ОТЧЁТ о результатах деятельности Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района за 2018 год

Настоящий отчёт подготовлен в соответствии с требованиями статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 34.1 Устава муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, статьи 17 Положения о Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района, утвержденного решением Омутнинской районной Думы от 14.12.2011 № 99 (в редакции от 30.08.2017).

В отчётном периоде Контрольно-счётной комиссией обеспечивалась реализация основных полномочий, возложенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом муниципального образовании Омутнинский муниципальный район, Положением о Контрольно-счётной комиссии. Деятельность Контрольно-счётной комиссии построена на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

Основные итоги деятельности

 

Деятельность Контрольно-счётной комиссии (далее –КСК) осуществлялась  в соответствии с планом работы и была направлена на:

— предупреждение и профилактику нарушений в финансово-бюджетной сфере;

— повышение эффективности контроля за исполнением районного бюджета и бюджетов поселений;

— применение формы работы — аудит эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества;

— повышение результативности контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также эффективности работы органов местного самоуправления.

За 2018 год Контрольно-счётной комиссией Омутнинского района проведено 33 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия.

В рамках взаимодействия с Контрольно-счётной палатой Кировской области (далее – КСП)  проведено 6 совместных мероприятий, благодаря которым удалось охватить проверками бюджетные средства, выделенные на реализацию социальных проектов.

Объем средств, охваченных контрольными мероприятиями составил 151 932,6 тыс. рублей.

В результате проведенных мероприятий КСК установлено 1813 нарушения законодательства. Из общего количества 14 нарушений являются финансовыми, 1709 нарушений —  нефинансовые.

Объём выявленных финансовых нарушений составил 26 186,1 тыс. рублей, в том числе нарушения при формировании и исполнении  бюджета составили 25 956,3 тыс. рублей, нарушения в сфере управления имуществом составили 229,8 тыс. рублей. Кроме того, неэффективное использование бюджетных средств и имущества составило 19 515,3 тыс. рублей

         Фактов нецелевого использования средств не установлено.

        В целях реализации полномочий КСК по выявлению, предупреждению и устранению фактов нарушений использования бюджетных средств и муниципального имущества, руководителям организаций и учреждений вынесено 5 представлений и направлено 22 информационных письма. В представлениях КСК изложены 25 предложений, из которых реализованы 19 предложения или 76,0 %. Устранены финансовые нарушения на сумму 9 788,5 тыс. рублей или 37,3 % от общей суммы нарушений. Все представления КСК находятся на контроле, необходимая информация об устранении нарушений регулярно запрашивается.

По результатам проверок к дисциплинарной ответственности привлечено 3 должностных лица.

Экспертно-аналитическая деятельность

Экспертно-аналитическая работа способствует предотвращению финансовых нарушений, так как заключения формируются, как правило, на проекты решений, что позволяет своевременно внести соответствующие коррективы и не допустить нарушений впоследствии.

В 2018 году проведено 26 экспертно-аналитических мероприятий. Основным направлением в указанном аспекте деятельности КСК являются экспертно-аналитические мероприятия по проектам бюджетов и отчетам об исполнении бюджетов, экспертизы проектов нормативных правовых актов (далее – НПА), связанных с внесением изменений в бюджет, экспертизы муниципальных программ.

В ходе проведения экспертно-аналитических мероприятий установлено 9 нарушений на сумму 24 471,4 тыс. рублей, кроме того неэффективное использование бюджетных средств и имущества составило 354,8 тыс. рублей..

В течение 2018 года  Контрольно-счётной комиссией осуществлялся предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета Омутнинского района и бюджетов поселений  района.

Подготовлено  8 заключений по мероприятиям, касающихся формирования и исполнения бюджета района, в том числе 6 заключений по экспертизам НПА, установлено 5 нарушений.

Экспертно-аналитическими мероприятиями и экспертизой НПА муниципального района установлены финансовые нарушения в сумме 23 631,5 тыс. рублей, из них наличие просроченной кредиторской задолженности на 01.01.2018 в сумме  9 545,6 тыс. рублей, предельный объем заимствований превысил сумму, направленную на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств на сумму 14 085,9 тыс. рублей (статья 106 БК РФ), а также отмечены замечания по формированию проекта бюджета на очередной год,  неэффективное использование имущества в части работы МУПов без прибыли.

С 2012 года реализуются соглашения по передаче КСК Омутнинского района полномочий по проведению внешнего финансового муниципального контроля  в поселениях. В рамках исполнения соглашений  проведены экспертно-аналитические мероприятия по отчетам об исполнении бюджетов за 2017 год в 9 поселениях района и по проектам бюджетов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов также в  9 поселениях.

В результате проведенных мероприятий установлено 4 нарушения, сумма финансовых нарушений составила 1 197,5 тыс. рублей.

         Как показали проверки, отчеты об исполнении бюджетов поселений района за 2017 год в целом соответствовали требованиям Бюджетного кодекса и утвержденному порядку составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. Качество подготовки бюджетной отчетности главными распорядителями бюджетных средств ежегодно повышается. Также в целом соответствуют требованиям Бюджетного кодекса и проекты решений о бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов и материалы к ним.

Однако экспертно-аналитическими мероприятиями в  поселениях установлены нарушения, такие как рост недоимка в сумме 842,9 тыс. рублей. Неэффективное использование бюджетных средств и имущества в сумме 354,6 тыс. рублей (МУПы работают без получения прибыли и МУПам предоставлена возможность не уплачивать в бюджет часть прибыли, а направить средства на развитие предприятия).

 

Контрольная деятельность

 

Одним из приоритетных направлений деятельности КСК является контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

В рамках осуществления контрольной деятельности в 2018 году проведено 7 мероприятий, проверками охвачено 10 объектов.

Проведены  контрольные мероприятия по следующим направлениям:

— проверка использования бюджетных средств, направленных в 2016-2017 годах на реализацию мероприятий государственной программы Кировской области «Развитие культуры» на 2013-2020 годы;

— проверка результативности поддержки моногородов на территории  Кировской области в 2016-2017 годах в рамках реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов»;

— проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Кировской области «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства» в 2013-2020 годы» за 2016-2017 годы и истекший период 2018 года;

— проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2016-2017 годах и в истекшем периоде на реализацию мероприятий программы «Социализация детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию программы «Развитие пожарной безопасности на территории Кировской области» на 2016-2020 годы;

— анализ хода реализации мероприятий областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда» на 2013 — 2018 годы.

Кроме того, проведено мероприятие:

— внешняя проверка отчета главного администратора бюджетных средств   Управления культуры администрации муниципального образования  Омутнинский муниципальный район Кировской области.

Результаты контрольных мероприятий свидетельствуют о необходимости укрепления финансовой дисциплины главных распорядителей бюджетных средств.

В проверяемом периоде установлены нарушения, связанные с несоблюдением положений законодательства, муниципальных нормативных правовых актов объектами проверок (главными распорядителями и их подведомственными учреждениями).

В ходе проводимых мероприятий рассматривались следующие вопросы:

— анализ соответствия нормативной базы района федеральному и региональному законодательству по проверяемому направлению;

— наличие и исполнение соглашений с Правительством Кировской области по реализации программ;

— правильность проведения процедуры закупок;

— наличие проектно-сметной документации;

— соответствие объемов выполненных работ формам КС-2 и КС-3;

— анализ своевременности поступления средств и расходования на реализацию мероприятий;

— оценка эффективности системы контроля за реализацией мероприятий;

— анализ своевременности принятия к бюджетному учету и ввода в эксплуатацию оборудования и так далее.

В результате проведения контрольных мероприятий установлено 1804 нарушения, сумма финансовых нарушений составила 1 714,7 тыс. рублей, кроме того установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 19  160,7 тыс. рублей.

Значительное количество нарушений (1708) установлено при проверке реализации мероприятий государственной программы «Развитие культуры».

Установлены нарушения порядка использования имущества (479), случаи неправомерной передачи в аренду имущества (480), нарушения порядка применения классификации (479), случаи отсутствия в договоре площади арендуемых помещений и их местонахождения (256). Так же установлена кредиторская задолженность в сумме 242,9 тыс. рублей.

Проверкой реализации мероприятий государственной программы  «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства» установлено 45 нарушений.

Так, не достигнуты плановые значения целевых показателей программы. Кроме того, установлено неэффективное использование бюджетных средств, в том числе от деятельности Бизнес-Центра получен убыток в сумме 2170,7 тыс. рублей и установлено 36 просроченных займов на сумму 16 990,0 тыс. рублей.

Проверкой результативности поддержки моногородов установлены  нарушения сроков исполнения отдельных мероприятий, искажение отчетности, не был обеспечен контроль за выплатой заработной платы получателями субсидии не ниже МРОТ, не обеспечено исполнение целевого показателя получателем субсидии в сумме 999,1 тыс. рублей.

Проверкой эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы «Социализация детей сирот» установлены нарушения положения порядка учета и использования имущества, нарушения договоров найма, установлена задолженность за коммунальные услуги, кроме того установлена задолженность за найм жилых помещений в сумме 229,8 тыс. рублей.

При проверке деятельности учреждений выявлены нарушения закона о закупках, бюджетного законодательства, установлена просроченная кредиторская задолженность в сумме 242,9 тыс. рублей.

Организационно-методическая и информационная деятельность

 За истекший период  33 отчета  и заключения КСК рассмотрено районной Думой, Думами поселений, главой района и главами поселений.

По результатам мероприятий принято 26 нормативных правовых актов.

В рамках обеспечения взаимодействия с Контрольно-счётной палатой сотрудники КСК принимали участие в семинарах-совещаниях, видеоконференциях, проводимых КСП Кировской области, на которых рассматривались вопросы предстоящих проверок, подводились итоги проведённых совместных мероприятий.

С 2013 года учет мероприятий Контрольно-счётной комиссией  проводится с использованием электронной системы учета «Находка — КСО».

В рамках расширения взаимодействия с правоохранительными органами сотрудники КСК принимали участие в совещаниях, проводимых Прокуратурой, а также в совместных мероприятиях.

Организовано взаимодействие с Финансовым управлением Омутнинского района, заключено Соглашение, проводится обмен информацией по проведённым проверкам и установленным нарушениям.

В целях обеспечения доступа к информации о деятельности
КСК на официальном сайте Омутнинского района открыта страничка Контрольно-счётной комиссии. В СМИ и на сайте опубликовано 16 материалов о проводимых мероприятиях, принятых мерах по результатам проверок.

Заключение

 В 2018 году в соответствии с планом работы Контрольно-счётной комиссией в полном объёме выполнены контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Результаты проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о наличии нарушений и недостатков в работе органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий.

Деятельность КСК была направлена как на предупреждение, так и на устранение нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.

Контрольно-счетная комиссия продолжила работу по выявлению резервов увеличения доходной части бюджета и расходованию бюджетных средств с достижением заданного результата.

По итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий вырабатывались предложения, направленные на эффективное управление муниципальным имуществом, повышение качества работы по учёту и регистрации имущества, увеличение поступления неналоговых доходов.

Деятельность Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района в 2019 году также будет направлена, прежде всего, на выявление и предотвращение финансовых нарушений, системное применение аудита эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества, особое внимание будет уделено результативности муниципальных закупок, а также принятию мер по устранению выявленных нарушений в полном объеме.

Отчет принят Омутнинской районной Думой, решение № 7 от 27.02.2019