ЗАКЛЮЧЕНИЕ на отчет об исполнении бюджета муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за 2013 год

Заключение на отчёт «Об исполнении бюджета муниципального образования Омутнинский муниципальный район за 2013 год» подготовлено по результатам экспертизы проекта решения Омутнинской районной Думы «Об утверждении отчёта об исполнении бюджета муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за 2013 год», внешней проверки и анализа годовой отчётности главных администраторов бюджетных средств.

Заключение составлено в соответствии со структурой, предусмотренной статьей 42 Положения «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Омутнинский муниципальный район Кировской области», утвержденным решением Омутнинской районной Думы от 11.12.2013 № 79.

Бюджетная отчётность за 2013 год главе Омутнинского района представлена своевременно (до 1 апреля). Решением Омутнинской районной Думы от 12.12.2012 № 79 утвержден бюджет муниципального района на 2013 год.

В течение года в бюджет муниципального района внесено 6 изменений, последние изменения внесены 25 декабря 2013 года.

 

  1. Макроэкономические условия исполнения бюджета

муниципального района.

 

Бюджет 2013 года был сформирован исходя из оптимистичной ситуации развития экономики района. Исполнение бюджета проходило в условиях снижения макроэкономических показателей.

Экономическая ситуация в Омутнинском районе в 2013 году характеризуется следующими тенденциями. Индекс промышленного производства в январе-декабре 2013 года по полному кругу организаций по сравнению с соответствующим периодом 2012 года составил 96,7 %. Темп роста оборота организаций по видам экономической деятельности по крупным и средним организациям составил 98,2% к соответствующему периоду 2012 года. Розничный товарооборот возрос на 4,2%. Инвестиции в основной капитал составили 82,3% к уровню 2012 года. Среднемесячная номинально начисленная заработная плата одного работника за январь-декабрь 2013 года составила 17 383 рубля, рост к аналогичному периоду 2012 года составил 13,4%.

 

  1. Анализ исполнения бюджета муниципального района по доходам.

 

Исполнение бюджета по доходам за 2013 год составило 719 966,012 тыс. рублей или 97,7 % к уточненному плану. Исполнение по налоговым и неналоговым доходам составило 100,6 %, по безвозмездным поступлениям – 96,5%.

Структура доходов бюджета:

— налоговые доходы – 23,2 %;

— неналоговые доходы – 7,2 %;

— безвозмездные поступления — 69,6 %.

 

В процессе исполнения бюджета 2013 года доходы по сравнению с первоначально утвержденными назначениями были увеличены на 170 946,8 тыс. рублей (30,2%), в том числе: за счет безвозмездных поступлений 170 588,7тыс. рублей (48,9%) и за счет налоговых и неналоговых доходов на 358,1 тыс. рублей, в том числе объем налоговых доходов сократился на 6 961,9 тыс. рублей (4.0%), объем неналоговых доходов вырос на 7 320,0 тыс. рублей (16,8%).

По сравнению с предыдущим годом поступления в бюджет муниципального района в целом возросли на 55 433,6 тыс. рублей или на 8,3%, в том числе за счет увеличения объема безвозмездных поступлений на 39 534,0 тыс. рублей или 8,6%. Налоговые доходы возросли на 15 660,9 тыс. рублей или на 10,3%, неналоговые доходы – на 238,7 тыс. рублей или 0,5%.

 

2.1.         Анализ налоговых и неналоговых доходов.

 

В общей сумме доходов бюджета муниципального района налоговые и неналоговые доходы составили 218 936,7 тыс. рублей или 30,4%.

Структура налоговых и неналоговых доходов:

налоговые доходы – 76,4%, в том числе:

— НДФЛ – 58,9%;

— налоги на совокупный доход – 10,8%;

— налог на имущество организаций – 5,8%;

— государственная пошлина – 0,9%.

неналоговые доходы – 23,6%, в том числе:

— доходы от оказания платных услуг – 16,5%;

— доходы от использования имущества – 4,6%;

— штрафы – 1,3%;

— доходы от продажи активов – 0,7%;

— прочие – 0,5%.

 

Налоговые доходы

За 2013 год налоговые доходы поступили в сумме 167 266,7 тыс. рублей или 100,3% к уточненным назначениям года. Свыше запланированных уточненных назначений поступило 525.8 тыс. рублей. Исполнение уточненных плановых назначений обеспечено по всем видам налоговых доходов.

Обеспечен рост поступлений за 2013 год в сравнении с 2012 годом по всем видам налоговых доходов. Значительный рост в 2013 году по сравнению с 2012 годом отмечается по налогу на доходы физических лиц 9 508,3 (8,0%) за счет увеличения фонда оплаты труда.

 

Неналоговые доходы

За отчетный период неналоговые доходы поступили в сумме 51 669,8 тыс. рублей или 101,6 % к плану года. Исполнение достигнуто по большинству видов неналоговых доходов. Свыше запланированных

назначений поступило 833,8 тыс. рублей.

В составе неналоговых доходов установлен прирост по сравнению с 2012 годом по доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, а также по штрафам, санкциям, возмещению ущерба.

 

Недоимка

Недоимка, как и в прежние годы, остается источником дополнительного поступления средств в бюджет муниципального района.

В результате принятия комплекса мер за 2013 год недоимка снизилась на 5 327,3 тыс. рублей или 56,3% и составила на 01января 2014 года 4 141,6 тыс. рублей.

 

2.2.         Анализ безвозмездных поступлений.

 

Безвозмездные поступления в бюджет муниципального района за 2013 год поступили в объеме 501 029,3 тыс. рублей, исполнение составило 96,5%.

По сравнению с 2012 годом объем безвозмездных поступлений увеличился на 39 534,0 тыс. рублей или 8,6%.

 

2.3.        Управление муниципальным имуществом.

 

«Программа управления муниципальным имуществом Омутнинского района на 2013 год и плановый период2014-2015 годов» утверждена решением Омутнинской районной Думы от 12.12.2012 № 77. Отчет об исполнении программы на момент написания заключения в районную Думу не представлен.

Первоначальной редакцией программы предусматривалось получение части прибыли от муниципальных унитарных предприятий в сумме 40,0 тыс. рублей. Фактически всеми предприятиями за 2012 год получена прибыль:

— МУП ЖКХ Омутнинского района в сумме 7 707,0 тыс. рублей;

— МУП «Омутнинское АТП» в сумме 2 410,0 тыс. рублей;

— МУП ДОЛ «Колокольчик» в сумме 408,0 тыс. рублей.

Омутнинской районной Думой были приняты решения об освобождении уплаты части прибыли в бюджет муниципального района в размере 50 % от норматива МУП ЖКХ и МУП «Омутнинское АТП».

Предприятия МУП ЖКХ и МУП ДОЛ «Колокольчик» свои обязательства пере бюджетом выполнили, часть прибыли в сумме 770,8 тыс. рублей и 81,6 тыс. рублей соответственно поступила в бюджет муниципального района. МУП «Омутнинское АТП» свои обязательства в части перечисления части прибыли исполняло несвоевременно и не в полном объеме. Допущено занижение доходов в части перечисления части прибыли муниципальным унитарным предприятием «Омутнинское АТП» в сумме 126,0 тыс. рублей (по состоянию на 01.01.2014).

 

  1. Анализ исполнения бюджета муниципального района по расходам.

 

 

Расходная часть бюджета муниципального района за 2013 год исполнена в сумме 685 906,0 тыс. рублей, или на 88,4% к уточненным бюджетным назначениям. В течение года в бюджет муниципального района вносились изменения, в результате объем расходов бюджета муниципального района увеличен на 191 188,5 тыс. рублей или на 32,7% к первоначальному годовому плану. Расходы бюджета муниципального района, как и в прошлые годы, направляются на финансирование социальной сферы, на решение задач данного направления израсходовано 509 914,9 тыс. рублей или 74,3 % от общего объема расходов.

Структура расходов бюджета в 2013 году:

— образование – 52,7%;

— социальная политика – 10,1%;

— национальная экономика – 8,8%;

— культура – 7,4%;

— общегосударственные вопросы – 6,4%;

— жилищно-коммунальное хозяйство – 5,4%;

— физкультура и спорт – 4,1%;

— межбюджетные трансферты – 3,9%;

— обслуживание муниципального долга – 0,9%;

— национальная оборона и безопасность – 0,3%.

 

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы в целом сократились на 20 424,0 тыс. рублей или на 2,9%.

Сохраняется тенденция осуществления большей части расходов во втором полугодии (56,6%).

Низкий процент освоения средств сложился по отраслям «Физическая культура и спорт» (33,7%0, «Жилищно-коммунальное хозяйство» (57,7%).

Отмечен значительный рост в 2,4 раза расходов на обслуживание муниципального долга.

 

3.1. Анализ расходов в разрезе главных распорядителей средств

бюджета муниципального района

 

Анализа освоения средств в разрезе главных распорядителей бюджетных средств показал, что наибольший процент не освоения установлен по администрации Омутнинского района (31,8%), в основном, за счет низкого освоения средств, предусмотренных на строительство ФОК.

 

3.2. Анализ расходов бюджета муниципального района

на реализацию целевых программ

 

На реализацию 20 районных целевых программ (далее — РЦП) в 2013 году направлено 8 311,3 тыс. рублей, исполнение составило 73,4% к уточненному плану. Первоначально к финансированию было принято 18 РЦП на сумму 6 680,4 тыс. рублей, в течение года дополнительно принято к исполнению 3 РЦП (всего 21РЦП) и предусмотрен общий объем

ассигнований – 11 327,7 тыс. рублей.

Ассигнования на уровне плановых назначений освоены по 15 РЦП. По 4 РЦП выполнение составило от 95,5% до 99,8%. Низкий процент освоения (44,0%) по РЦП «Развитие физической культуры и спорта в Омутнинском районе на 2011-2013 годы» сложился в связи с тем, что строительство физкультурно-оздоровительного комплекса не было завершено. Не проведены расходы по РЦП «Развитие агропромышленного комплекса Омутнинского района на 2011-2013 годы» в размере 5,0 тыс. рублей.

Оценка эффективности долгосрочных целевых программ ежегодно проводится отделом экономики. По результатам оценки за 2013 год из 17 долгосрочных РЦП эффективными признаны только 8 РЦП, 4 РЦП требуют корректировки показателей эффективности и объемов финансирования, 5 долгосрочных РЦП признаны неэффективными.

Таким образом, 29,4% долгосрочных РЦП являются неэффективными.

На реализацию 16 ведомственных целевых программ за 2013 год направлено 287 035,5 тыс. рублей. Освоение составило 98,9% к уточненному плану.

Кроме того, район участвовал в реализации федеральных и областных целевых программ на сумму 350 720,7 тыс. рублей.

В целом на реализацию программ направлено 94,2% бюджетных средств, из них доля РЦП — 1,2%, ведомственных программ – 41,8%,

Федеральных и областных – 51,2%. Ежегодно наблюдается рост расходов по программам.

 

3.3. Анализ использования средств резервного фонда

 

Расходы за счет средств резервного фонда в 2013 году составили 190,7 тыс. рублей или 100,0%. Расходы производились в соответствие со статьей 81 Бюджетного кодекса РФ и на основании распоряжений администрации

района. Нарушений не установлено.

 

  1. Сбалансированность бюджета муниципального района,

муниципальный долг, бюджетные кредиты.

 

Первоначальной редакцией решения о бюджете муниципального района дефицит бюджета утвержден в сумме 18 500 тыс. рублей. В течение года внесены изменения в части размера дефицита и в результате дефицит составил 38 741,7 тыс. рублей.

 

Фактически на 01.01.2014 бюджет муниципального района исполнен с профицитом в сумме34 060,0 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2014 муниципальный долг муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области

составил 84 700,0 тыс. рублей, что в 1,27 раза выше аналогичного показателя на 01.01.2013. Доля муниципального внутреннего долга от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района без учета

дополнительного норматива отчислений по НДФЛ по состоянию на конец отчетного периода составила 44,8% (на 01.01.2013 — 38,1%, на 01.01.2012 – 28,5%).

Размер муниципального долга Омутнинского района на 01.01.2014 не превышает верхний предел, установленный решением о бюджете на 2012 год.

Структура муниципального долга Омутнинского района за 2013 год:

— обязательства перед областным бюджетом – 4 000,0 тыс. рублей;

— кредиты кредитных организаций – 80 700,0 тыс. рублей.

 

Из областного бюджета кредиты в бюджет муниципального района не привлекались. Для покрытия дефицита бюджета района использовались кредиты коммерческих банков.

Фактически за истекший период погашено кредитов кредитным организациям на сумму 57 100,0 тыс. рублей, погашено бюджетных кредитов на сумму 5 600,0 тыс. рублей.

В 2013 году бюджету Омутнинского городского поселения из бюджета муниципального района предоставлен бюджетный кредит в сумме 560,0 тыс. рублей. В течение года обеспечен возврат бюджетного кредита в полном объеме.

Муниципальные гарантии бюджетом муниципального района не планировались и не предоставлялись.

 

5. Анализ бюджетной отчетности

главных администраторов бюджетных средств.

 

В соответствии со статьей 264.4. Бюджетного кодекса РФ и статьей 43 «Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Омутнинский муниципальный район Кировской области» проведена внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2013 год (далее – ГАБС). Проверка проведена в Управлении по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Омутнинского района.

Проверкой установленынарушения методических указаний приказа Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н, нарушены положения учетной политики Управления, в части авансовых отчетов отсутствуют подтверждающие документы, в части авансовых отчетов отсутствуют обоснования оплаты проезда, проживания, страхования спортсменов и приобретения ГСМ.

 

7. Выводы.

 

Контрольно-счетная комиссия подтверждает достоверность отчета об исполнении бюджета за 2013 год муниципального образования Омутнинский муниципальный район.

7.1. В отчетном периоде отмечается положительная динамика доходов бюджета муниципального района.

7.2. Отмечается рост муниципального долга, а также расходов на

обслуживание муниципального долга.

7.3. Установлено занижение доходов в части неполного перечисления части прибыли МУП «Омутнинское АТП».

7.4. Установлены нарушения бухгалтерского учета при проверке ГАБС.

7.5. Пять долгосрочных районных целевых программ (29,4%) являются неэффективными.