Разъяснения законодательства

Прокуратура Омутнинского района информирует:

Получатели страховой пенсии по случаю потери кормильца вправе использовать льготу по налогу на имущество физ.лиц.

От уплаты налога на имущество физ.лиц освобождаются пенсионеры, получающие пенсии в соответствии с действующим законодательством.

Разъясняется, что на основании статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» дети умершего кормильца и члены семьи умершего кормильца, осуществляющие уход за малолетними детьми умершего кормильца, являются самостоятельными категориями лиц, имеющих право на получение страховой пенсии. В случае установления им страховой пенсии они признаются пенсионерами.

В этой связи от уплаты налога на имущество освобождаются граждане, являющиеся получателями пенсии, в том числе страховой пенсии по случаю потери кормильца.

При этом не имеет значения тот факт, что доставка такой пенсии в отношении ребенка осуществляется одному из его родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей).


Расширен перечень сведений, связанных с противодействием коррупции, размещаемых на сайтах федеральных органов власти

Приказом Минтруда России от 26.07.2018 N 490н внесены изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 октября 2013 г. N 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Установлено, что подраздел «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» сайта должен содержать, в том числе:

  • положение о подразделении по профилактике коррупционных или иных правонарушений;
  • порядок сообщения о получении федеральными госслужащими подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, его сдачи, оценки и реализации (выкупа);
  • перечень должностей, при замещении которых служащим (работникам) запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
  • кодекс этики и служебного поведения.

Определено также, что в подразделе сайта «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения» размещаются в том числе формы уведомления о получении подарка и заявления о выкупе подарка. Также данный подраздел должен содержать гиперссылку, при переходе по которой осуществляется доступ к специальному программному обеспечению «Справки БК», размещенному на сайте Президента РФ или на сайте государственной информационной системы в области госслужбы.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сгруппированные по самостоятельным структурным подразделениям (департаментам, управлениям, отделам), территориальным органам (территориальным учреждениям, филиалам), размещаются на сайте в одном (едином) файле в виде таблицы либо в виде файлов.

Региональным и муниципальным органам рекомендовано использовать Приказ Минтруда России от 07.10.2013 N 530н при наполнении подразделов своих сайтов, посвященных вопросам противодействия коррупции.


Основные формы участия работников в управлении организацией дополнены их представительством в заседаниях коллегиальных органов управления организацией с правом совещательного голоса.

 С 14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации».

Право представителей работников на участие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса может устанавливаться федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников, участвующие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса, несут ответственность за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), ставшую им известной в связи с этим участием. В случае если для участия в заседании коллегиального органа управления организации требуется наличие допуска к соответствующей тайне, указанные представители работников должны получить такой допуск в порядке, установленном законодательством РФ.


Письмом Минтруда России от 05.06.2018 № 14-0/10/В-4085 разъяснены некоторые вопросы, касающиеся повышения минимального размера оплаты труда.

В частности, сообщается:

  1. В каком порядке учитывается премия за квартал при сравнении заработной платы с МРОТ? Можно ли в течение года платить работнику заработную плату ниже МРОТ, если потом «компенсировать» недостающую сумму выплатой годовой премии?

Ответ: В соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени (выполнившего норму труда) должна быть не ниже МРОТ. Таким образом, квартальная премия за квартал (год) будет учитываться только в месяце, в котором она начислена. Заработная плата за другие месяцы должна быть не ниже МРОТ с начислением на него «северных выплат» без учета премии, который работник, возможно, получит по итогам работы за квартал (год).

  1. Каким образом оплачивается «не ниже МРОТ» труд работника, если он занят неполное рабочее время?

Ответ: При работе в режиме неполного рабочего времени при повременной (повременно-премиальной) системе оплаты труда заработная плата начисляется работнику пропорционально отработанному времени, на не ниже МРОТ в пересчете на полную месячную ставку.

Следует отметить, что если работодатель, формально сократив рабочее время работника, будет требовать от него фактически отрабатывать полное рабочее время, то работу за пределами установленной ему продолжительности рабочего времени можно рассматривать как сверхурочную работу, осуществляемую без надлежащего оформления. Такая работа должна будет дополнительно оплачена в повышенном размере в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

  1. Каким образом обеспечивается заработная плата не ниже МРОТ, если работник занят на условиях внутреннего совместительства?

Ответ: Следует учитывать, что трудовые договора по основному месту работы и при работе на условиях совместительства, в том числе и внутреннего, заключаются отдельно. Соответственно, достижение МРОТ также осуществляется отдельно. Если работник занят неполное рабочее время, то его заработная плата должна быть не ниже МРОТ в пересчете на полное рабочее время.

  1. Необходимо ли пересматривать размеры окладов работников в связи с повышением МРОТ?

Ответ: Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ.

Экспертной рабочей группой федерального уровня была рассмотрена и поддержана идея общественной инициативы «Не включать в минимальный размер оплаты труда (МРОТ) компенсационные и стимулирующие выплаты».

Принимая это решение, Экспертная рабочая группа федерального уровня признала необходимым установление переходного периода для реализации общественной инициативы и дополнительную проработку предлагаемых общественной инициативой изменений трудового законодательства.

В связи с этим Экспертной рабочей группой федерального уровня материалы общественной инициативы и экспертное заключение, подготовленное по результатам рассмотрения общественной инициативы, направлены в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для проведения дополнительного обсуждения.

Кроме того, консультации по данному вопросу предусмотрены Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 — 2020 годы.

При этом обращаем внимание, что положениями Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год, утвержденными в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации, решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г. (протокол N 11), рекомендуется субъектам Российской Федерации осуществлять перераспределение средств в структуре заработной платы для ее оптимизации с учетом задач кадрового обеспечения учреждений и стимулирования работников к повышению результатов труда.

Так, для работников учреждений образования, культуры, здравоохранения рекомендуется доля должностных окладов в структуре заработной платы соответственно не ниже 70 процентов, 50 — 55 процентов, на уровне 55 — 60 процентов.


Подписан Федеральный закон, направленный на оптимизацию реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов (Федеральный закон от 03.07.2018 N 190-ФЗ)

Согласно Закону, работодателю, участвующему в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, в целях привлечения для трудоустройства работников из других субъектов РФ предоставляется финансовая поддержка. Порядок предоставления работодателю финансовой поддержки устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ.

Средства финансовой поддержки используются работодателем на предоставление мер поддержки работнику, привлеченному в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта РФ.

Нормативным правовым актом субъекта РФ утверждается перечень мер поддержки, из числа которых работодателем по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, определяются меры поддержки, предоставляемые работникам, привлеченным в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта РФ.

Порядок и критерии отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, и порядок исключения работодателей из региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.

Соглашение с работодателями, испытывающими потребность в привлечении трудовых ресурсов, заключается после проведения соответствующего отбора с учетом критериев, установленных нормативным правовым актом субъекта РФ.

Соглашение в числе прочего должно содержать:

обязанность работодателя привлекать трудовые ресурсы для трудоустройства из субъектов РФ, не включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ; численность работников, привлекаемых в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов из других субъектов РФ;  условия, связанные с обустройством на новом месте привлекаемого для трудоустройства работника и членов его семьи.

С работником, привлекаемым в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не менее двух лет, в которых указываются меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем работнику, порядок и условия их предоставления.

Документом, подтверждающим участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов субъекта РФ, включенного в перечень, утвержденный Правительством РФ, и дающим ему право на получение финансовой поддержки, является сертификат.

Финансовая поддержка, предусмотренная выданным работодателю сертификатом, предоставляется работодателю отдельно на каждого работника после представления копии трудового договора, заключенного с работником, привлеченным для трудоустройства из субъекта РФ, не включенного в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют контроль за соблюдением работодателем условий предоставления финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом и соглашением, путем запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия информации о наличии (об отсутствии) у работодателя по итогам года задолженности по страховым взносам, уплачиваемым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а также с законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральный закон вступает в силу 02.10.2018 (за исключением отдельных положений).


Вопрос: Как оспорить нарушения ПДД, зафиксированные камерами видеонаблюдения?

Ответ: За правонарушения в области дорожного движения, совершенные с участием автомобилей, если эти правонарушения зафиксированы камерами видеонаблюдения, к ответственности привлекают собственников (владельцев) этих автомобилей.

Собственник (владелец) автомобиля освобождается от ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении подтвердится, что в момент фиксации правонарушения автомобиль находился во владении или в пользовании другого лица.

Чтобы оспорить нарушение ПДД, зафиксированное камерами видеонаблюдения, необходимо подготовьте документальное обоснование вашего несогласия с показаниями камер видеонаблюдения

Такими документами, например, могут быть:

а) документы, подтверждающие нахождение автомобиля во владении (пользовании) другого лица;

— доверенность на право управления автомобилем другим лицом;

— полис ОСАГО, в котором имеется запись о допуске к управлению данным автомобилем такого лица;

— договор аренды или лизинга автомобиля;

— показания свидетелей и (или) лица, управлявшего автомобилем в момент фиксации правонарушения;

— документы о хищении (угоне) автомобиля;

— документы, подтверждающие нахождение собственника автомобиля в момент фиксации правонарушения в отпуске или командировке;

б) документы завода-изготовителя, подтверждающие, что ваш автомобиль не может двигаться с указанной скоростью;

в) документы, подтверждающие, что вы не являетесь владельцем зафиксированного на фото автомобиля. Это нужно в случае неверного определения камерами государственного регистрационного знака.

В жалобе необходимо изложить фактические обстоятельства дела, указать доводы и приложить доказательства, обосновывающие вашу позицию.

В целях подтверждения доводов может потребоваться заявить ходатайство об истребовании сведений о расположении дорожных знаков и дорожной разметки, а также сведений с камер видеонаблюдения о детализации движения транспортного средства.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении госпошлиной не облагается.

По общему правилу жалоба может быть подана вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту совершения правонарушения. По выбору заявителя жалоба может быть подана непосредственно вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту совершения правонарушения, либо через должностное лицо, которые вынесло постановление по делу и которое обязано в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела вышестоящему должностному лицу или в соответствующий суд.

Срок подачи жалобы — 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. При наличии уважительных причин пропущенный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.


Вопрос: В чем отличие работы по гражданско-правовому договору от работы по трудовому договору?

Ответ: Поскольку трудовой договор является основанием для возникновения трудовых отношений, признаки, отличающие его от гражданско-правового договора, следуют из определения таких отношений и основных принципов их правового регулирования. Так, отличительными признаками трудового договора являются (ст. 2, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 56, ст. 58 ТК РФ):

1) личное выполнение работником трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности) или конкретного вида поручаемой работы;

2) право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного МРОТ.

3) подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка;

4) право работника на справедливые условия труда, в том числе отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых (включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска);

5) обеспечение равенства возможностей работников без дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

6) право работников на объединение для защиты своих прав и интересов (в том числе через профессиональные союзы);

7) обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

8) право работника на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также право на забастовку;

9) право работника на обязательное социальное страхование;

10) договор может быть заключен на определенный срок только в установленных исключительных случаях. В остальных случаях — заключается на неопределенный срок.

Преимущества одного вида договора перед другим

Многие условия трудового договора выгодно отличают его от гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг). Так, например, работник в отличие от подрядчика (исполнителя) подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, материнства, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, имеет право на все гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством, работодатель ограничен в возможности прекращения с ним трудового договора.

Вместе с тем некоторые преимущества имеет и выполнение работ (оказание услуг) по договору гражданско-правового характера. Например, подрядчик (исполнитель) может привлечь к исполнению своих обязательств других лиц, может самостоятельно определять способы и время выполнения задания заказчика, не подчиняется локальным нормативным актам заказчика.

Переквалификация гражданско-правового договора в трудовой

Если суд установит, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, то есть гражданско-правовой договор может быть переквалифицирован в трудовой договор (ч. 4 ст. 11, ст. 19.1 ТК РФ; п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).

В таком случае у исполнителя по гражданско-правовому договору меняется правовой статус — он признается работником, имеющим право на гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. В частности, у работника возникает право на ежегодный оплачиваемый отпуск, на получение пособия по временной нетрудоспособности и т.д. (ст. ст. 114, 183 ТК РФ).


Вопрос: Как вступить в права наследования по завещанию?

Ответ: Распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, определить доли наследников в наследстве любым образом, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения. Завещание составляется в письменной форме и, как правило, должно быть нотариально удостоверено.

После смерти наследодателя нотариус обязан известить об открытии наследства всех наследников, место жительства или работы которых ему известны.

По общему правилу наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства, то есть с момента смерти наследодателя.

Принять наследство можно двумя способами:

1) подать нотариусу по месту открытия наследства (последнему месту жительства наследодателя) заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство;

2) совершить действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности действия по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии.

При подаче заявления о принятии наследства представлять другие документы, кроме документа, удостоверяющего личность, не требуется. Нотариус разъяснит вам, какие документы необходимо будет представить в дальнейшем для получения свидетельства о праве на наследство.

Если ранее вы не подавали нотариусу заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, вам необходимо его подготовить.

Кроме того, вам понадобятся, в частности, следующие документы:

1) документ, удостоверяющий вашу личность;

2) свидетельство о смерти завещателя;

3) документ, подтверждающий последнее место жительства завещателя (например, справка о регистрации завещателя по месту жительства, выписка из домовой книги);

4) завещание;

5) документы, подтверждающие состав и принадлежность завещателю наследственного имущества (например, выписка из ЕГРН);

6) документы, подтверждающие факт принятия наследства (при необходимости).

При оформлении свидетельства о праве на наследство по завещанию нотариус предварительно анализирует все документы, имеющиеся в наследственном деле, и выясняет, нет ли других наследников, подлежащих призванию к наследованию, а также нет ли среди наследников, принявших наследство, недостойных наследников.

Свидетельство может быть получено в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства. Также оно может быть выдано до истечения шестимесячного срока, если имеются достоверные данные о том, что отсутствуют иные наследники, например, лица, имеющие право на обязательную долю в наследстве.

Свидетельство может быть получено как лично, так и через представителя при наличии соответствующих полномочий в доверенности. Кроме того, по письменной просьбе наследника свидетельство может быть направлено по почте.


Вопрос: можно ли перед выездом на отдых за границу узнать о долгах, задолженностях и ограничениях к выезду?

Ответ: в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов создает и ведет банк данных исполнительных производств в электронном виде. Согласно Порядку создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде общедоступная часть Банка данных публикуется на официальном сайте ФССП России.

Для работы с банком нужно выбрать подраздел – поиск по физическим лицам. В разделе «Территориальные органы» указывается регион официальной регистрации физического лица, место пребывания или местонахождения его имущества, после чего необходимо ввести свои анкетные данные.

При наличии на исполнении в службе судебных приставов возбужденных исполнительных производств можно узнать информацию о действующих ограничениях непосредственно у судебного пристава-исполнителя, в производстве которого находится исполнительное производство.

Ограничение на выезд может быть принято непосредственно судом в качестве обеспечительной меры в рамках рассмотрения гражданского дела. В этих случаях служба судебных приставов может не обладать сведениями об указанных ограничениях.

Также необходимо отметить, что согласно ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации применяется при сумме долга свыше 30 000 рублей; либо если должник, имеющий долг более 10 000 рублей, в течение двух месяцев не производит никаких выплат.