ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект решения «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

Заключение Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района на проект решения «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ), Положением «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Омутнинский муниципальный район Кировской области» и Положением «О Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района» и иными нормативными правовыми актами района.

В основу формирования бюджета муниципального района положены Методики формирования доходов и расходов, Бюджетное послание главы администрации района. Бюджет сформирован исходя из параметров прогноза социально-экономического развития Омутнинского района (далее – Прогноз). На период до 2017 года прогнозируются относительно умеренные темпы роста экономики. Оборот организаций будет расти от 4,2% до 4,9% ежегодно, рост собственных доходов консолидированного бюджета планируется ежегодно от 1% до 2% в год, рост оборота субъектов малого предпринимательства планируется в пределах от 7,8% до 8,2% ежегодно.

В этих условиях предполагается, что прибыль прибыльных организаций, зарегистрированных на территории района, будет расти на 1,2% в год, фонд заработной платы будет возрастать от 7,4% до 8,6% ежегодно.

С учетом прогноза социально-экономического развития района, сформированы основные параметры бюджета муниципального района на 2015 год и плановый период (приведены в таблице).

тыс. рублей

2014 год(уточненный план) 2015 год(прогноз) 2016 год(прогноз) 2017 год(прогноз)
Доходы 702 041,09 648 593,32 531 244,1 535 942,5
Расходы 804 842,83 663 093,32 531 244,1 535 942,5
Дефицит 102 801,74 14 500,0 0 0

Общие параметры бюджета муниципального района

на 2015 год

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета муниципального района на 2015 год предусматривается в размере 648 593,32 тыс. рублей, что ниже оценки поступления доходов за 2014 год на 7,6%.

При этом налоговые и неналоговые доходы составят 176 911,8 тыс. рублей и снизятся к уровню оценки 2014 года на 8,2%.

Безвозмездные поступления планируются в сумме 471 681,52 тыс. рублей или со снижением к оценке 2014 года на 7,4%.

Общий объем расходов бюджета муниципального района на 2015 год планируется в размере 663 093,32 тыс. рублей, что ниже уточненного плана 2014 года на 17,6%.

Дефицит бюджета муниципального района на 2015 год запланирован в сумме 14 500,0 тыс. рублей, в соответствие ограничениям, установленными статьей 92.1 БК РФ. На 2014 год предлагаемый дефицит бюджета составляет 8,2% от собственных доходов.

Доходы бюджета муниципального района

При планировании объема доходов бюджета муниципального района учтены вступающие в силу с 1 января 2015 года законодательные акты, предусматривающие внесение изменений и дополнений в налоговое и бюджетное законодательство, оказывающее влияние на доходы бюджета муниципального района.

Структура доходов бюджета муниципального района на 2015 год:

— налоговые доходы – 20,0 %;

— неналоговые доходы – 7,3 %;

— безвозмездные поступления — 72,7 %.

Собственные доходы бюджета муниципального района составляют около одной третьей части от общего объема доходов. Подобная ситуация сохранится и в плановом периоде.

Налоговые доходы

Налоговые доходы на 2015 год планируются в размере 129 870,7 тыс. рублей, что ниже оценки 2014 года на 13 704,4 тыс. рублей или 9,5%.

Снижение налоговых доходов ожидается в основном за счет налога на доходы физических лиц и акцизов на нефтепродукты. Ожидаемое снижение НДФЛ составит 19 328,5 тыс. рублей или 20,1%. При планировании не предусмотрены дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений по НДФЛ, заменяющих частично дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В бюджете муниципального района планируется поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации в 2015 году ниже оценки 2014 года на 153,5 тыс. рублей или 6,7%. Снижение объема акцизов на нефтепродукты связано с внесением изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ в части снижения ставок и изменения нормативов отчислений в бюджеты субъектов РФ, вступающих в силу с 2015 года, уточнены размеры дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, рассчитанные в соответствии с пунктом 3.1 статьи 58 БК РФ.

По другим видам доходных источников отмечается рост к уровню оценки 2014 года.

Неналоговые доходы

Неналоговые доходы в 2015 году прогнозируются в сумме 47 041,1 тыс. рублей, что ниже оценки 2014 года на 2 020,3 тыс. рублей или 4,1%. Планируется значительное снижение доходов от продажи материальных и нематериальных активов (на 93,8%), платежи от муниципальных унитарных предприятий (на 58,3%).

Поступления от муниципальных унитарных предприятий планируются в размере 84,0 тыс. рублей от МУП ДОЛ «Колокольчик». МУП ЖКХ Омутнинского района, МУП «Омутнинское АТП» получение прибыли от своей деятельности не планируют. Таким образом, муниципальное имущество (остаточная стоимость 182,9 млн. рублей), переданное МУПам, используется не эффективно. Расчет проведен на основании мероприятий муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района Кировской области».

Недоимка

Недоимка, как и в прежние годы, остается источником дополнительного поступления средств в бюджет муниципального района.

Недоимка в бюджет муниципального района на 01.10.2014 сложилась в сумме 3 856,0 тыс. рублей. Объем недоимки, возможной к взысканию, составил 3 840,5 тыс. рублей.

В проекте бюджета муниципального района учтена недоимка в сумме 910,7 тыс. рублей или 23,7% от недоимки, возможной к взысканию, на 01.10.2014.

Безвозмездные поступления

Безвозмездные поступления учтены в размере 471 681,52 тыс. рублей, в том числе 459 007,42 тыс. рублей — поступления из областного бюджета, 12 674,1 тыс. рублей – межбюджетные трансферты.

Расходы бюджета муниципального района

Исходя из сложившихся параметров бюджета муниципального района, прогнозируемые доходы бюджета не покрывают полностью расходы.

На 2015 год расходы на оплату труда и начисления на них, а также материальные затраты учреждений финансируемых за счет средств бюджета района, предусмотрены из расчета 75% от потребности.

Объем расходной части бюджета муниципального района на 2015 год запланирован в сумме 663 093,32 тыс. рублей или на 17,6% ниже уточненного плана 2014 года.

Значительная часть расходов бюджета муниципального района, как и прежде, направляется на исполнение обязательств социально-культурной сферы.

Снижение расходов планируется практически по всем направлениям расходов.

Значительно возрастают расходы на обслуживание муниципального долга с 9 000,0 тыс. рублей (уточненный план) в 2014 году, до 14 000,0 тыс. рублей в 2015 году. Рост расходов по данному направлению составляет 55,5%.

Расходы бюджета муниципального района на реализацию муниципальных программ

Бюджет на 2015 год и плановый период планируется программным.

На реализацию 6 муниципальных программ в 2014 году предусматривается 659 617,52 тыс. рублей или 99,4% от общего объема ассигнований.

Вне муниципальных программ планируются расходы на содержание представительного органа районной Думы.

Муниципальные программы разработаны, утверждены постановлениями администрации района. Муниципальные программы на момент проведения экспертизы не приведены в соответствие показателям бюджета района, необходимо провести уточнение после утверждения бюджета. Также необходимо отметить, что программа социально-экономического развития Омутнинского района на 2015 год и плановый период не разработана.

Сбалансированность бюджета муниципального района,

муниципальный долг, бюджетные кредиты

Дефицит бюджета муниципального района на 2015 год запланирован в сумме 14 500,0 тыс. рублей.

Источником финансирования дефицита бюджета в 2015 году являются кредитные заимствования. При этом планируется значительный рост объемов привлечения кредитов кредитных организаций. Большая часть привлекаемых кредитов расходуется на погашение ранее привлеченных кредитных ресурсов.

Муниципальный долг по оценке 2014 года составит 114 700 тыс. рублей, в 2015 году планируется 128 700 тыс. рублей, а до конца планового периода долг не планируется увеличивать.

Выводы и предложения

  1. Основные параметры проекта решения Омутнинской районной Думы «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. В основу расчета бюджета муниципального района положены Методики формирования доходов и расходов.
  2. Внести необходимые изменения в части расходов бюджета в муниципальные программы после утверждения бюджета. Администрации района разработать и утвердить программу социально-экономического развития.
  3. В материалах к проекту бюджета муниципального района не раскрыты направления экономии расходов, поступление дополнительных доходов, притом, что расходы предусмотрены не в полном объеме.
  4. Принять меры по эффективному использованию муниципального имущества, переданного муниципальным унитарным предприятиям района.
  5. Увеличение объема заимствований свидетельствует о наличии рисков в обеспечении долговых обязательств и усилении зависимости бюджета муниципального района от кредитов коммерческих банков, что может негативно сказаться на финансировании муниципальных программ.