ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 18 о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за 2019 год»

  1. Основание проведения экспертно-аналитического мероприятия:

План работы Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района на 2020 год, утвержденный распоряжением председателя Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района от 19.12.2019 № 4 (п. 1.2).

  1. Цель экспертно-аналитического мероприятия:
  • установление законности, степени полноты и достоверности представленной бюджетной отчетности;
  • установление соответствия порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации;
  • установление соответствия фактического исполнения бюджета его плановым назначениям, установленным решением Омутнинской районной Думы, сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области;
  • оценка эффективности и результативности использования в отчетном году бюджетных средств.
  1. Предмет экспертно-аналитического мероприятия:

Документы, подтверждающие плановые и фактические объемы финансирования; нормативные правовые акты, регламентирующие операции с бюджетными средствами; платежные и иные первичные документы, подтверждающие получение и расходование бюджетных средств; бухгалтерская и иная отчетность.

  1. Объект экспертно-аналитического мероприятия: администрация Омутнинского района.
  2. Исследуемый период: 2019 год.
  3. Сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия: Экспертно-аналитическое мероприятие начато 22 апреля 2020 года, закончено 29 апреля 2020 года.

Экспертно-аналитическое мероприятие проведено председателем Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района Гоголевой Натальей Владимировной.

  1. Результаты экспертно-аналитического мероприятия:

 

7.1. Общие положения

Заключение на Отчет об исполнении бюджета муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за 2019 год (далее – Отчет об исполнении бюджета муниципального района) подготовлено в соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 6.1 Положения о Контрольно-счетной комиссии муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, утвержденного решением Омутнинской районной Думы от 14.11.2011 № 99, и статьи 41 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Омутнинский муниципальный район Кировской области, утвержденного решением Омутнинской районной Думы от 11.12.2013 № 79 (далее – Положение о бюджетном процессе).

Заключение на отчет об исполнении бюджета муниципального района подготовлено на основании отчета финансового управления Омутнинского района об исполнении бюджета муниципального района за 2019 год, годовых отчетов о ходе реализации муниципальных программ Омутнинского района, с учетом результатов внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

Отчет об исполнении бюджета муниципального района за 2019 год представлен администрацией Омутнинского района в Контрольно-счетную комиссию Омутнинского района 31 марта 2019 года, или в срок, установленный статьей 41 Положения о бюджетном процессе.

Перечень документов и материалов, представленных одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета муниципального района, соответствует требованиям статьи 45 Положения о бюджетном процессе.

 

7.2. Общая характеристика исполнения бюджета муниципального района

Решением Омутнинской районной Думы от 19.12.2018 № 71 «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный района Кировской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» прогнозируемый объем доходов утвержден в сумме 662 397,5 тыс. рублей, расходов  в сумме 663 197,5 тыс. рублей дефицит бюджета предусмотрен в сумме 800,0 тыс. рублей.

Основные характеристики бюджета муниципального района корректировались шесть раз. В результате уточненные плановые назначения доходов бюджета муниципального района в сравнении с первоначально установленными показателями были увеличены на 42 702,2  тыс. рублей или на 6,4 %; расходов — на 60 391,7 тыс. рублей или на 9,1 % (согласно сводной бюджетной росписи бюджета муниципального района на 2019 год); дефицит увеличен на 17 339,5 тыс. рублей.

Основные показатели бюджета района за 2019 год представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателей Первоначальный план,

тыс. рублей

Уточненный

план

(в соотве-тствии

со сводной бюджетной росписью по расходам),

тыс. рублей

Факт,

тыс. рублей

Исполнение

к

уточненному

плану,

%

Исполнение

к

первона-чальному

плану,

%

1. Доходы – всего, из них: 662 397,5 705 099,7 704 221,0 99,9 106,3
Налоговые и неналоговые доходы 247 328,1 256 455,8 257 007,1 100,2 103,9
Безвозмездные поступления 415 069,4 448 643,9 447 213,9 99,7 107,7
2. Расходы 663 197,5 723 589,2 716 417,9 99,0 108,0
3. Дефицит 800,0 18 489,5 12 196,9 66,0 рост в

15,2 раза

Доходы бюджета муниципального района поступили в объеме 704 221,0 тыс. рублей или исполнены на 99,9 % от уточненного плана и на 106,3 % от первоначального плана. Расходы бюджета составили 716 417,9 тыс. рублей или исполнены на 99,0 % от уточненных  плановых  назначений (согласно сводной бюджетной росписи бюджета муниципального района на 2019 год) и на 108,0 % от первоначальных плановых назначений. Дефицит бюджета составил 12 196,9 тыс. рублей.

Внесение изменений в бюджет муниципального района было обусловлено корректировкой расходов бюджета за счет остатков средств, образовавшихся на начало отчетного года, уточнением объема областных средств и средств поселений, фактическим поступлением налоговых и неналоговых доходов относительного первоначально запланированных объемов и перераспределением ассигнований между главными распорядителями средств бюджета муниципального района.

7.3. Анализ исполнения доходной части бюджета муниципального района

В процессе исполнения бюджета в 2019 году доходы в сравнении с первоначальными плановыми назначениями были увеличены на 42 702,2 тыс. рублей, или на 6,4 %, в том числе по налоговым и неналоговым доходам увеличение составило 9 127,7 тыс. рублей или 3,7 %, по безвозмездным поступлениям увеличение на 33 574,5 тыс. рублей или на 8,1 %.

Доходная часть бюджета за 2019 год исполнена в сумме 704 221,0 тыс. рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам в объеме 257 007,1 тыс. рублей, по безвозмездным поступлениям – 447 213,9 тыс. рублей.

В сравнении с 2018 годом поступления доходов в бюджет муниципального района уменьшились на 86 151,4 тыс. рублей или на 10,9 % , в том числе по налоговым и неналоговым доходам на 2 530,2 тыс. рублей (на 1,0 %), по безвозмездным поступлениям на 83 621,2 тыс. рублей (на 15,8 %).

Анализ исполнения основных налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района за 2019 год представлен в таблице 2.

Таблица 2

Показатели Уточнен-

ный план на 2019 год, тыс. рублей

Исполнено за 2019 год, тыс. рублей Процент

исполне-

ния,

%

Исполнено за 2018 год, тыс. рублей Прирост (снижение) поступлений в 2019 году к 2018 году
тыс. рублей %
Налоговые доходы всего,

в том числе:

192 138,2 191 279,5 99,6 193 093,8 -1 814,3 -0,9
Налог на доходы физических лиц 107 218,3 103 126,1 96,2 107 319,6 -4 193,5 -3,9
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты 3 180,1 3 823,7 120,2 3 339,2 484,5 +14,5
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 52 059,3 53 852,6 103,4 51 411,2 2 441,4 +4,7
Единый налог на вмененный доход 13 699,9 13 811,0 100,8 13 289,8 521,2 +3,9
Единый сельскохозяйственный налог 135,6 135,6 100,0 13,5 122,1 рост в 10 раз
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 1 358,0 1 740,0 128,1 1 412,4 327,6 +23,2
Налог на имущество организаций 11 069,0 11 194,1 101,1 12 819,5 -1625,4 -12,7
Государственная пошлина 3 418,0 3 596,3 105,2 3 488,6 107,7 +3,1
Неналоговые доходы всего, в том числе: 64 317,6 65 727,6 102,2 66 443,5 -715,9 -1,1
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности 7 855,2 8 304,8 105,7 12 911,6 -4 606,8 -35,7
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 892,0 925,5 103,8 1 432,2 -506,7 -35,4
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 48 070,4 48 420,6 100,7 49 026,8 -606,2 -1,2
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 400,0 400,1 100,0 191,0 209,1 рост в 2,1 раза
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 7 100,0 7 655,4 107,8 2 880,6 4 774,8 рост в 2,7 раза
Прочие неналоговые доходы 21,3 1,3 20,0 рост в 16,4 раза

Налоговые доходы за 2019 год поступили в сумме
191 279,5 тыс. рублей или исполнены на 99,6 % к годовым назначениям. Доля налоговых доходов в общем объеме доходов составила 27,2 %. В структуре налоговых доходов в 2019 году наибольший удельный вес занимают поступления налога на доходы физических лиц (53,9 %)  и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (28,2 %).

Поступления налоговых доходов к уровню 2018 года снизились на 1 814,3 тыс. рублей или на 0,9 %. На снижение объема налоговых доходов повлияло снижение поступлений налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) к уровню 2018 года на 4 193,5 тыс. рублей или на 3,9 %. При этом за 2019 год не выполнены плановые назначения по НДФЛ. Поступления составили 103 126,1 тыс. рублей или исполнены на 96,2 %.

Также со снижением к уровню 2018 года поступил налог на имущество организаций. Объемы поступлений уменьшились на 1 625,4 тыс. рублей или на 12,7 % в связи с изменением налогового законодательства (отменой налогообложения движимого имущества).

По остальным доходным источникам обеспечен рост налоговых поступлений в 2019 году в сравнении с 2018 годом.

Неналоговые доходы за 2019 год поступили в объеме 65 727,6 тыс. рублей или исполнены на 102,2 % к уточненным назначениям. Удельный вес неналоговых доходов составляет 9,3 % в общем объеме неналоговых доходов.

В сравнении с поступлениями за 2018 год снижение составило 715,9 тыс. рублей или на 1,1 %. На снижение общего объема неналоговых доходов повлияло снижение поступлений доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на 4 606,8 тыс. рублей или на 35,7 % в результате уменьшения ставки арендной платы по договору с АО «Газпром газораспределение Киров» и погашения в 2018 году задолженности за 2017 год; снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду на 506,7 тыс. рублей или на 35,4 % в связи с перерасчетами за 2018 год и доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 606,2 тыс. рублей или на 1,2 %.

В то же время рост поступлений  к уровню 2018 года сложился по доходам от продажи материальных и нематериальных активов на 209,1 тыс. рублей или в 2,1 раза в связи с увеличением объектов проданного имущества; по штрафам, санкциям, возмещению ущерба — на 4 774,8 тыс. рублей или в 2,7 раза в связи с увеличением количества и сумм налагаемых штрафов на нарушителей разного рода законодательства; по прочим неналоговым доходам рост на 20,0 тыс. рублей или в 16,4 раза.

Совокупная сумма недоимки по налоговым доходам и задолженности по неналоговым платежам в бюджет муниципального района по состоянию на 01.01.2020 составила 4 774,9 тыс. рублей, в том числе недоимка по налоговым доходам — 2 461,8 тыс. рублей, задолженность по неналоговым доходам — 2 313,1 тыс. рублей.

Наибольшую сумму недоимки по налоговым доходам составляет недоимка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в  сумме 944,4 тыс. рублей, по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 886,0 тыс. рублей и по НДФЛ — 352,5 тыс. рублей.

В общей сумме задолженности по неналоговым доходам наибольшую сумму составляет задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, в сумме 2 191,6 тыс. рублей.

За 2019 год недоимка по налоговым доходам снизилась на 769,9 тыс. рублей или на 23,1 %. Наибольшее снижение сложилось по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 848,7 тыс. рублей (на 47,3 %). В то же время сложился рост по НДФЛ на 223,9 тыс. рублей (на 94,2 %).

Задолженность по неналоговым доходам снизилась на 733,5 тыс. рублей  или на 24,1%, в том числе задолженность по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления муниципальных районов, уменьшилась на 1 932,7 тыс. рублей (на 100,0 %).

В то же время увеличилась задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, на 1 078,4 тыс. рублей или 96,9 %.

В структуре доходов безвозмездные поступления в бюджет муниципального района за 2019 год занимают 63,5 %. Их объем составил
447 213,9 тыс. рублей или 99,7 % от плановых назначений, в том числе из областного бюджета поступило 442 011,0 тыс. рублей (99,6 % от годовых плановых назначений), из бюджетов поселений – 5 905,8 тыс. рублей (исполнение 103,5 %).

В сравнении с 2018 годом объем безвозмездных поступлений уменьшился на 83 621,2 тыс. рублей или на 15,8 %.

Показатели исполнения безвозмездных поступлений за 2019 год представлены в таблице 3:

Таблица 3

Показатели Уточненный план на 2019 год,

тыс. рублей

Исполнено за 2019 год,

тыс. рублей

Процент исполне-ния,
Безвозмездные поступления всего,

в том числе:

448 643,9 447 213,9 99,7
Дотации 54 363,0 54 363,0 100,0
Субсидии 128 022,1 127 044,8 99,2
Субвенции 255 443,4 254 840,7 99,8
Иные межбюджетные трансферты 11 521,7 11 668,3 101,3
Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых негосударственными организациями получателям средств бюджетов муниципальных районов 431,2 431,2 100,0
Прочие безвозмездные поступления 35,0 35,0 100,0
Доходы бюджетов муниципальных районов от возврата остатков субсидий и субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов поселений 1 729,3 1 729,3 100,0
Возврат остатков субсидий и субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджета муниципального района -2 901,8 -2 898,4 99,9

В общем объеме безвозмездных поступлений дотации составили 54 363,0 тыс. рублей (исполнение 100,0 %), субсидии — 127 044,8 тыс. рублей (исполнение 99,2 %), субвенции 254 840,7 тыс. рублей (исполнение 99,8 %), иные межбюджетные трансферты – 11 668,3 тыс. рублей (исполнение 101,3 %).

Поступления от денежных пожертвований составили 431,2 тыс. рублей (100,0 % от плановых назначений), прочие безвозмездные поступления — 35,0 тыс. рублей (100,0 %), доходы от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов поселений поступили в сумме 1 729,3 тыс. рублей (исполнение 100,0 %) и возвращено остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджета муниципального района в сумме 2 898,4 тыс. рублей (99,9 %).

7.4. Анализ исполнения расходной части бюджета

В ходе исполнения бюджета  муниципального района  в 2019 году общий объем расходов увеличен на 60 391,7 тыс. рублей, или на 9,1 %. По итогам отчетного года расходная часть бюджета исполнена в объеме 716 417,9 тыс. рублей или на 99,0 % от уточненных бюджетных назначений.

Отраслевая структура расходов бюджета муниципального района в 2019 году представлена в таблице 4.

Таблица 4

Наименование расхода Раздел Уточненный план

на 2019 год,

тыс. рублей

Исполнено за 2019 год,

тыс. рублей

Процент исполне-

ния,

%

Доля,

%

ВСЕГО РАСХОДОВ 00 723 589,2 716 417,9 99,0 100,0
Общегосударственные вопросы 01 57 478,8 56 697,6 98,6 7,9
Национальная оборона 02 1 173,6,0 1 173,6 100,0 0,2
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 03 1 666,0 1 643,5 98,6 0,2
Национальная экономика 04 29 153,1 27 265,7 93,5 3,8
Жилищно-коммунальное хозяйство 05 1 058,5 1 058,5 100,0 0,1
Охрана окружающей среды 06 7,0 7,0 100,0 0,001
Образование 07 465 648,7 462 361,3 99,3 64,5
Культура, кинематография 08 74 868,8 74 800,1 99,9 10,4
Социальная политика 10 32 278,4 31 596,0 97,9 4,4
Физическая культура и спорт 11 26 988,0 26 729,5 99,0 3,7
Обслуживание государственного и муниципального долга 13 15 600,0 15 416,9 98,8 2,2
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 14 17 668,3 17 668,3 100,0 2,5

В общем объеме расходов основную долю занимают расходы социальной направленности – 83,0 %, в том числе на образование направлено 462 361,5 тыс. рублей или 64,5 % от общего объема расходов бюджета, на культуру  — 74 800,1 тыс. рублей или 10,4 %, на социальную политику – 31 596,0 тыс. рублей или 4,4 %, на физическую культуру и спорт  — 26 729,5 тыс. рублей или 3,7 %. Значительный вес в объеме расходов занимают также расходы на общегосударственные вопросы в сумме  56 697,6 тыс. рублей (7,9 %), на национальную экономику (в т.ч. сельское хозяйство, водное хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство и другие вопросы) – 27 265,7 тыс. рублей (3,8 %).

Исполнение бюджета муниципального района в 2019 году осуществлялось в рамках семи муниципальных программ. Объем расходов бюджета муниципального района, включенный в муниципальные программы, составил 715 105,0 тыс. рублей, или 99,8 % от общего объема расходов бюджета муниципального района.

Расходы бюджета муниципального района в 2019 году в разрезе муниципальных  программ представлены в таблице 5:

Таблица 5

Наименование муниципальной программы Уточнен-ный план на 2019 год, тыс. рублей Исполнено за 2019 год, тыс. рублей Процент исполне-ния,  

%

Не исполнено, тыс. рублей
«Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами на территории Омутнинского района Кировской области» 43 409,6 41 109,5 94,7 2 300,1
«Развитие образования Омутнинского района Кировской области» 469 215,2 465 329,5 99,2 3 885,7
«Развитие культуры Омутнинского района Кировской области» 98 028,3 97 896,5 99,9 131,8
«Развитие физической культуры и спорта, реализация молодежной политики Омутнинского района Кировской области» 28 833,5 28 573,0 99,1 260,5
«Управление муниципальными финансами и регулирование межбюджетных отношений в Омутнинском районе Кировской области» 42 393,9 42 153,0 99,4 240,9
«Развитие муниципального управления Омутнинского района Кировской области» 40 111,6 39 765,6 99,1 346,0
«Поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций в Омутнинском районе» 277,8 277,8 100,0 0
Всего расходов 722 269,9 715 105,0 99,0 7 165,0

При уточненном запланированном объеме расходов в рамках муниципальных программ в размере 722 269,9 тыс. рублей профинансированы расходы в сумме 715 105,0 тыс. рублей или исполнение составило 99,0 %.

Низкое исполнение расходов от утвержденных плановых назначений сложилось по муниципальной программе «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами на территории Омутнинского района Кировской области» — 94,7 %, не профинансированы расходы в сумме 2 300,1 тыс. рублей, в том числе на дорожную деятельность в сумме 1 796,9 тыс. рублей.

Расходы по непрограммным мероприятиям за 2019 год составили 1 312,9 тыс. рублей или исполнены на 99,5 % от уточненного плана.

К расходам, направленным на мероприятия, не вошедшие в программы,  отнесены расходы на финансовое обеспечение  деятельности Омутнинской районной Думы.

 

7.5. Дефицит бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета

По итогам 2019 года при планируемом дефиците бюджета 18 139,5 тыс. рублей дефицит бюджета составил 12 196,9 тыс. рублей или снизился на 5 942,6 тыс. рублей (на 32,8 %). Уменьшение фактически сложившегося дефицита обусловлено, в основном, неисполнением расходной части бюджета (99,0 %).

Источниками финансирования дефицита бюджета являлись кредиты кредитных организаций в сумме 11 500,0 тыс. рублей и изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в сумме 696,9 тыс. рублей.

 

7.6. Муниципальный долг Омутнинского района. Расходы на обслуживание муниципального долга

По состоянию на 01.01.2020 муниципальный долг Омутнинского района составил 197 800,0 тыс. рублей, или на 6,2 % (на 11 500,0 тыс. рублей) больше аналогичного показателя на 01.01.2019.

Фактический объем муниципального долга не превысил предельных параметров, установленных статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации (составил 77,0 % от фактического годового объема доходов бюджета муниципального района без учета безвозмездных поступлений).

Структура муниципального долга на начало и конец 2019 года приведена в таблице 6:

Таблица 6

Долговые обязательства На 01.01.2019 На 01.01.2020
тыс. рублей удельный вес, % тыс. рублей удельный вес, %
Муниципальный долг — ВСЕГО 186 300,0 100,0 197 800,0 100,0
в том числе:
Кредиты кредитных организаций 181 300,0 97,3 195 300,0 98,7
Бюджетные кредиты 5 000,0 2,7 2 500,0 1,3

В структуре муниципального долга в 2019 году произошли изменения в части уменьшения доли обязательств перед областным бюджетом, которая за 2019 год снизилась с 2,7 % до 1,3 %  (с 5 000,0 тыс. рублей до 2 500,0 тыс. рублей). Доля кредитов кредитных организаций составила 98,7 % (195 300,0 тыс. рублей) или увеличилась на 1,4 процентных пункта (на 14 000,0 тыс. рублей).

Расходы на обслуживание муниципального долга составили 15 416,9 тыс. рублей, или 3,3 % от фактического объема расходов бюджета муниципального района за 2019 год за исключением объема расходов, которые осуществлялись за счет субвенций, то есть в пределах  допустимого объема расходов на обслуживание муниципального долга (15,0 %), установленных  статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На обслуживание кредитов коммерческих банков в 2019 году направлено 15 397,2 тыс. рублей, на обслуживание кредитов, предоставленных из федерального бюджета, – 14,9  тыс. рублей, и кредитов, предоставленных из областного бюджета, — 4,8 тыс. рублей.

В 2019 году в сравнении с 2018 годом отмечается уменьшение расходов бюджета муниципального района на обслуживание муниципального долга Омутнинского района на 364,5 тыс. рублей или на 2,3 %. Расходы на обслуживание муниципального долга произведены своевременно и в полном объеме.

 

7.7. Результаты внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального района

Годовой отчет об исполнении бюджета муниципального района за 2019 год, а также представленные одновременно с ним иные формы бюджетной отчетности по составу форм соответствуют требованиям статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Инструкция  № 191н).

В нарушение Инструкции № 191н в Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503117) (далее – Отчет ф. 0503117) в разделе 1 «Доходы бюджета»:

— в графе 4 «Утвержденные бюджетные назначения» указаны бюджетные назначения по налоговым и неналоговым доходам бюджета по структуре, не соответствующей структуре, утвержденной решением о бюджете муниципального района;

— в графе 5 «Исполнено» не указано поступление налоговых и неналоговых доходов по главным администраторам доходов;

— в графе 6 «Неисполненные назначения» указаны неверные значения по следующим кодам дохода по бюджетной классификации: 00010000000000000000, 00010100000000000000, 00010102000010000110; 00011202000010000000, 00011201000010000120, 00011201040010000120; 00011400000000000000,       00011406000000000430,       00011406010000000430; 93620000000000000000, 93620200000000000000; 95420000000000000000, 95420200000000000000; а также по строке «Доходы бюджета – всего».

В нарушение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» в Отчете ф. 0503117 в разделе 1 «Доходы бюджета» неверно указаны наименования субсидий, в том числе:

— по коду дохода по бюджетной классификации 90220229999050001150 отражено наименование «Прочие субсидии бюджетам муниципальных районов (субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области)», следовало отразить по коду дохода по бюджетной классификации  90220229999050000150  «Прочие  субсидии  бюджетам муниципальных районов»;

— по коду дохода по бюджетной классификации 90320229999050001150 отражено наименование «Прочие субсидии бюджетам муниципальных районов (субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области)», следовало отразить по коду дохода по бюджетной классификации 90320229999050000150 «Прочие субсидии бюджетам муниципальных районов».

Кроме того, не соблюдена структура бюджетной классификации — по коду дохода 90320229999050000150 «Прочие субсидии бюджетам муниципальных районов» отсутствуют детализированные коды бюджетной классификации. А именно, не указаны субсидии по кодам дохода 90320229999050107150 «Прочие субсидии бюджетам муниципальных районов (Субсидии бюджетам муниципальных районов на оплату стоимости питания  детей в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей)» и 90320229999050310150 «Прочие субсидии бюджетам муниципальных районов (Субсидии бюджетам муниципальных районов на реализацию мер, направленных на выполнение предписаний надзорных органов и приведение зданий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к безопасности в процессе эксплуатации, в муниципальных общеобразовательных организациях)».

В нарушение Инструкции № 191н в разделах 1 «Организационная структура субъекта бюджетной отчетности», 2 «Результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности» и 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности» Пояснительной записки (форма 0503160) отражены характеристики отдельных показателей деятельности финансового управления Омутнинского района, как субъекта бюджетной отчетности, следовало отражать показатели субъекта бюджетной отчетности – муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области.

7.8. Результаты проверки  годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств

Контрольно-счетной комиссией Омутнинского района проведена внешняя проверка составления годовых отчетов за 2019 год семи главных администраторов средств бюджета муниципального района.

В ходе проведения экспертно-аналитических мероприятий установлены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации; Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета от 01.12.2010 № 157н; Инструкции  № 191н.

Выявлены нарушения ведения бухгалтерского и бюджетного учета, а также не отражение и (или) недостоверное отражение фактов хозяйственной деятельности субъектов отчетности на счетах бухгалтерского учета, повлекшие искажение бюджетной отчетности; несоответствие форм отчетности Главным книгам субъектов отчетности; не отражение просроченной задолженности в формах бюджетной отчетности. Отмечено недостаточное качество составления пояснительных записок к годовой отчетности — не в полном объеме раскрываются факты хозяйственной деятельности субъектов отчетности.

Общий объем нарушений, установленных при составлении бюджетной отчетности за 2019 год, составил 55 702,1 тыс. рублей, в том числе:

  • недостоверное отражение кредиторской задолженности по доходам будущих периодов в общей сумме 51 097,9 тыс. рублей;
  • не отражение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности в общей сумме 3 980,2 тыс. рублей;
  • другие нарушения бухгалтерского учета – 624,0 тыс. рублей.

Установлено неэффективное использование бюджетных средств в виде оплаты необоснованных авансовых платежей, штрафов, пени и других экономических санкций в сумме 871,7 тыс. рублей.

Выявленные нарушения привели к искажению форм бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, установленных Инструкцией  № 191н, в том числе:

  • Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • Пояснительной записки (ф. 0503160);
  • Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
  • Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).

Допущенные искажения форм годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств привели к искажению показателей сводной отчетности бюджета муниципального района за 2019 год.

Кроме того, отмечены многочисленные нарушения Методических рекомендаций по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49. Не проведена инвентаризация остатков на счетах бухгалтерского учета на общую сумму 105 055,8 тыс. рублей; не проведена годовая инвентаризация в Омутнинской районной Думе. Не сформированы резервы предстоящих расходов на оплату отпусков в учреждениях образования. Не выполнено 17 целевых показателей оценки эффективности реализации муниципальных программ 4 исполнителями.

 

  1. Выводы:

Первоначальный прогноз по доходам бюджета муниципального района исполнен на 106,3 %, в том числе по налоговым и неналоговым доходам на 103,9 %; по расходам — на 108,0 %.

Бюджет муниципального района за 2019 год исполнен с дефицитом в объеме 12 196,9 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2019 муниципальный долг Омутнинского района  составил 197 800,0 тыс. рублей, или на 6,2 % больше аналогичного показателя на начало 2019 года.

На высоком уровне остаются расходы на обслуживание муниципального долга Омутнинского района (15 416,9 тыс. рублей).

Исполнение бюджета муниципального района в 2019 году осуществлялось в рамках семи муниципальных программ. Объем расходов бюджета муниципального района, включенный в муниципальные программы, составил 715 105,0 тыс. рублей или 99,0 % от уточненного плана.

По итогам 2019 года освоение бюджетных средств менее 95 % от предусмотренного объема сложилось по муниципальной программе «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами на территории Омутнинского района Кировской области» — 94,7 %.

Годовой отчет об исполнении бюджета муниципального района за 2019 год соответствует бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и требованиям бюджетного законодательства.

Вместе с тем по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального района имеются замечания по отдельным формам бюджетной отчетности.

При проверке годовых отчетов главных администраторов бюджетных средств выявлены нарушения при составлении бюджетной отчетности за 2019 год на общую сумму 55 702,1 тыс. рублей.

Кроме того, установлены многочисленные случаи неэффективного использования бюджетных средств на сумму 871,7 тыс. рублей.

Результаты экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют, что основными причинами выявленных нарушений бухгалтерского учета и составления отчетности являются недостаточный контроль за формированием сводной бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и низкий уровень внутреннего финансового контроля.