ОТЧЕТ о проведении экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации планов мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на территории Кировской области»

1. Основание проведения экспертно-аналитического мероприятия:

—       План работы Контрольно-счетной палаты Кировской области на 2014 год, утвержденный  Распоряжением  председателя Контрольно-счетной палаты Кировской области от 04.12.2013 № 47.

—       План совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на 2014 год с участием контрольных органов муниципальных образований, утвержденный председателем Контрольно-счетной палаты Кировской области от 21.10.2013.

—       План работы Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района на 2014 год, утвержденным распоряжением председателя Контрольно-счетной комиссии от 26.12.2013 № 2.

2. Цель экспертно-аналитического мероприятия: Анализ и оценка эффективности реализации планов мероприятий по повышению поступления доходов, а также по сокращению недоимки бюджетов, анализ проблем исполнения местных бюджетов.

3. Предмет экспертно-аналитического мероприятия:

—       нормативные правовые акты, принятые на региональном и муниципальном уровне, программные и иные документы по повышению налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований;

—       документы, подтверждающие деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Омутнинского района Кировской области по реализации мероприятий по увеличению доходов местных бюджетов;

—       деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Омутнинского района Кировской области по обеспечению увеличения поступления налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, а также минимизации задолженности.

  1. Объект экспертно-аналитического мероприятия:      Администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее – администрация Омутнинского района).

5. Проверяемый период: 2012-2013 годы.

6. Сроки проведения мероприятия: Экспертно-аналитическое мероприятие начато 15 мая 2014 года, закончено 16 июня 2014 года.

Экспертно-аналитическое мероприятие проведено:

—       Председателем Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района Исуповой Ольгой Николаевной.

—       Главным специалистом, главным инспектором Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района Новиковой Анной Александровной.

Должностные лица администрации Омутнинского района в проверяемом периоде:

—       Малков Александр Васильевич, глава администрации Омутнинского района;

—       Гоголева Наталья Владимировна, заместитель главы администрации Омутнинского района по финансам, начальник финансового управления Омутнинского района;

—       Дитятьев Денис Юрьевич, начальник управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района.

7. ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:

Администрация Омутнинского района осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением Омутнинской районной Думы от 26.11.2008 № 97 (в редакции от 25.04.2012 № 23).

Юридический адрес: 612740, Кировская область, г. Омутнинск, ул. Комсомольская, д. 9.

Согласно свидетельству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам администрация Омутнинского района поставлено на учет как юридическое лицо в ИФНС РФ № 3 по Кировской области с присвоением идентификационного номера налогоплательщика 4322001623, с кодом причины постановки на учет 432201001.

 

7.1. Анализ нормативных правовых актов муниципального уровня, регулирующих вопросы в сфере повышения доходов местных бюджетов. 

 

В целях реализации мер, направленных на пополнение доходной части бюджета за счет налоговых и неналоговых поступлений, координации работы по погашению недоимки в консолидированный бюджет Омутнинского район, а также в целях усиления и повышения эффективности работы по легализации неформального рынка труда, защиты прав и повышения социальных гарантий работающих граждан, решения проблем легализации налоговой базы по налогу на прибыль в проверяемом периоде проводилась работа межведомственной комиссии по обеспечению поступления доходов в консолидированный бюджет (далее – межведомственная комиссия), состав и положение о которой утверждены постановлениями администрации района от 05.08.2011 № 1281 и от 17.05.2011 № 687 соответственно.

Межведомственную комиссию возглавляет глава Омутнинского района. В состав комиссии в муниципальном районе включены: глава администрации района, специалисты отдела экономики и финансового управления, специалисты управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, руководители налоговой службы, Центра занятости населения службы судебных приставов, Пенсионного фонда, представитель полиции, а также приглашаются представители прокуратуры района. В администрациях городских и сельских поселений — глава администрации и специалисты, депутаты Думы.

В соответствии с распоряжениями Правительства Кировской области о планах мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки бюджетов бюджетной системы Российской Федерации администрацией Омутнинского района приняты следующие нормативно-правовые акты:

—       постановление от 30.01.2012 № 106/1 «О плане мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки в бюджет Омутнинского района (далее – План мероприятий) на 2012-2014 годы»;

—       постановление от 25.04.2013 № 1051 «О плане мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки в бюджет Омутнинского района на 2013-2015 годы».

В соответствии с утвержденными Планами мероприятий в Омутнинском районе проводилась работа, по результатам которой, в департамент финансов Кировской области направлялись отчеты об исполнении плана мероприятий.

7.2. Структура и динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета района, оценка факторов, способствующих росту поступлений доходов и причин, оказывающих влияние на снижение поступлений. 

 

Решениями Омутнинской районной Думы от 30.04.2014 № 25 и № 26 принят к сведению отчет о деятельности главы Омутнинского района за 2013 год и отчет главы администрации Омутнинского района за 2013 год, где подведены итоги социально-экономического развития района за 2013 год.

Бюджет района на 2012 и 2013 годы сформирован исходя из оптимистической ситуации развития экономики.

В консолидированный бюджет 2012 и 2013 годов включает бюджет муниципального образования Омутнинский муниципальный район и бюджеты 3 городских и 6 сельских поселений.

Поступление доходов в разрезе источников отражено в таблице.

                                                                                                      тыс. рублей

Наименование 2012 год 2013 год
Налоговые доходы 195750,6 213851,7
Неналоговые доходы 66979,0 68935,7
Безвозмездные поступления 461216,5 510182,7
Всего 723946,1 792970,1

Консолидированный бюджет района в 2013 году исполнен по доходам в сумме 792 970,1 тыс. рублей. По сравнению с предыдущим годом доходы увеличились на 69 024,0 тыс. рублей или на 9,5%, за счет увеличения налоговых доходов на 9,2%, неналоговых доходов — на 2,9%, безвозмездных поступлений — на 10,6%. По налоговым и неналоговым доходам консолидированный бюджет исполнен в сумме 282 787,4 тыс. рублей, рост к уровню 2012 года составил 20 057,8 тыс. рублей или 7,6%. За 2013 год обеспечен рост поступлений к 2012 году как по налоговым доходам, так и по неналоговым доходам.

Структура доходов консолидированного бюджета района за 2012, 2013 годы указана в таблице.

Наименование Доля в общем объеме доходов за 2012 год Доля в общем объеме доходов за 2013 год
Безвозмездные поступления 63,7% 64,3%
Налоговые и неналоговые доходы,

в том числе

36,3% 35,7%
— налоговые доходы 27,0% 27,0%
— неналоговые доходы 9,3% 8,7%

Объем поступлений по налоговым доходам в консолидированный бюджет района за 2013 год составил 213 851,7 тыс. рублей, что выше уровня 2012 года на 18 101,1 тыс. рублей или 9,2%. Рост поступлений обеспечен по всем видам доходных источников, кроме земельного налога (Приложение 1).

В 2012 и 2013 годах для бюджета Омутнинского муниципального района установлены дополнительные нормативы отчислений по НДФЛ в размере 9,2% и 9,1% соответственно, заменяющие частично дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В проверяемом периоде основную долю в объеме поступлений налоговых доходов занимали доходы от налога на доходы физических лиц. Объем НДФЛ составил 149 966,3 тыс. рублей или 76,6% в 2012 году и 161 981,0 тыс. рублей или 75,7% в 2013. Рост налога на доходы физических лиц по сравнению с 2012 годом составил 12 014,7 тыс. рублей или 8,0%. Увеличение фонда оплаты труда в 2013 году к уровню 2012 года обеспечило рост поступлений НДФЛ в бюджет района.

Налоги на имущество также являются одним из значительных доходных источников. За 2013 год в консолидированный бюджет района поступление налога на имущество организаций составило 12 763,6 тыс. рублей, что превышает показатель прошлого года (9 596,9 тыс. рублей) на 3 166,7 тыс. рублей или на 33,0%. Поступление налога на имущество физических лиц за 2013 год составило 5 892,5 тыс. рублей, что выше уровня 2012 года (5 812,1 тыс. рублей) на 80,4 тыс. рублей или на 1,4%.

Фактический объем поступлений неналоговых доходов в 2013 году составил 68 935,7 тыс. рублей, что превышает уровень 2012 года на 1 956,7 тыс. рублей или на 2,9% (Приложение 2).

В 2013 году значительную долю в объеме поступлений неналоговых доходов занимали доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 52,5% или 36 194,5 тыс. рублей.

В 2013 году к уровню 2012 года установлен прирост поступлений в консолидированный бюджет района по доходам от платных услуг, от продажи земельных участков, а также по штрафам, санкциям, возмещению ущерба и доходам от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий.

Таким образом, задачи по увеличению объема доходов, установленные Планом мероприятий, реализованы.

7.3. Эффективность осуществления контроля за использованием муниципального имущества.

Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами Омутнинского района (далее – УМИ и ЗР) осуществляет полномочия в сфере управления и распоряжением имуществом от имени муниципального образования Омутнинский муниципальный район. В целях учета и контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества УМИ и ЗР ежегодно проводится инвентаризация муниципального имущества. Для актуализации сведений, балансодержателями объектов в УМИ и ЗР предоставляются сведения по каждому объекту имущества: сведения о списании, начислении амортизации, передаче или продаже объектов. Дата последней инвентаризации имущества – 01.01.2014.

Количество и стоимость (балансовая, остаточная) учтенных объектов имущества, находившихся в муниципальной собственности в 2012-2013 годах представлена в Приложении 3.

В соответствии с пунктом 2.5 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области к полномочиям УМИ и ЗР относится контроль за использованием муниципального имущества. В 2012-2013 годы, в соответствии с утвержденными планами-графиками, было проверено имущество, переданное в оперативное управление 8 муниципальным учреждениям. В 2012 году было проверено 4 учреждения, трем из которых (Управлению культуры Омутнинского района, Управлению образования Омутнинского района, Управлению по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью) были даны рекомендации о государственной регистрации договоров оперативного управления. В 2013 году, в рамках проверки использования муниципального имущества, было проверено 4 муниципальных образовательных учреждения. В ходе проверки нарушений выявлено не было.

Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения относится к вопросам местного значения поселения. На основании соглашений, 7 поселений из 9 передали свои полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля УМИ и ЗР. Омутнинское городское поселение и Восточное городское поселение осуществляют функции по земельному контролю самостоятельно.

Во всех поселениях приняты Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля. Планы проверок составляются администрацией поселения и согласовываются с УМИ и ЗР.

На территории Омутнинского района в 2012 году проведено 926 проверок физических лиц, в том числе 171 проверка – в рамках муниципального земельного контроля, 755 проверок – камеральные проверки в рамках соблюдения земельного законодательства. В результате проведения проверок выявлено 730 земельных правонарушения, в том числе 2 правонарушения – использование земельного участка не по целевому назначению, 728 правонарушений – самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

В 2013 году проведено 837 проверок по осуществлению земельного контроля, в том числе 193 проверки – в рамках муниципального земельного контроля, 644 проверки – камеральные проверки в рамках соблюдения земельного законодательства. В результате проведения проверок выявлено 758 правонарушений — самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Таким образом, количество проведенных плановых проверок физических лиц в рамках осуществления земельного контроля с 926 проверок в 2012 году снизилось до 837 проверок в 2013 году, или на 9,6 %. При этом, количество выявленных нарушений возросло с 730 нарушений в 2012 года до 758 нарушений в 2013 году, или на 3,8 %. Данный факт свидетельствует о необходимости увеличения числа плановых проверок физических лиц в целях выявления нарушений земельного законодательства.

Материалы проверок в рамках муниципального земельного контроля в органы государственного земельного контроля для возбуждения дел об административном правонарушении не передавались, так как допущенные нарушения земельного законодательства были устранены во время проверочных мероприятий.

В нарушение Положений о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории поселений муниципальный земельный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2012 году не осуществлялсяна территории всего Омутнинского района.

В 2013 году было запланировано 8 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках муниципального земельного контроля, из которых фактически проведено 7 проверок (Песковское городское поселение — 4 проверки, Залазнинское сельское поселение – 2 проверки, Белореченское сельское поселение – 1 проверка). Одна плановая проверка не была проведена по причине снятия, планируемого к проверке, индивидуального предпринимателя с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя. По результатам проведенных проверочных мероприятий нарушений земельного законодательства не выявлено.

Таким образом, в 2013 году на территории Омутнинского района в 6 поселениях (Омутнинское городское поселение, Восточное городское поселение, Леснополянское сельское поселение, Чернохолуницкое сельское поселение, Вятское сельское поселение, Шахровское сельское поселение) не планировался и фактически не проводился муниципальный земельный контрольв отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

7.4. Анализ структуры и динамики задолженности по налоговым и неналоговым доходам, начисленным на территориях муниципальных образований.  

Недоимка является дополнительным источником поступления средств в консолидированный бюджет района.

В результате применения комплекса мер по исполнению Плана мероприятий удалось снизить уровень задолженности за 2013 год на 7 073,0 тыс. рублей или 49,1%.

По состоянию на 01.01.2014 года общий объем задолженности по налоговым доходам   и неналоговым платежам в консолидированный бюджет района составил 7 326,5 тыс. рублей, в том числе:

—       по налоговым доходам – 3 537,1 тыс. рублей, из них: по местным налогам и сборам – 1 315,6 тыс. рублей, по региональным налогам и сборам 29,2 тыс. рублей,

—       по неналоговым доходам – 3 789,4 тыс. рублей (Приложение 4, 5).

Невозможная к взысканию задолженность составляет 2 188,9 тыс. рублей или 29,9% всей задолженности. Данная часть задолженности сложилась по предприятиям, в отношении которых проводится процедура банкротства.

За 2013 год задолженность по налоговым платежам снизилась на 4 266,4 тыс. рублей или 54,7%.

За 2013 год задолженность по неналоговым доходам бюджета по сравнению с 2012 годом снизилась на 2 806,6 тыс. рублей или 42,6%.

Доля задолженности по арендной плате за землю в общем объеме неналоговых доходов по состоянию на 01.01.2014 года составляет 86,4 %.

По неналоговым доходам на 01.01.2014 объем невозможной к взысканию недоимки составил 1 071,0 тыс. рублей, должниками являются предприятия, в отношении которых проводится процедура банкротства.

Задачи Плана мероприятий по снижению недоимки по налоговым и неналоговым доходам реализованы.

7.5. Анализ полноты плановых мероприятий (программ, планов по повышению доходов) по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов.

Деятельность администрации Омутнинского района по увеличению доходов в консолидированный бюджет в 2012 и 2013 годах строилась с учетом мероприятий, рекомендованных для органов местного самоуправления распоряжениями Правительства Кировской области от 05.12.2011 № 388 и от 02.04.2013 № 72, а также в соответствии с Планами мероприятий на 2012 и на 2013 годы, утвержденными постановлениями администрации района.

Необходимо отметить, что ожидаемые результаты Планов мероприятий как на 2012 год, так и на 2013 год не конкретизированы, не приведены суммы доходов, ожидаемые от исполнения мероприятий. Нет возможности оценить эффективность исполнения конкретных мероприятий.

В отчетном периоде проведено 36 заседаний межведомственных комиссий, в том числе 9 выездных, из них: 19 заседаний в 2012 году, в том числе 5 выездных и 17 заседаний в 2013 году, в том числе 4 выездных.

На комиссиях рассматривались следующие вопросы:

Вопросы, рассмотренные на комиссиях 2012 год 2013 год
О своевременности и полноты выплаты заработной платы 13 10
Об обеспечении поступлений в бюджеты 18 15
Об убыточности предприятий 5 2

Результат работы комиссии по легализации «теневой» заработной платы Омутнинского района за 2012-2013 годы — дополнительное поступление НДФЛ в сумме 210,0 тыс. рублей и 235,0 тыс. рублей соответственно по годам.

Результатом работы межведомственной комиссии по обеспечению поступлений в консолидированный бюджет района является погашение задолженности по налоговым и неналоговым доходам в сумме 7 264,5 тыс. рублей за 2012 год и в сумме 5 872,6 тыс. рублей.

Сотрудниками администрации Омутнинского района совместно с представителями налоговой инспекции, полиции, прокуратуры, Пенсионного фонда, Центра занятости проводятся рейды по местам осуществления предпринимательской деятельности с целью выявления фактов осуществления деятельности без государственной регистрации, на предмет наличия договоров аренды, оформление трудовых договоров. За 2012 год проведено 11 рейдов, за 2013 год – 4 рейда.

В результате реализации Планов мероприятий, в части повышения эффективности работы муниципальных предприятий, удалось снизить количество убыточных МУПов с 5 до 4 предприятий за 2013 год. Также снизилась недоимка МУПов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды на 2 556,8 тыс. рублей или 23,8%. Задолженность МУПов по НДФЛ, хотя и снизилась на 170,1 тыс. рублей, остается значительной 1 774,8 тыс. рублей. Кроме того, по состоянию на 01.01.2014 допущено занижение доходов в части перечисления части прибыли МУП «Омутнинское АТП» в сумме 126,0 тыс. рублей.

Администрациями сельских поселений Омутнинского района проводится мониторинг объектов незавершенного строительства с целью контроля за своевременной его регистрацией.

7.6. Деятельность органов местного самоуправления по результатам подведения итогов реализации плановых мероприятий.

Ежегодно подводятся итоги исполнения Плана мероприятий на совещании, которое проводит глава Омутнинского района. В совещании принимают участие все заинтересованные структуры: специалисты управления финансов, отдела экономики, представители налоговой службы, Пенсионного фонда, главы поселений и другие специалисты. На совещании обсуждаются достигнутые результаты, а также задачи и методы для достижения более высоких результатов на следующий год.

Организован телефон доверия, по которому жители района имеют возможность сообщить о выплате работодателями заработной платы ниже прожиточного уровня или ниже среднеотраслевого уровня с применением скрытых схем выплаты заработной платы, а также о фактах задолженности по выплате заработной платы в районе. Информация о телефоне доверия периодически публикуется в СМИ, а также телефон доверия указан на официальном сайте района.

Ежеквартально размещается информация в средствах массовой информации о негативных последствиях сокрытия фактической заработной платы, работе органов местного самоуправления по легализации неформального рынка труда, результатов работы по привлечению доходов, снижению объема задолженности по платежам в бюджет. Также вся вышеуказанная информация публикуется на сайте района.

 

7.7. Оценка реализованных мер (плановых мероприятий) по повышению доходности от использования муниципального имущества, а также по выполнению мероприятий по укреплению и расширению налогооблагаемой базы местных бюджетов.

Ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, структурными подразделениями администрации района и поселениями предоставлялись отчеты об исполнении Плана мероприятий, на основании которых составлялись и предоставлялись в департамент финансов Кировской области сводные отчеты ежеквартально до 20 числа месяца следующего за отчетным кварталом, годовой отчет до 25 января года, следующего за отчетным.

В целом План мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки бюджетов бюджетной системы Российской федерации за 2012 и 2013 годы исполнен.

7.8. Выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия.

По результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия можно сделать следующие выводы:

—       Задачи, установленные планами мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки бюджетов, в целом выполнены.

—       При анализе Планов мероприятий как на 2012 год, так и на 2013 год необходимо отметить, что ожидаемые результаты от реализации плановых мероприятий не конкретизированы, не приведены суммы доходов, планируемые к поступлению от исполнения мероприятий. Нет возможности оценить эффективность исполнения конкретных мероприятий.

—       В результате анализа реализации Планов мероприятий в части повышения эффективности работы муниципальных предприятий, установлено, что по состоянию на 01.01.2014 допущено занижение доходов в части перечисления части прибыли МУП «Омутнинское АТП» в сумме 126,0 тыс. рублей.

—       Анализ эффективности осуществления плановых проверок физических лиц в рамках осуществления земельного контроля показал недостаточность планирования количества проверок физических лиц в целях выявления нарушений земельного законодательства (при уменьшении количества плановых проверок с 926 проверок в 2012 году до 837 проверок в 2013 году, количество выявленных нарушений земельного законодательства возросло с 730 нарушений в 2012 года до 758 нарушений в 2013 году).

—       В нарушение Положений о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории поселений муниципальный земельный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2012 году не осуществлялсяна территории всего Омутнинского района, а в 2013 году было проведено 7 проверок в 3 из 9 муниципальных образований Омутнинского района.