ЗАКЛЮЧЕНИЕ на отчёт об исполнении бюджета муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за 2014 год

Заключение на отчёт «Об исполнении бюджета муниципального

образования Омутнинский муниципальный район за 2014 год» подготовлено по результатам экспертизы проекта решения Омутнинской районной Думы «Об утверждении отчёта об исполнении бюджета муниципального

образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за 2014 год», внешней проверки и анализа годовой отчётности главных

администраторов бюджетных средств.

Заключение подготовлено на основании статьи 264.4 Бюджетного

кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и составлено в соответствии со структурой, предусмотренной статьей 42 Положения «О бюджетном

процессе в муниципальном образовании Омутнинский муниципальный

район Кировской области», утвержденным решением Омутнинской районной Думы от 11.12.2013 № 79 (с изменениями).

Бюджетная отчётность за 2014 год главе Омутнинского района

представлена своевременно (до 1 апреля).

Решением Омутнинской районной Думы от 11.12.2013 № 77 «О

бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район

Кировской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»

утверждён бюджет муниципального района на 2014 год.

В течение года в бюджет муниципального района внесено 6 изменений, последние изменения внесены 30 декабря 2014 года.

Бюджет муниципального района за 2014 год исполнен по доходам в сумме 674 272 тыс. рублей или 100,3% к плановым назначениям, по расходам в сумме 763 546,0 тыс. рублей или 99,0% к плану года. Дефицит бюджета

составил 89 274,0 тыс. рублей.

1. Макроэкономические условия исполнения бюджета

муниципального района.

Бюджет 2014 года был сформирован исходя из оптимистичной

ситуации развития экономики района. Исполнение бюджета проходило в

условиях роста макроэкономических показателей.

Экономическая ситуация в Омутнинском районе в 2014 году

характеризуется следующими тенденциями. Темп роста оборота организаций по видам экономической деятельности по крупным и средним организациям за январь –декабрь 2014 года составил 110,2% к соответствующему периоду 2013 года. Рост показателя «отгружено товаров собственного

производства» составил 7,7%. В фактических ценах розничный товарооборот за 2014 год по сравнению с 2013 годом увеличился на 14,9 %, оборот

общественного питания увеличился на 11,5 %.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата

работников организаций за январь-декабрь 2014 года составила 18 812,5

рублей, рост к аналогичному периоду 2013 года составил 8,3%.

Среднесписочная численность работников организаций в 2014 году

составила 10830 человек или 99,5% к уровню 2013 года.

2. Анализ исполнения бюджета муниципального района по доходам.

Исполнение бюджета по доходам за 2014 год составило 674 272,0 тыс. рублей или 100,3 % к уточненному плану. Исполнение по налоговым и

неналоговым доходам составило 102,9 %, по безвозмездным поступлениям – 99,2%.

Структура доходов бюджета:

— налоговые доходы – 22,0 %;

— неналоговые доходы – 8,1 %;

— безвозмездные поступления — 69,9 %.

В процессе исполнения бюджета 2014 года доходы по сравнению с первоначально утвержденными назначениями были увеличены на 103 049,3 тыс. рублей (18,1%), в том числе: за счет безвозмездных поступлений на 98 899,8тыс. рублей (26,3%) и за счет налоговых и неналоговых доходов на

4 149,5тыс. рублей (2,2%), в том числе объем налоговых доходов снизился на 993,5 тыс. рублей (0.7%), объем неналоговых доходов вырос на 5 143,0 тыс. рублей (11,0%).

По сравнению с предыдущим 2013 годом поступления в бюджет

муниципального района в целом снизились на 45 694,0 тыс. рублей или на 6,3%, в том числе за счет снижения объема безвозмездных поступлений на 29 620,4 тыс. рублей или 5,9%. Налоговые доходы снизились на 18 826,3 тыс. рублей или на 11,3%, неналоговые доходы возросли на 2 752,7 тыс. рублей или 5,3%.

2.1. Анализ налоговых и неналоговых доходов.

Исполнение по налоговым и неналоговым доходам бюджета

муниципального района составило 202 863,1 тыс. рублей или 102,9% к

плановым назначениям, доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета составляет 30,1%.

Структура налоговых и неналоговых доходов:

— налоговые доходы – 73,1%, в том числе:

— НДФЛ – 47,4%;

— налоги на совокупный доход – 18,0%;

— налог на имущество организаций – 5,0%;

— государственная пошлина – 1,4%;

— налоги на товары (работы, услуги) – 1,3%.

— неналоговые доходы – 26,9%, в том числе:

— доходы от оказания платных услуг – 19,1%;

— доходы от использования имущества – 5,9%;

— штрафы – 1,1%;

— плата за негативное воздействие – 0,5%;

— доходы от продажи активов – 0,3%.

Налоговые доходы

За 2014 год налоговые доходы поступили в сумме 148 440,6 тыс.

рублей или 102,2% к уточненным назначениям года. Свыше плановых

уточненных назначений поступило 3 259.0 тыс. рублей. Исполнение

уточненных плановых назначений обеспечено по всем видам налоговых

доходов.

Не обеспечен рост поступлений по налоговым доходам за 2014 год в сравнении с 2013 годом. В целом снижение по налоговым доходам составило 18 826,3 тыс. рублей или 11,2%.

Значительный рост в 2014 году по сравнению с 2013 годом отмечается по налогам на совокупный доход 12 978,9 (55,0%) за счет увеличения, в

основном, норматива отчислений в бюджет муниципального района по

налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы

налогообложения. Также обеспечен рост поступлений по государственной пошлине. Кроме того, с 2014 года поступают в бюджет муниципального

района доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты.

Однако по отдельным видам налоговых доходов отмечается снижение поступлений к уровню 2013 года. Так, по налогу на доходы физических лиц снижение поступлений составило 32 792,5 тыс. рублей или 25,4%. Снижение произошло в связи со изменением норматива отчислений и дополнительного норматива отчисление от налога. По налогу на имущество организаций

снижение к уровню 2013 года произошло в связи с изменением нормативной правовой базы.

Неналоговые доходы

За отчетный период в бюджет муниципального района неналоговые доходы поступили в сумме 54 422,5 тыс. рублей или 101,6 % к плану года. Исполнение достигнуто по всем видам неналоговых доходов. Сверх

уточненного плана в бюджет поступило 2 457,4 тыс. рублей.

В целом по неналоговым доходам за 2014 год обеспечен рост

поступлений к уровню 2013 года на 2 752,7 тыс. рублей или 5,3%.

В составе неналоговых доходов установлен прирост по сравнению с 2013 годом по доходам от использования имущества, плате за негативное воздействие на окружающую среду, по доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов, а также

штрафы, санкции, возмещение ущерба поступили ниже уровня 2013 года.

Недоимка

Недоимка, как и в прежние годы, остается источником

дополнительного поступления средств в бюджет муниципального района.

В результате принятия комплекса мер за 2014 год недоимка снизилась на 1 375,3 тыс. рублей или 34,4% и составила на 01 января 2015 года 2 618,3 тыс. рублей.

Кроме того, МУП «Омутнинское АТП» имеет по состоянию на 01.01.2015 задолженность перед бюджетом по налогу на доходы

физических лиц в сумме 1 110,0 тыс. рублей.

2.2. Анализ безвозмездных поступлений.

Безвозмездные поступления в бюджет муниципального района за 2014 год поступили в объеме 471 408,9 тыс. рублей или 99,2% от плановых

годовых назначений.

В структуре безвозмездных поступлений наибольший удельный вес имеют субвенции (60,5%), субсидии (25,8%) и дотации (12,2%).

По сравнению с 2013 годом объем безвозмездных поступлений

снизился на 29 620,4 тыс. рублей или 5,9%.

2.3. Управление муниципальным имуществом.

«Программа управления муниципальным имуществом Омутнинского района на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» утверждена

решением Омутнинской районной Думы от 27.11.2013 № 74. Отчёт об

исполнении программы на момент написания заключения в районную Думу не представлен.

Первоначальной редакцией программы предусматривалось получение части прибыли от муниципальных унитарных предприятий в сумме 45,3 тыс. рублей, в том числе:

— МУП «Омутнинское АТП» в сумме 1,0 тыс. рублей;

— МУП ДОЛ «Колокольчик» в сумме 44,3 тыс. рублей;

— МУП ЖКХ Омутнинского района в сумме 0,0 тыс. рублей.

Фактически за 2013 год чистая прибыль получена только МУП ДОЛ

«Колокольчик» в сумме 387,6 тыс. рублей.

Поступления в бюджет муниципального района от муниципальных предприятий в 2014 году составили 201,2 тыс. рублей, в том числе МУП ДОЛ «Колокольчик» перечислено 64,2 тыс. рублей, МУП «Омутнинское АТП» перечислило задолженность за 2012 год по платежам и пени в сумме 137,0 тыс. рублей. Таким образом, муниципальное имущество,

переданное муниципальным предприятиям в хозяйственное ведение

(406 единиц с остаточной стоимостью 90 569,0 тыс. рублей), используется неэффективно.

Контрольными мероприятиями, проведенными Контрольно-счётной комиссией, установлено, что два объекта муниципального имущества не

используются в целях получения арендной платы. Установлены случаи

несвоевременной оплаты по договорам аренды имущества, при этом

плановые проверки использования арендованного имущества не

проводились.

По использованию земельных участков в течение 2014 года проведено 82 проверки. Задолженность по арендной плате за земельные участки

имеется по 2361 договору из 9350. Также имеется недоимка по данному виду

доходов.

3. Анализ исполнения бюджета муниципального района по расходам.

Расходная часть бюджета муниципального района за 2014 год

исполнена в сумме 763 546,0 тыс. рублей, или на 99,0% к уточненным

бюджетным назначениям. В течение года в бюджет муниципального района вносились изменения, в результате объем расходов бюджета муниципального района увеличен на 185 351,0 тыс. рублей или на 31,6% к первоначальному годовому плану. Расходы бюджета муниципального района, как и в прошлые годы, направляются на финансирование расходов социальной сферы. На

решение задач данного направления израсходовано 580 279,6 тыс. рублей или 76,0 % от общего объема расходов.

Структура расходов бюджета в 2014 году:

— образование – 50,8%;

— социальная политика – 10,9%;

— физкультура и спорт – 7,5%;

— культура – 6,9%;

— общегосударственные вопросы – 6,3%;

— жилищно-коммунальное хозяйство – 6,3%;

— межбюджетные трансферты – 5,3%;

— национальная экономика – 4,6%;

— обслуживание муниципального долга – 1,2%;

— национальная оборона и безопасность – 0,2%.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы в

целом увеличились на 77 640,0 тыс. рублей или на 11,3%.

Сохраняется тенденция осуществления большей части расходов во втором полугодии (52,4%).

Расходы на обслуживание муниципального долга составили 9 140,3

тыс. рублей, объем расходов не превышает ограничения, установленные статьёй 111 БК РФ. Отмечен значительный рост на 3 268,3 тыс. рублей или в 1,6 раза расходов на обслуживание муниципального долга. За

последние два года расходы на обслуживание муниципального долга

возросли в 3,7 раза.

3.1. Анализ расходов в разрезе главных распорядителей средств бюджета муниципального района

Анализа освоения средств в разрезе главных распорядителей

бюджетных средств показал, что финансирование всех главных

распорядителей проводилось равномерно. Уровень финансирования

составляет от 97,4% до 100,0%.

3.2. Анализ расходов бюджета муниципального района

на реализацию муниципальных программ

Бюджет муниципального района на 2014 год принят и исполнялся, как программный бюджет. На реализацию 6 муниципальных программ в 2014 году направлено 759 258,9 тыс. рублей, исполнение составило 99,0% к

уточненному плану. Таким образом, 99,4% от общего объема расходов

бюджета муниципального района расходуется в рамках муниципальных

программ.

Оценка эффективности муниципальных программ ежегодно

проводится отделом экономики в срок до 01 июня следующего за отчетным года.

3.3. Анализ использования средств резервного фонда

Расходы за счет средств резервного фонда в 2014 году составили 490,0 тыс. рублей. Расходы производились в соответствие со статьей 81

Бюджетного кодекса РФ и на основании распоряжений администрации

района. Нарушений не установлено.

4. Сбалансированность бюджета муниципального района,

муниципальный долг, бюджетные кредиты.

Первоначальной редакцией решения о бюджете муниципального

района дефицит бюджета утвержден в сумме 14 500 тыс. рублей. В течение года внесены изменения в части размера дефицита и в результате дефицит составил 98 801,7 тыс. рублей.

Фактически на 01.01.2015 бюджет муниципального района исполнен с дефицитом в сумме 89 274,0 тыс. рублей. Объем дефицита бюджета

муниципального района соответствует статье 92.1 БК РФ.

По состоянию на 01.01.2015 муниципальный долг муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области

составил 110 700,0 тыс. рублей, что в 1,3 раза выше аналогичного

показателя на 01.01.2014. Доля муниципального внутреннего долга от

объема налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района без учета дополнительного норматива отчислений по НДФЛ по состоянию на конец отчетного периода составила 62,8% (на 01.01.2014 – 44.8%, на 01.01.2013 — 38,1%, на 01.01.2012 – 28,5%).

Размер муниципального долга Омутнинского района на 01.01.2015 не

превышает верхний предел, установленный решением о бюджете на 2014 год и соответствует требованиям статьи 107 БК РФ.

Структура муниципального долга Омутнинского района за 2014 год:

— кредиты кредитных организаций – 97 500,0 тыс. рублей;

— бюджетные кредиты – 13 200,0 тыс. рублей.

Из областного бюджета привлечены кредиты в бюджет

муниципального района в сумме 23 200,0 тыс. рублей. Для покрытия

дефицита бюджета района использовались также кредиты кредитных

организаций в сумме 97 500,0 тыс. рублей.

Фактически за истекший период погашено кредитов кредитным

организациям на сумму 80 700,0 тыс. рублей, бюджетных кредитов на сумму 14 000,0 тыс. рублей.

В 2014 году бюджетам поселений из бюджета муниципального района не предоставлялись бюджетные кредиты.

Муниципальные гарантии бюджетом муниципального района не

планировались и не предоставлялись.

5. Анализ бюджетной отчётности

главных администраторов бюджетных средств.

В соответствии со статьей 264.4. Бюджетного кодекса РФ и статьей 42 «Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании

Омутнинский муниципальный район Кировской области» проведена

внешняя проверка бюджетной отчётности главных администраторов

бюджетных средств за 2014 год (далее – ГАБС). Проверка проведена в Управлении образования Омутнинского района. Нарушений не установлено.

Проверочными мероприятиями в других ГАБС в течение 2014 года

установлены случаи неэффективного использования оборудования (не

использовалось более 9 месяцев) в Физкультурно-оздоровительном

комплексе, что создает риски дополнительных трат, которые несут

учреждения на содержание имущества.

Установлены случаи нарушения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В случаях нарушения сроков исполнения контрактов к исполнителям работ не

предъявлялись штрафные санкции, не проводился строительный контроль заказчика. Установлены необоснованные выплаты. Отдельные

муниципальные программы не актуализировались или несвоевременно

актуализировались. Отмечались случаи нарушения платежной дисциплины.

6. Выводы.

Контрольно-счётная комиссия подтверждает достоверность отчёта об исполнении бюджета за 2014 год муниципального образования Омутнинский муниципальный район.

6.1. Отмечается значительный рост муниципального долга, а также

расходов на обслуживание муниципального долга.

6.2. Установлена неуплата налога на доходы физических лиц МУП «Омутнинское АТП».

6.3. Не представлен отчёт по программе управления имуществом.

6.4. Установлено неэффективное использование имущества,

переданного в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям.