администрации Леснополянского сельского поселения выявлены нарушения при составлении бюджетной отчетности за 2019 год на сумму 3 089 618,0 рублей. Выявлено недостоверное отражение сумм на счете бухгалтерского учета, повлекшие искажение бюджетной отчетности.
Имеются замечания по составлению отдельных форм годовой отчетности администрации Леснополянского сельского поселения и отмечено низкое качество составления проекта решения Думы (с приложениями) и документов, предоставляемых одновременно с отчетом об исполнении бюджета.