Пояснительная записка к прогнозу социально – экономического развития Омутнинского района на 2016 год и период до 2018 года

Прогноз по Омутнинскому району на 2016 год и период до 2018 года разработан в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», постановлением Правительства Кировской области от 31.03.2009 № 7/56 «О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Кировской области на очередной финансовый год и плановый период», а так же в соответствии с постановлением Главы администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район от 27.04.2009 № 33 «О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Омутнинского района Кировской области на очередной финансовый год и плановый период», в соответствии с Методическими рекомендациями департамента экономического развития Кировской области по разработке показателей прогнозов социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов и с учетом основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2018 года.

Прогнозирование осуществлено в двух вариантах: вариант 1а и вариант 2b. Вариант 2b является базовым и предлагается для разработки параметров бюджета Омутнинского района на 2016 год и плановый период до 2018 года.

  1. Административно-территориальное устройство.

Омутнинский район расположен в северо — восточной части Кировской области. Территория района составляет 5171,41 кв. км.; административным центром района является г. Омутнинск; расстояние от районного до областного центра — 190 км. На востоке район граничит с Афанасьевским районом и Удмуртской Республикой, на юге – с Фаленским районом и Удмуртской Республикой, на западе – с Фаленским и Белохолуницким районами, на севере – с Верхнекамским районом. Общая протяженность границы составляет 401,7 км.

Протяженность территории с севера на юг составляет 90 км, с запада на восток- 70 км.

Районный центр связан с областным центром также железнодорожной веткой Яр — Верхнекамская (от линии Киров-Пермь). В районном центре находится железнодорожная станция Стальная.

На территории района находится 9 поселений, в том числе 3 городских и 6 сельских поселений. На период до 2018 года преобразование территории не планируется.

  1. Демографические показатели.

Численность постоянно проживающего населения района, среднегодовая и на конец года спрогнозирована с учетом данных Всероссийской переписи населения 2010 года, по состоянию на 01 января 2015 года численность постоянного населения составляет 41,52 тыс. чел., в прогнозируемом периоде на динамику данного показателя оказывает влияние естественная убыль населения, которая имеет отрицательное значение и миграционные потоки, в районе наблюдается отток населения в трудоспособном возрасте, среднегодовая миграция населения снизилась с 600 человек в год до 400, за последние два года рождаемость и смертность остается на уровне, по-прежнему смертность превышает рождаемость примерно на 100 человек.

Таким образом, по оценке среднегодовая численность населения Омутнинского района за 2015 год составит 41,52 тыс. чел. или 98,6 % к 2014 году, в 2016 году среднегодовая численность составит 40,88 тыс. чел., или 98,4 %.

Сокращение численности населения наблюдается как городского, так и сельского на весь прогнозируемый период, естественная убыль населения на 1 тыс. человек населения в 2015 году ожидается на уровне 2014 года и составит 2,5. В период до 2018 года прогнозируется улучшение коэффициента и он составит 2,2.

  1. Общеэкономические показатели.

В соответствии с данными государственной статистики по состоянию на 01.01.2015 года на территории района зарегистрировано 461 организация. Крупных и средних организаций зарегистрировано на территории района 96. В муниципальной собственности 66 организаций, в том числе социальной сферы 35.

За 2014 год оборот организаций по полному кругу предприятий составил 11947,765 млн.руб. или 109,4 % к уровню 2013 года, в том числе по крупным и средним предприятиям оборот составил 7717,176 млн. руб., или 110,2 % к уровню 2013 года.

Прогнозируется, что на прогнозируемый период сохранится положительная тенденция, в котором ожидается рост от 4 до 6 %.

Поступление налоговых и иных платежей во все уровни бюджета по оценке 2015 года ожидается с увеличением к уровню 2014 года на                55,7 млн. руб. В период до 2017 года прогнозируется ежегодный рост в пределах от 4 до 5%.

Расходы государственной и муниципальной финансовой системы спрогнозированы с учетом расходных обязательств (полномочий) за конкретным уровнем государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. В 2015 году ожидаемая оценка по расходам консолидированного бюджета составит 825,997 млн. руб.с увеличением на 1,019 млн. руб.к уровню 2014 год. Поступления доходов консолидированного бюджета составят в 2015 году 791.479 млн. руб. с увеличением на 6,8% к уровню 2014 года. В 2016-2018 годах прогнозируется ежегодное увеличение доходов в пределах от 1% до 5%.

  1. Промышленность.

Промышленное производство прогнозируется по чистым видам экономической деятельности трех разделов (раздел C – добыча полезных ископаемых, раздел D – обрабатывающие производства, раздел E – производство и распределение электроэнергии, газа и воды) и соответствующих подразделов.

Основная роль в экономике района принадлежит ЗАО «Омутнинский металлургический завод», специализирующемся на выпуске горячекатаных фасонных профилей и стальных фасонных профилей высокой точности (СФПВТ) сложных сечений, которые используются в автомобилестроении, машиностроении, станкостроении, приборостроении, производстве хозяйственных товаров и многих других отраслях.

По ожидаемой оценке 2015 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по полному кругу составит 6465,8 млн. руб., или 113,9 % к 2014 году. Рост показателя происходит за счет роста объемов по основной отрасли — металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.

В 2016 году не прогнозируется изменение существующей структуры производства — со значительным удельным весом отрасли черной металлургии. По прогнозу 2016 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по полному кругу составит 6692,3 млн. руб., или 103,5 % к 2015 году. Индекс производства в ведущем секторе экономики района — обрабатывающих производствах (доля в объеме отгруженной промышленной продукции – 90 %) составит в 2016 году 101,3 %.

Благодаря проведенной реконструкции сталеплавильных мощностей, современному сталеплавильному комплексу, прогрессивной технологии, применяемой на предприятии ЗАО «Омутнинский металлургический завод», стало возможным выпускать высококачественную легированную сталь, прошедшую обработку в агрегате «печь-ковш». Продукция, выпущенная предприятием ЗАО «ОМЗ» отвечает требованиям мировых стандартов. Реконструкция прокатного производства (модернизация прокатного стана 500), которая ведется в настоящее время в соответствии со стратегической программой перевооружения на предприятии ЗАО «ОМЗ» — процесс непрерывный. Сортамент нового стана стал значительно шире: заготовка, подкат, товарная продукция. Это производство с высокой механизацией труда и благоприятной экологической обстановкой.

  1. Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство в экономике района занимает 4 процента. На территории Омутнинского района, по состоянию на 01.06.2015, зарегистрировано 34 хозяйствующих субъекта, в том числе 15 крестьянских фермерских хозяйств, 2 сельскохозяйственных кредитных кооператива, 3 сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооператива, 4 подсобных хозяйства промышленных предприятий, 3 хлебозавода, ООО «Агрофирма «Осокино», ООО «Агромир» (цех по забою скота) и ООО «Омутнинское рыбное хозяйство», которое занимается выращиванием форели, ведением личного подсобного хозяйства занимаются 3539 единицы.

Производством сельскохозяйственной продукции занимаются ООО «Агрофирма «Осокино», ООО «Омутнинское рыбное хозяйство» и 4 подсобных хозяйства Управления исполнения наказаний. Выручка от реализации продукции, работ и услуг по сельскохозяйственным предприятиям в 2018 году увеличится к 2014 году на 29,5 %.

Стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции по ожидаемой оценке за 2015 год по всем категориям хозяйств составит 220,0 млн. руб., или 100,6 % к 2014 году,   в том числе по крестьянским фермерским хозяйствам в сумме 6,2   млн. руб. или соответственно к уровню 2014 года 101,4 %. В 2015 году и период до 2018 года прогнозируется ежегодный рост в пределах 1-10 %. Основную долю – 90 % в показателе занимают личные подсобные хозяйства населения.

В 2015 году производство картофеля и овощей прогнозируется на уровне 2014 года, в последующие годы прогнозируется ежегодное сохранение существующего роста.

Производство молока в 2015 году составит 100,4 % к уровню 2014 года.

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы основным направлением является стимулирование малых форм хозяйствования. Дополнительный офис ОАО «Россельхозбанк» в г.Омутнинске продолжает работу по кредитованию личных подсобных хозяйств и фермерских хозяйств. В 2014 году через «Бизнес – центр» получили поддержку 3 хозяйствующих субъекта, которые планируют развитие сельского хозяйства по таким направлениям как выращивание крупного рогатого скота мясного направления, создание экофермы, благоустройство земельных участков, строительство конно-спортивной школы и обучение верховой езде.

Сельскохозяйственным товаропроизводителям за 2014 год выплачено субсидий в сумме 1183 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 668 тыс. рублей, из областного бюджета 515 тыс. рублей.

Гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, выплачено 320 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 269 тыс. рублей.

За отчетный период в районе довольно устойчиво работают образованные сельскохозяйственные организации, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, образован костяк сельскохозяйственного производства, созданы основы кормовой базы и племенной работы.

  1. Малое предпринимательство.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства на территории района относится 1078 единиц, в том числе 251 малых предприятий (с учетом микропредприятий), 808 индивидуальных предпринимателей, 15 крестьянских (фермерских) хозяйств, 4 потребительских кооперативов.

По структуре, основную долю – 44 % занимает оптовая и розничная торговля.

В 2015 году не прогнозируется большое снижение показателей, характеризующих развитие сферы малого предпринимательства района к уровню 2014 года.

Количество субъектов среднего предпринимательства в районе уменьшилось до 1 предприятия (арбитражным судом Удмуртской республики вынесено решение о признании несостоятельным (банкротом) АО «Нефтехимпром»).

Наблюдается рост числа малых предприятий с 244 в 2012 году до 252 в 2015 году. Ожидается небольшое увеличение численности индивидуальных предпринимателей. Этому способствует реализация мероприятий областной, районной программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, содействие самозанятости безработных граждан.

Ожидается постепенный рост оборота субъектов малого предпринимательства и удельного веса налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет муниципального района.

Финансовые проблемы в мире привели к дефициту ликвидности внутри России, нанесли тяжелый удар по отечественной банковской системе и фондовому рынку. Все это способствовало снижению инвестиций в основной капитал (на 8,3 %). В сложившейся ситуации многие предприятия были вынуждены пересмотреть свою инвестиционную политику, отказаться от ряда важных дорогостоящих проектов. Наибольшие сложности возникли у средних и малых предприятий, у которых объем чистой прибыли оказался недостаточно велик для того, чтобы часть ее направить на инвестиции. В итоге средние и малые предприятия оказались перед выбором: работать себе в убыток или сворачивать производство.

В 2015 году объем инвестиций малых предприятий направлен на капитальный ремонт.

Основная доля инвестиций (70 %) у индивидуальных предпринимателей. Основными направлениями вложений остаются строительство и ремонт помещений, приобретение оборудования (в отрасли лесозаготовки и переработки лесоматериалов).

Следует отметить факторы, оказывающие влияние на основные показатели сферы малого предпринимательства: изменение налогообложения, приход в район «сетевой торговли», изменение законодательства, регулирующего оборот алкогольной и табачной продукции.

  1. Инвестиции.

С 2011 года в районе реализуются несколько крупных инвестиционных проектов: ЗАО ОМЗ – модернизация стана 500; ЗАО «Нефтехимпром» — производство водостойкой фанеры, используемой при строительстве и реконструкции объектов промышленного, жилищного, культурного и социального назначения; ОАО «ОНОПБ» — создание на базе существующего предприятия современного биотехнологического производства субстанций противораковых антибиотиков и выпуск готовых лекарственных форм; ООО «Восток» — производство отечественных биологически активных добавок; а также строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с лыжероллерной трассой. Наибольший объем инвестиций был вложен в 2012 году, что в сопоставимых ценах составило 203,4 % к уровню 2011 года.

С 2013 года наблюдается постепенное снижение объема инвестиций по крупным и средним предприятиям, это связано с окончанием реализации инвестиционного проекта ЗАО ОМЗ: реконструкция стана 500 завершена во втором полугодии 2013 года.

В 2014 году в экономику района инвестировано за счет всех источников финансирования 597018,0 тыс. руб., по крупным и средним предприятиям – 312055,0 тыс. руб., что в сопоставимых ценах составило 76,8% и 61,2% соответственно, к уровню 2013 года. Наиболее крупные инвестиционные вложения за 2014 год осуществили ЗАО «ОМЗ» — реконструкция прокатного производства, ПАО «Белкамнефть в Омутнинском районе», администрация Омутнинского района – строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с лыжероллерной трассой.

Инвестиции, вложенные в обрабатывающее производство, составили 52%, в том числе в развитие металлургического производства – 48%.

В 2015 году объем инвестиций по крупным и средним предприятиям планируется более 314 млн. рублей (или 91,5% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года). Доля инвестиций по крупным и средним предприятиям в общем объеме инвестиций составит 52,8%. Объем инвестиций за счет собственных средств составляет 76,2 %, из них за счет прибыли – 12,5 %, амортизации – 87,5 %.

По ожидаемой оценке по разделу D «Обрабатывающие производства» объем инвестиций увеличится на 32%, (в т.ч. по металлургической отрасли – на 33,5%, инвестиции будут направлены на реконструкцию прокатного производства, приобретение станков); по разделу M «Образование» объем инвестиций составит 198,8% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года: наибольший объем инвестиций по данной отрасли (77,1%) будет направлен на капитальный ремонт МКДОУ д/с «Аленушка» в г. Омутнинске; по разделу «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» наибольший объем инвестиций (87,5%) будет направлен на реконструкцию канализационной насосной станции в г. Омутнинске.

  1. Основные фонды.

С 2011 года ЗАО ОМЗ реализует крупный инвестиционный проект (модернизация стана 500). Наибольший объем инвестиций был вложен предприятием в 2012-2013 годах. В связи с этим, в 2014 году ввод в действие новых основных фондов по полному кругу составил более 1 млрд. руб., в том числе доля крупных и средних предприятий составила 98,8%, где 90% — ввод основных фондов по ЗАО ОМЗ (950 млн. руб.). Кроме того, в 2014 году введен в действие физкультурно-оздоровительный комплекс с лыжероллерной трассой в г. Омутнинске (72 млн. руб.).

В 2015 году по прогнозируемой оценке и в последующие периоды не ожидается реализации крупных инвестиционных проектов, в связи с чем прогнозируется снижение ввода в действие основных фондов в пределах:   345 млн. руб. — в 2015 году, 205 млн. руб. – в 2016 году, 150 млн. руб. – в 2017 году, 124 млн. руб. – в 2018 году. Основная доля ввода ожидается по ЗАО ОМЗ.

Также, с 2014 года ожидается увеличение суммы амортизационных отчислений, что связано с увеличением ввода в действие основных фондов. Наибольшая доля амортизационных отчислений – по ЗАО ОМЗ (реконструкция цеха, приобретение оборудования, станков), ФКУ ИК 1 (оборудование), КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» (в 2014 году приобретено медицинское оборудование, модульные фельдшерско-акушерские пункты).

  1. Финансы.

         Прогноз прибыли на 2015-2018 годы разработан на основе комплексного анализа социально-экономического положения района, особенностей функционирования отраслей экономики и тенденций развития бюджетообразующих предприятий. При формировании прогноза учитывался комплекс мер по выведению организаций Омутнинского района на безубыточный уровень деятельности.

         В 2013 году по предприятиям района финансовый результат составил 502,649 млн. руб., в 2014 году — 547,066 млн. руб., что на 9% превышает уровень 2013 года.

         В 2015 году количество прибыльных организаций района по ожидаемой оценке увеличится на 2 и составит 189. Прибыль составит 500,445 млн. руб. или 86,2% к уровню 2014 года или 89,4% к уровню 2013 года.

        Промышленные предприятия, формирующие 86% или 496,219 млн. руб. объема прибыли в целом по Омутнинскому району (ЗАО «ОМЗ», ОАО «ОНОПБ» и др.), по-прежнему остаются основным сектором для создания материальных благ, товарной и денежной массы, новых рабочих мест и инвестиционных проектов

         Предусмотренное прогнозом дальнейшее развитие промышленного производства и торговли, повышение инвестиционной активности, эффективное ведение сельского хозяйства, развитие малого бизнеса и др. предполагает получение предприятиями района в прогнозируемом периоде до 2018 года прибыли с ежегодным ростом в 2 %

  1. Строительство.

Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования по ожидаемой оценке 2015 года составит 6,2 тыс. кв. м. общей площади с ростом на 1,6 % к уровню 2014 года. Доля индивидуального жилищного строительства составляет 84%. Средняя обеспеченность населения жильем увеличилась на 1,8% и составила 22,3 кв.м. на человека.

         В период до 2018 года планируется увеличение объемов жилищного строительства до 5,7 тыс. кв.м. общей площади, в том числе и за счет реализации программы «Переселение из аварийного жилого фонда».

  1. Внешнеэкономическая деятельность.

Экспорт товаров, по оценке 2015 года составит 28450 тыс. долл. США, увеличение к уровню 2014 года на 16,3 %. Основной экспортной продукцией являются металлы и изделия из них. 39,4 % всей экспортной продукции экспортируется в государства – участники СНГ, 60,6% — в страны дальнего зарубежья.

В 2016 году планируется увеличение экспортной продукции на 31,1%, увеличение стоимостного объема экспорта связано с ростом цен на экспортируемые товары.

  1. Потребительский рынок.

       Розничный товарооборот по оценке 2015 года составит 3 788 923,5 тыс. рублей или в сопоставимых ценах 93,5 %, оборот общественного питания 172 053,0 тыс. руб. или 95,6 % в сопоставимых ценах.

         Прогнозируется рост розничного товарооборота и оборота общественного питания. Этому будет способствовать дальнейшая специализация торговой сети, открытие новых предприятий общественного питания в городских поселениях и на придорожных территориях федеральной трассы, реализация проектов «Продуктовая карта», «Карта милосердия», проведение ярмарок «выходного дня», обучение представителей торговых предприятий.

 Ожидается снижение в сопоставимых ценах объема платных услуг населению: 95 % — 762 594,6 тыс. руб. Отсутствие роста объясняется не достаточно развитой инфраструктурой предприятий бытового обслуживания и невысокой платежеспособностью населения района.

  1. Денежные доходы и расходы населения.

В 2014 году реальные денежные доходы и расходы населения составили 95,3 %. По оценке 2015 года реальные располагаемые денежные доходы населения составят 90,5 %. При этом увеличение реальной заработной платы в бюджетном секторе практически полностью прекратится в результате отсутствия индексации заработной платы в конце 2014 года у не затронутого указами Президента Российской Федерации персонала. Ограниченные финансовые возможности бюджетной системы в условиях стагнирующей экономики существенно замедлят рост заработной платы в последующие годы. Рост заработной платы во внебюджетном секторе будет сдерживаться общей экономической ситуацией. Реальная заработная плата в целом по экономике в 2014 году составит 99,8 %. В 2015 году реальная заработной платы составит 92,6 %.

Основным источником доходов населения, а именно доля составляет 52,6 %, по-прежнему является оплата труда наемных работников. 37,5 % в доходах населения занимают социальные трансферты их них пенсии и пособия 98,3 %.

С 2011 года изменился порядок индексации социальных пенсий. Социальные пенсии индексируются в соответствии с законодательством ежегодно с 1 февраля и с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Это позволило в 2012 году довести реальный размер трудовой пенсии до 105,0 %. В 2013 году реальный размер пенсии составил 101,5%. В 2014 году пенсии составили 100,8 %. В целом за 2014 – 2018 гг. средний размер трудовой пенсии вырастет в 1,57 раза.

Среднедушевые денежные доходы населения в 2015 году увеличатся на 6,4 % к уровню 2014 года, в период до 2018 года ежегодные темпы роста сохранятся.

  1. Баланс труда.

Численность трудовых ресурсов по Омутнинскому району в 2014 году составила 24,6 тыс. чел., что ниже на 781 чел. уровня 2013 года. В 2015 году численность трудовых ресурсов составит 23,8 тыс. чел., снижение на 734 чел. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте составляет 94,7 %. Лица старше трудоспособного возраста, осуществляющие трудовую деятельность составляют 5,3 %. Основной сферой их деятельности является бюджетная сфера, в которой работающие пенсионеры занимают 15 %, а по отдельным бюджетным учреждениям процент работающих пенсионеров достигает до 40 % от общей численности работающих. В 2016 году ожидается снижение численности трудовых ресурсов на 690 чел., в периоде до 2018 года прогнозируется также сокращение численности в среднем по 230 чел. в год. Сокращение численности трудовых ресурсов происходит за счет сокращения населения в трудоспособном возрасте, на который отрицательно влияет миграция населения за пределы территории района.

Численность занятых в экономике в 2014 году составила 16556 чел., сокращение к уровню 2013 года на 479 чел. Сокращение занятых в экономике произошло по отраслям обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность, химическое производство, по металлургическому производству и производству готовых металлических изделий, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, здравоохранение и предоставление социальных услуг, по прочим видам экономической деятельности.

В прогнозный период 2016 – 2018 годы резкого изменения в сторону уменьшения численности занятых в экономике не планируется, но также прогнозируется увеличение спроса на квалифицированный труд, что повлечет за собой кадровый голод, первые признаки которого уже ощутимы сегодня. К 2018 году численность занятых в экономике будет составлять 16421 чел.

Уровень безработицы в 2014 году составил 1,8 % к экономически активному населению, в период до 2018 года останется на уровне 2,0 %.

  1. Труд.

При разработке прогнозных показателей по труду заработная плата рассчитана исходя из темпов экономического роста, динамики основных экономических показателей, роста производительности труда, изменения систем оплаты труда, легализации неформального рынка труда.

При осуществлении прогнозных расчетов фонда оплаты труда наряду с динамикой экономических показателей, учитывается динамика численности и заработной платы на предприятиях и в организациях, определяющих развитие района.

В 2015 году по ожидаемой оценке фонд оплаты труда составит 3448 млн. руб. с ростом на 6 % к уровню 2014 года. Фонд оплаты труда бюджетников составит 1167 млн. руб., в последующие годы в период до 2018 года рост составит ежегодно в пределах от 2 до 6 %.

В реальном секторе экономики фонд оплаты труда в 2015 году увеличится на 16 % к уровню 2014 года, в прогнозируемом периоде 2016 – 2018 годы ежегодный рост составит в пределах 11-14 %. Общий фонд оплаты труда по территории района в прогнозируемый период 2016 – 2018 годы возрастет на 7-10 % ежегодно.

  1. Жилищно-коммунальное хозяйство.

По оценке 2015 года общая площадь жилого фонда составляет 920 тыс. кв.м., что на 4,1 тыс. кв.м. выше уровня 2014 года. Площадь ветхого и аварийного жилья составляет 100,6 тыс. кв.м. или 94% к уровню 2014 года.

Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг в 2015 году составит 314,922 млн. руб., или 109% к уровню 2014 года.

Фактический уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в 2015 году составит 95,1%, к 2018 году уровень платежей составит 96,1%.

Прогноз социально – экономического развития Омутнинского района на 2016 год и период до 2018 года утвержден постановлением администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области от 24.08.2015 № 1055