Информация прокуратуры

Прокуратура Омутнинского района информирует

Вопрос: Кто может выдавать потребительские займы?

Ответ: В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов могут вести кредитные организации (банки), а также некредитные финансовые организации в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В частности, право осуществления этой деятельности предоставлено:

— микрофинансовым организациям (Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»);

— ломбардам (Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»);

— сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам (Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»);

— кредитным потребительским кооперативам (Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).

Иные виды юридических лиц и индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов.

При этом, юридическое лицо для осуществления деятельности в качестве микрофинансовой организации (далее — МФО) должно быть в обязательном порядке внесено в государственный реестр МФО, который ведет Банк России. Проверить наличие организации в реестре можно на официальном сайте Банка России.


Внесены изменения в закон об образовании

Президентом РФ подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 16 марта 2021 года и одобрен Советом Федерации 31 марта 2021 года.

Так, Федеральным законом вводится понятие «просветительская деятельность», а также устанавливаются общие требования к осуществлению просветительской деятельности.

В соответствии с Федеральным законом не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону в перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования включается координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве.

Кроме того, Федеральным законом устанавливаются особенности заключения образовательными организациями договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, а также особенности научно-методического и методического обеспечения образовательной деятельности в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2021 года.


Усилена ответственность за правонарушения, связанные с хранением, уничтожением, культивированием растений, содержащих психотропные вещества либо их прекурсоры

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Указанный Федеральный закон принят Государственной Думой 17 марта 2021 года и одобрен Советом Федерации 31 марта 2021 года.

Так, усиливается административная ответственность за административные правонарушения, предусмотренные статьями 10.4, 10.5, 10.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время за непринятие должностными лицами мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (статья 10.4 Кодекса), установлен административный штраф в размере от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей. Федеральным законом административный штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

За непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (статья 10.5 Кодекса), административный штраф установлен в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей для граждан, от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей для должностных лиц и от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей для юридических лиц. Федеральным законом административный штраф устанавливается в размере от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей для граждан, от пяти тысяч до десяти тысяч рублей для должностных лиц, от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей для юридических лиц.

За незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (статья 10.51 Кодекса), административный штраф установлен в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей для граждан. Федеральным законом административный штраф устанавливается в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей.


Дополнен перечень социальных налоговых вычетов

Советом Федерации 31 марта 2021 года одобрен Федеральный закон, принятый Государственной Думой 24 марта 2021 года, которым в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги.

Указанным Федеральным законом перечень социальных налоговых вычетов дополняется социальным налоговым вычетом, предоставляемым налогоплательщику налога на доходы физических лиц в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за счёт собственных средств за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет физкультурно-спортивными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.


Вступили в силу изменения в законодательство по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции

С 28 января 2021 года вступили в силу изменения в законодательство по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции.

В ограничения торговли табачной продукцией, табачными изделиями также попали никотинсодержащая продукция, кальяны, устройства для потребления никотинсодержащей продукции.Данные изменения касаются любителей вейпов, электронных сигарет, систем нагревания табака (типа IQOS — айкос), кальянов. Главная их суть — вся никотинсодержащая продукция (стики, жидкости) приравнивается к табачным изделиям.

Нельзя больше рекламировать и продавать через интернет никотиносодержащую продукцию и сами устройства для ее потребления. На сайтах интернет-магазинов, которые торговали вейпами, электронными сигаретами и системами нагревания табака уже появились разъяснения: онлайн теперь можно купить только комплектующие, аккумуляторы и зарядные устройства к ним. Все остальное возможно приобрести в торговых объектах, при предъявлении документа, подтверждающего достижение 18 – летнего возраста.

Указанные требования касаются и кальянов.

Изменения также затронули торговые объекты.

Запрещена выкладка на витрине соответствующих изделий (так же, как табака и сигарет), разного рода электронные сигареты и жидкости для них. То есть если нужна жидкость для вейпа, надо сказать об этом продавцу — и только тогда он вправе показать гражданину имеющийся товар.

Запрещена продажа никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетним. Раньше данные ограничения распространялись лишь на табачную продукцию.

К размещению самих торговых точек теперь тоже действуют все те же ограничения, что и при продаже сигарет и табака — нельзя продавать рядом с образовательными учреждениями (на расстоянии менее 100 метров по прямой линии).

Запрещены всевозможные акции, лотереи и прочие мероприятия (включая бесплатную раздачу), которые так или иначе могут стимулировать потребление подобной продукции.

Еще одним из важных моментов являются санкции за курение в неположенных местах. Теперь данные ограничения распространяются на всевозможные вейпы, электронные сигареты, системы нагревания табака, кальяны.

Таким образом, теперь использовать электронные устройства для курения, использование кальянов можно лишь там, где и обычные сигареты. За нарушение запретов предусмотрена административная ответственность пост. 6.24 КоАП РФ в виде штрафа от 500 до 1000 рублей, а за курение на детских площадках — от 2000 до 3000 рублей.

За несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли предусмотрена административная ответственность по ст.14.53 КоАП РФ в виде штрафа от 2000 руб. до 300 000 руб. на юридических лиц.


Гарантии работникам при прохождении диспансеризации.

В соответствии со ст. 185.1 ТК РФ работники при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка:

— до достижения 40 лет — на 1 рабочий день один раз в 3 года;

— с 40 лет до достижения предпенсионного возраста — на 1 рабочий день 1 раз в год;

— достигшие предпенсионного возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, — на 2 рабочих дня 1 раз в год.

Согласно приложению 6 к Закону от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предпенсионным возрастом является период:

в 2019 году — с 56 до 61 года для мужчин и с 51 до 56 лет для женщин;

в 2020 году — с 57 до 62 лет для мужчин и с 52 до 57 лет для женщин;

в 2021 году — с 58 до 63 лет для мужчин и с 53 до 58 лет для женщин;

в 2022 году — с 59 до 64 лет для мужчин и с 54 до 59 лет для женщин;

в 2023 году — с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин.

Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления. Дни освобождения от работы согласовываются с работодателем.

Работники обязаны предоставлять работодателю справки медицинских организаций, подтверждающие прохождение ими диспансеризации в дни освобождения от работы, если это предусмотрено локальным нормативным актом.

Обязанность работника представлять подтверждение соответствия возраста предпенсионному возрасту ТК РФ не предусмотрена.


В законодательство введено понятие физкультурно-оздоровительной услуги

Президентом РФ подписан Федеральный закон, которым в статью 2 и 10 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» внесены изменения.

Соответствующий Федеральный закон принят Государственной Думой 24 марта 2021 года и одобрен Советом Федерации 31 марта 2021 года.

Указанным Федеральным законом вводится понятие физкультурно-оздоровительной услуги, которое определяется как деятельность, осуществляемая физкультурно-спортивной организацией независимо от её организационно-правовой формы, направленная на удовлетворение потребностей граждан в сохранении и укреплении здоровья, физической подготовке и физическом развитии и включающая в себя в том числе проведение физкультурных мероприятий.

Федеральным законом предусматривается, что физкультурно-спортивные организации вправе оказывать физкультурно-оздоровительные услуги. Перечень видов таких услуг и правила их оказания утверждаются Правительством Российской Федерации.


Внесены изменения в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Федеральным законом от 24.02.2021 № 26-ФЗ внесены изменения в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, согласно которым пассажир по требованию представителя перевозчика и (или) должностного лица, уполномоченного на осуществление контроля за оплатой проезда, обязан подтвердить факт оплаты проезда.

Полномочиями по установлению порядка подтверждения пассажиром оплаты проезда наделяются органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае неподтверждения пассажиром факта оплаты проезда должностное лицо, уполномоченное на осуществление контроля за оплатой проезда, вправе требовать от него предъявления документа, удостоверяющего личность, а пассажир обязан предъявить указанный документ.

Пассажир, отказавшийся от оплаты проезда, обязан покинуть транспортное средство в ближайшем остановочном пункте. Данное требование не распространяется на несовершеннолетних пассажиров, не достигших возраста шестнадцати лет, следующих без сопровождения совершеннолетних лиц. При проезде по именному билету пассажир обязан иметь при себе и предъявлять по требованию представителя перевозчика или должностного лица, уполномоченного на осуществление контроля за оплатой проезда, документ, удостоверяющий его личность, а в случае следования вместе с ним детей до четырнадцати лет – свидетельства о рождении детей.

Пассажир, имеющий право на бесплатный или льготный проезд, обязан иметь при себе и предъявлять в установленном порядке документ, подтверждающий такое право, а в случае, если этот документ не содержит фотографию его владельца, также документ, удостоверяющий личность. При непредставлении указанным пассажиром названных документов билет изымается. Указанный Федеральный закон вступил в силу с 07.03.2021.


Оставление ребенка в опасности влечет уголовную ответственность

 Согласно статье 63 Семейного кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

В соответствии со статьей 77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, предусмотрена административная ответственность ст. 5.35 КоАП РФ, которое влечет административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Кроме того, статьей 125 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Санкция данной статьи предусматривает наказание, в том числе в виде лишения свободы на срок до одного года.


Изменены требования к очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, имеющим трех и более детей.

Федеральным законом от 09 марта 2021 года № 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 262.2 Трудового кодекса Российской Федерации» уточнены отдельные требования при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, имеющим трех и более детей.

Если ранее обозначенная категория работников располагала правом выбирать удобное время отпуска при наличии детей в возрасте до двенадцати лет, то теперь возраст повышен до восемнадцати лет.

В то же время, указанная гарантия действует до достижения младшим из детей возраста четырнадцати лет.


Вопрос: Как установить отцовство в случае смерти отца ребенка, если родители совместно не проживали, в браке не состояли?

Ответ: В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия. Соответствующие требования определены в ст. 49 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ).

Если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребёнка производится по заявлению матери, а запись об отце ребёнка – по совместному заявлению отца и матери ребёнка, или по заявлению отца ребёнка (п. 4 ст. 48 СК РФ), или отец записывается на основании решения суда.

В случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством (ст. 50 СК РФ).

При этом суд принимает любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. Заявителю необходимо доказать, что при жизни умерший признавал себя отцом ребенка, предоставлял содержание ребенку, заботился о нем.

Факт признания отцовства подлежит установлению в порядке особого производства путем подачи заявления в суд. Поскольку установление отцовства дает право на получение пенсии по потере кормильца, заинтересованным лицом при рассмотрении дела является Пенсионный фонд России.


Запись родителей ребенка в книге записей рождений

Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них. Такие положения закреплены в ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации.

Если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка – по совместному заявлению отца и матери ребенка, или по заявлению отца ребенка, или отец записывается согласно решению суда.

В случае рождения ребенка у матери, не состоящей в браке, при отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка – по ее указанию.

Лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений.

Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).


Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за утерю паспорта

Ответ: Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Соответствующие требования содержатся в п.п. 1, 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828.

Умышленные уничтожение или порчу документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо небрежное хранение документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), повлекшее утрату документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 рублей (ст. 19.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При краже паспорта необходимо обратиться с заявлением в полицию. По заявлению должна быть проведена проверка в порядке ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам которой принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности.

Если по результатам проверки будет установлено, что паспорт действительно похищен, то возбуждается уголовное дело. В этой ситуации штраф платить не придется.

Если же в ходе проверки будет установлено, что паспорт утерян вследствие его небрежного хранения, то будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

При этом гражданин может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в случае заведомо ложного доноса о совершении указанного преступления – к уголовной ответственности по ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации.


Вопрос: Нужна ли доверенность на сопровождение ребенка в поездке по России без родителей?

Ответ: Законом не предусмотрена выдача доверенности на сопровождение ребенка в поездке по России без родителей. Однако в некоторых случаях может потребоваться доверенность или согласие от законных представителей ребенка. Например, при заселении в гостиницу ребенка до 14 лет необходимо соответствующее нотариально удостоверенное согласие.

Согласно пункту 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

Сопровождать ребенка в поездках может только совершеннолетнее дееспособное лицо.

Законными представителями детей являются их родители, а также усыновители, опекуны или попечители. Они выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами (пункт 1 статьи 64, пункт 1 статьи 137 Семейного кодекса Российской Федерации; пункт 2 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Законные представители вправе давать согласие иным лицам (родственникам, учителям, тренерам и др.) на сопровождение их детей в поездках.

На основании статьи 20 Закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» обязательное нотариальное согласие законных представителей ребенка предусмотрено только для выезда ребенка за пределы Российской Федерации. Для поездок по России оформление такого согласия не требуется.

Согласно статье 1 Закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в поездках по России в составе туристической группы обязанности законного представителя несовершеннолетних туристов выполняет руководитель туристической группы.

Однако в ряде случаев полномочия сопровождающих лиц должны быть документально подтверждены согласием или доверенностью. В частности:

— заселение в гостиницу несовершеннолетних граждан, не достигших         14-летнего возраста (пункт 18 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1853);

— сопровождение в детские организации для отдыха и оздоровления, если несовершеннолетний имеет физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения в развитии (пункт 3 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 13.06.2018 № 327н).

По общему правилу согласие на сопровождение ребенка в поездке по территории России может быть оформлено в простой письменной форме или в нотариальной форме.

В случае если в поездке планируется заселение в гостиницу ребенка, не достигшего 14-летнего возраста, потребуется нотариально удостоверенное согласие законных представителей (одного из них).

Согласие на сопровождение ребенка может дать один или оба законных представителя ребенка, поскольку, согласно пункту 1 статьи 61 СК РФ, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.


Право ребенка на защиту своих прав

В соответствии со статьей 56 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.


Вопрос: Возможна ли отмена договора дарения?

Ответ: В соответствии со ст. 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность или имущественное право.

На основании ст. 578 ГК РФ даритель вправе отменить дарение, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь члена семьи, причинил телесные повреждения. В этом случае при смерти дарителя право требовать в суде отмены дарения принадлежит наследникам дарителя.

Также даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую имущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты.

В случае отмены дарения одаряемый обязан возвратить подаренную вещь, если он сохранилась в натуре к моменту отмены дарения.

В силу ст. 579 ГК РФ положения отмены договора дарения не распространяются в отношении обычных подарков небольшой стоимости.


Принят закон, сохраняющий опекунам инвалидов с детства, достигших совершеннолетия, повышение фиксированной выплаты к пенсии.

Федеральным законом от 24.02.2021 № 18-ФЗ внесены изменения в статьи 17 и 18 Федерального закона «О страховых пенсиях», устраняющие правовую неопределенность по вопросу права родителя (опекуна) инвалида с детства на сохранение повышенной фиксированной выплаты к пенсии.

Поправки внесены в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2020 года № 20-П. Они уточняют положения законодательства из-за его разночтений при рассмотрении вопроса о праве родителей (опекунов) инвалидов с детства после достижения ими совершеннолетия и признания недееспособными получать повышенную выплату к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности в связи с наличием иждивенца.

Новый закон предусматривает порядок сохранения ранее установленного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности родителям, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (достигших возраста 18 лет), при условии, что указанные лица не находятся на полном государственном обеспечении. Установление в этом случае факта нахождения таких инвалидов на иждивении родителей не требуется.

Повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях», на каждого недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех недееспособных инвалидов с детства.

Новые положения действуют с 24 февраля 2021 года, со дня опубликования Федерального закона.


Вопрос: У меня двое детей, один из них посещает муниципальный детский сад. Могут ли моему младшему ребенку отказать в приеме в тот же детский сад?

Ответ: Порядок организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам определен ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с данной нормой дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

В приеме в дошкольное учреждение может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, при наличии свободных мест иных оснований для отказа в приеме Вашего ребенка в детский сад не имеется.


Вопрос: Как получить патент?

Ответ: При направлении предпринимателем в налоговой орган заявления на получение патента через «Личный кабинет ИП» или по телекоммуникационным каналам связи он получит его в электронном виде. При этом получать патент, как ранее, в налоговом органе на бумаге не требуется.

Кроме того, с 11 января текущего года предприниматели подают заявление на получение патента по новой форме. В ней больше не нужно заполнять адрес места жительства или пребывания. В соответствии с внесенными в главу 26.5 НК РФ изменениями патент может быть выдан с любого числа месяца на любое количество дней, но не менее, чем на месяц, в пределах календарного года. Таким образом, в заявлении должны быть указаны конкретные даты срока, на который ИП хочет получить патент.


Федеральным законом от 05.04.2021 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрена возможность назначения гражданам, должностным и юридическим лицам административного наказания в размере менее минимального размера штрафа, установленного законом субъекта РФ об административных правонарушениях.

 Поправками уточнено, в частности, что при наличии исключительных обстоятельств может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее сорока тысяч рублей.

Законом реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 07.04.2020 № 15-П.


Федеральным законом от 24.02.2021 № 24-ФЗ внесены изменения  в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, статья 20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена новыми составами административных правонарушений.

Согласно внесенным изменениям нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка сбора, возврата, перечисления в доход федерального бюджета или расходования денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган отчета о расходовании собранных для организации и проведения публичного мероприятия денежных средств и (или) иного имущества либо его представление в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа (или обязательные работы – для граждан).

Также административная ответственность в виде штрафа установлена за перечисление (передачу) денежных средств и (или) иного имущества для организации и проведения публичного мероприятия, совершенное лицом, которое не вправе перечислять (передавать) денежные средства и (или) иное имущество в этих целях.

Кроме того, Федеральным законом увеличены размеры административных штрафов за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации, должностного лица органов внутренних дел, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сотрудника органов федеральной службы безопасности и органов государственной охраны в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Для граждан размер указанных штрафов составляет от двух до четырех тысяч рублей, для должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для юридических лиц – от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей. В качестве альтернативы наложения административного штрафа на граждан предусмотрена возможность применения административного наказания в виде обязательных работ.

Максимальный размер штрафа за повторное совершение таких правонарушений организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия составляет 200 тысяч рублей (для юридических лиц).


Внесены изменения в статью 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 05.04.2021 № 67-ФЗ «О внесении изменения в статью 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесены изменения в статью 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которая дополнена частью четвертой следующего содержания:

Не может служить основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 228.1 и 228.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в части незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, сам факт нахождения лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в теле человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в отсутствие достаточных данных, указывающих на факт их передачи в нарушение положений Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».