ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 11 о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета муниципального образования Шахровское сельское поселение Омутнинского района Кировской области за 2019 год»

  1. Основание проведения экспертно-аналитического мероприятия:

План работы Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района на 2020 год, утвержденный распоряжением председателя Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района от 19.12.2019 № 4 (п. 1.3).

 

  1. Цель экспертно-аналитического мероприятия:
  • установление законности, степени полноты и достоверности представленной бюджетной отчетности;
  • установление соответствия порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации;
  • установление соответствия фактического исполнения бюджета его плановым назначениям, установленным решением Шахровской сельской Думы, сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования Шахровское сельское поселение Омутнинского района Кировской области (далее – Шахровское сельское поселение);
  • оценка эффективности и результативности использования в отчетном году бюджетных средств.

 

  1. Предмет экспертно-аналитического мероприятия:

Документы, подтверждающие плановые и фактические объемы финансирования; нормативные правовые акты, регламентирующие операции с бюджетными средствами; платежные и иные первичные документы, подтверждающие получение и расходование бюджетных средств; бухгалтерская и иная отчетность.

 

  1. Объект экспертно-аналитического мероприятия: администрация Шахровского сельского поселения.

  1. Исследуемый период: 2019 год.

  1. Сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия: Экспертно-аналитическое мероприятие начато 14 апреля 2020 года, закончено 22 апреля 2020 года.

Экспертно-аналитическое мероприятие проведено консультантом Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района Новиковой Анной Александровной.

  1. Результаты экспертно-аналитического мероприятия:

 

7.1. Общая характеристика исполнения бюджета

Решением Шахровской сельской Думы от 21.12.2018 № 40 «О бюджете муниципального образования Шахровское сельское поселение Омутнинского района Кировской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» с последующими изменениями бюджет утвержден по доходам в сумме 2 436,5 тыс. рублей, по расходам в сумме 2 577,7 тыс. рублей, с дефицитом 141,2 тыс. рублей.

Согласно представленному отчету об исполнении бюджета за 2019 год доходная часть бюджета исполнена в сумме 2 441,9 тыс. рублей или на 100,2 %. Расходы бюджета составили 2 497,3 тыс. рублей или исполнены на 96,9 % от объема плановых назначений. Дефицит бюджета составил 55,4 тыс. рублей.

7.2. Анализ исполнения доходной части бюджета

 

В процессе исполнения бюджета 2019 года доходы по сравнению с первоначально утвержденными назначениями были увеличены на 75,7 тыс. рублей или на 3,2 %, в том числе по налоговым и неналоговым доходам увеличение составило 73,4 тыс. рублей или 19,9 %, по безвозмездным поступлениям увеличение составило 2,3 тыс. рублей или 0,1 %.

Доходная часть бюджета за 2019 год исполнена в сумме 2 441,9 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы поступили в объеме 447,2 тыс. рублей, безвозмездные поступления составили 1 994,7 тыс. рублей.

В сравнении с предыдущим 2018 годом поступления в бюджет поселения уменьшились на 163,1 тыс. рублей или на 6,3 %, в том числе по налоговым и неналоговым доходам увеличение составило 50,3 тыс. рублей (12,7 %), по безвозмездным поступлениям снижение составило 213,4 тыс. рублей (9,7 %). Анализ исполнения доходной части бюджета представлен в таблице 1.

Анализ исполнения доходной части бюджета за 2019 год представлен в Таблице 1.

Наименование показателя Уточненный план на 2019 год,
тыс. рублей
Исполнено за 2019 год,
тыс. рублей
Отклонение
к уточненному плану 2019 года,

тыс. рублей

Процент исполнения, %
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 441,8 447,2 5,4 101,2
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 333,5 338,8 5,3 101,6
Налог на доходы физических лиц 116,0 116,7 0,7 100,6
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 214,2 217,5 3,3 101,5
Налог на имущество физических лиц 1,0 2,3 1,3 230,0
Земельный налог 2,3 2,3 0,0 100,0
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 108,3 108,4 0,1 100,1
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении 65,4 65,5 0,1 100,2
Прочие доходы от компенсации затрат государства 42,9 42,9 0,0 100,0
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 1 994,7 1 994,7 0,0 100,0
Дотации 710,4 710,4 0,0 100,0
Субвенции 90,1 90,1 0,0 100,0
Иные межбюджетные трансферты 1 194,2 1 194,2 0,0 100,0
ИТОГО ДОХОДОВ 2 436,5 2 441,9 5,4 100,2

Налоговые и неналоговые доходы бюджета поступили в объеме 447,2 тыс. рублей или исполнены на 101,2 %. Увеличение объема налоговых поступлений в бюджет муниципального образования по сравнению с уточненным планом на 2019 год отмечается по налогу на имущество физических лиц на 1,3 тыс. рублей или на 230 % в связи с поступлением задолженности прошлых лет и по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации на 3,3 тыс. рублей или на 1,5 %.

В структуре налоговых и неналоговых доходов основными доходными источниками являются акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации (удельный вес составляет 48,6 % в общем объеме налоговых и неналоговых доходов) и налоги на доходы физических лиц (26,1 % в общем объеме налоговых и неналоговых поступлений).

Безвозмездные поступления составили 1 994,7 тыс. рублей и исполнены на 100,0 %.

Недоимка по налоговым доходам на 01.01.2020 составила 2,4 тыс. рублей. За 2019 год недоимка снизилась на 16,2 тыс. рублей  или на              87,0 %.

7.3. Анализ исполнения расходной части бюджета

Решением Шахровской сельской Думы от 21.12.2018 № 40 «О бюджете муниципального образования Шахровское сельское поселение Омутнинского района Кировской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» расходы бюджета были утверждены в сумме 2 360,8 тыс. рублей. Уточненный годовой план составил 2 577,7 тыс. рублей, что выше первоначально утвержденных плановых назначений на 216,9 тыс. рублей или на 9,2 %.

Исполнение по расходам за 2019 год составило 2 497,3 тыс. рублей или 96,9 % к бюджетным назначениям, предусмотренным сводной бюджетной росписью на 2019 год.

Расходы бюджета в 2019 году осуществлялись в рамках муниципальной программы «Развитие Шахровского сельского поселения на 2015-2020 годы» (далее – Муниципальная программа). На реализацию Муниципальной программы в 2019 году было предусмотрено средств в общем объеме 2 577,7 тыс. рублей. Кассовые расходы по Муниципальной программе составили 2 497,3 тыс. рублей или 96,9 % от плановых назначений. Информация о расходах на реализацию Муниципальной программы представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Расходы бюджета на реализацию Муниципальной программы

Наименование подпрограмм Предусмотрено подпрограммой (уточненный план),

тыс. рублей

Кассовые расходы,

тыс. рублей

Отклоне-ние, тыс. рублей Процент исполнения, %
Подпрограмма «Развитие муниципального управления на 2015 – 2020 годы» 1 360,0 1 335,9 -24,1 98,2
Подпрограмма «Дорожная деятельность на территории Шахровского сельского поселения на 2015-2020 годы» 230,0 218,0 -12,0 94,8
Подпрограмма «Благоустройство на территории Шахровского сельского поселения на 2015 – 2020 годы» 59,0 29,4 -29,6 49,8
Подпрограмма «Пожарная безопасность на территории Шахровского сельского поселения на 2015 – 2020 годы» 928,7 914,0 -14,7 98,4
Всего: 2 577,7 2 497,3 -80,4 96,9

Низкое исполнение расходов (49,8 %) сложилось по подпрограмме «Благоустройство на территории Шахровского сельского поселения на 2015 – 2020 годы».

 

7.4. Дефицит бюджета и источники финансирования дефицита бюджета

 

Дефицит бюджета Шахровского сельского за 2019 год составил 55,4 тыс. рублей при плановых назначениях 141,2 тыс. рублей. Источником финансирования дефицита бюджета является изменение  остатков средств на счетах по учету средств бюджета.

7.5. Результаты внешней проверки годового отчета  об исполнении бюджета

 

Согласно сопроводительному письму администрации Шахровского сельского поселения годовая бюджетная отчётность администрации Шахровского сельского поселения на бумажном носителе представлена в финансовое управление Омутнинского 28.02.2020, что не соответствует сроку представления бюджетной отчётности, установленному письмом финансового управления Омутнинского района от 20.12.2019 № 573-02-22 «О составе и сроках составления и представления бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности за 2019 год». Согласно пояснительной  записке специалиста 1 категории, финансиста-бухгалтера администрации Шахровского сельского поселения Галочкиной Э.М. годовая бюджетная отчетность в финансовое управление Омутнинского района в электронном виде представлена в установленные сроки 22.01.2020 (прилагается).

Перечень форм отчётов, включенных в состав бюджетной отчётности, соответствует требованиям пункта 11.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Инструкция № 191н).

При проверке годовой бюджетной отчетности администрации Шахровского сельского поселения за 2019 год установлено, что в нарушение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» по состоянию на 01.01.2020 неверно указана сумма кредиторской задолженности по счету 1.401.40 «Доходы будущих периодов» (учтена в бухгалтерском учете 180 200,0 рублей, следовало учесть 3 988 100,0 рублей). Отклонение составляет 3 807 900,0 рублей.

Соответственно, в нарушение Инструкции № 191н на 3 807 900,0 рублей занижены доходы будущих периодов в Отчете о финансовых результатах (ф. 0503121), Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), в Пояснительной записке (ф.0503160) и в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). Пояснительная записка специалиста 1 категории, финансиста-бухгалтера администрации Шахровского сельского поселения Галочкиной Э.М. прилагается.

В нарушение Инструкции № 191н администрацией Шахровского сельского поселения в Пояснительной записке (ф. 0503160) в разделе «Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности» не указаны причины  отклонений  от планового процента по доходам бюджета (в Сведениях об исполнении бюджета (ф.0503164)).

В нарушение Инструкции № 191н и в отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127):

  • в разделе 1 «Доходы бюджета» указаны неверные значения по графе 9 «Неисполненные назначения» по кодам дохода по бюджетной классификации: 18210000000000000000, 18210100000000000000, 18210102000010000110, 18210102010010000110, 18210600000000000000, 18210606000000000110, 18210606040000000110, 18210606043100000110;
  • в разделе 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» не заполнена графа 4 «Утвержденные бюджетные назначения».

В Пояснительной записке (ф. 0503160) используется неверная формулировка «профицит по смете», следовало — «профицит бюджета». Также отмечено низкое качество оформления Пояснительной записки (ф. 0503160): наличие орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок.

Наименования приложений № 1, № 2 к проекту решения Шахровской сельской Думы «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Шахровское сельское поселение Омутнинского района Кировской области за 2019 год» (далее – Проект решения Думы) не соответствуют наименованиям показателей, указанных в пунктах 1.1, 1.2 Проекта решения Думы.

 Приложение «Распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов за 2019 год» (наименование приложения неверное) к Проекту решения Думы не пронумеровано.

В нарушение приказа Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» в приложении 1 к Проекту решения Думы отсутствует итоговая строка по подгруппе кода доходов 113 «Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства».

  1. Выводы:

Доходная часть бюджета Шахровского сельского поселения исполнена на 100,2 %.

Расходы бюджета исполнены на 96,9 %. Расходы бюджета в 2019 году осуществлялись в рамках четырех подпрограмм муниципальной программы «Развитие Шахровского сельского поселения на 2015-2020 годы». Низкое исполнение расходов 49,8 % сложилось по подпрограмме «Благоустройство на территории Шахровского сельского поселения на 2015 – 2020 годы».

Дефицит бюджета Шахровского сельского поселения за 2019 год составил 55,4 тыс. рублей при плановых назначениях 141,2 тыс. рублей.

Вместе с тем, по результатам внешней проверки годового отчета выявлены нарушения при составлении бюджетной отчетности за 2019 год на общую сумму 3 807,9 тыс. рублей. Выявлено недостоверное отражение сумм на счетах бухгалтерского учета, повлекшие искажение бюджетной отчетности. Отмечено недостаточное качество составления Проекта решения и пояснительных записок к годовой отчетности.

Годовая бюджетная отчетность администрации Шахровского сельского поселения на бумажном носителе представлена в финансовое управление Омутнинского района с задержкой на 26 рабочих дней.

Пунктом 5 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом внешнего муниципального финансового контроля в представительный орган с одновременным направлением в местную администрацию. В нарушение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации пунктом 3 статьи 35 Положения о бюджетном процессе в Шахровском сельском поселении, утвержденном решением Шахровской сельской Думы от 09.12.2019 № 31, предусмотрено направление Контрольно-счетной комиссией Омутнинского района заключения на годовой отчет об исполнении бюджета только в администрацию Шахровского сельского поселения.