ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 16 о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета муниципального образования Залазнинское сельское поселение Омутнинского района Кировской области за 2019 год»

  1. Основание проведения экспертно-аналитического мероприятия:

План работы Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района на 2020 год, утвержденный распоряжением председателя Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района от 19.12.2019 № 4 (п. 1.3).

  1. Цель экспертно-аналитического мероприятия:
  • установление законности, степени полноты и достоверности представленной бюджетной отчетности;
  • установление соответствия порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации;
  • установление соответствия фактического исполнения бюджета его плановым назначениям, установленным решением Залазнинской сельской Думы, сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования Залазнинское сельское поселение Омутнинского района Кировской области (далее – Залазнинское сельское поселение);
  • оценка эффективности и результативности использования в отчетном году бюджетных средств.
  1. Предмет экспертно-аналитического мероприятия:

Документы, подтверждающие плановые и фактические объемы финансирования; нормативные правовые акты, регламентирующие операции с бюджетными средствами; платежные и иные первичные документы, подтверждающие получение и расходование бюджетных средств; бухгалтерская и иная отчетность.

  1. Объект экспертно-аналитического мероприятия: администрация Залазнинского сельского поселения.
  2. Исследуемый период: 2019 год.
  3. Сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия: экспертно-аналитическое мероприятие начато 28 апреля 2020 года, закончено 29 апреля 2020 года.

Экспертно-аналитическое мероприятие проведено консультантом Контрольно-счетной комиссии Омутнинского района Новиковой Анной Александровной.

  1. Результаты экспертно-аналитического мероприятия:

 

7.1. Общая характеристика исполнения бюджета

Решением Залазнинской сельской Думы от 21.12.2018 № 45 «Об утверждении бюджета муниципального образования Залазнинское сельское поселение Омутнинского района Кировской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» с последующими изменениями бюджет утвержден по доходам в сумме 4 386,7 тыс. рублей, по расходам в сумме 4 506,2 тыс. рублей, с дефицитом 119,5 тыс. рублей.

Согласно представленному отчету об исполнении бюджета за 2019 год доходная часть бюджета исполнена в сумме 4 449,5 тыс. рублей или на 101,4 %. Расходы бюджета составили 4 478,0 тыс. рублей или исполнены на 99,4 % от объема плановых назначений. Дефицит бюджета составил 28,5 тыс. рублей.

7.2. Анализ исполнения доходной части бюджета

В процессе исполнения бюджета 2019 года доходы по сравнению с первоначально утвержденными назначениями были увеличены на 283,5 тыс. рублей или на 6,9 %, в том числе по налоговым и неналоговым доходам увеличение составило 135,3 тыс. рублей или 10,9 %, по безвозмездным поступлениям увеличение составило 148,2 тыс. рублей или 5,2 %.

Доходная часть бюджета за 2019 год исполнена в сумме 4 449,5 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы поступили в объеме 1 433,9 тыс. рублей, безвозмездные поступления составили 3 015,6 тыс. рублей.

В сравнении с предыдущим 2018 годом поступления в бюджет поселения увеличились на 208,7 тыс. рублей или на 4,9 %, в том числе по налоговым и неналоговым доходам увеличение составило 106,8 тыс. рублей (8,0 %), по безвозмездным поступлениям рост составил 101,9 тыс. рублей (3,5 %). Анализ исполнения доходной части бюджета представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Анализ исполнения доходной части бюджета за 2019 год

Наименование показателя Уточненный план на 2019 год,
тыс. рублей
Исполнено за 2019 год,
тыс. рублей
Отклонение
к уточненному плану 2019 года,

тыс. рублей

Процент исполнения, %
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 1 371,1 1 433,9 62,8 104,6
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 1 327,9 1 388,0 60,1 104,5
Налог на доходы физических лиц 459,3 463,5 4,2 100,9
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 597,1 648,7 51,6 108,6
Налог на имущество физических лиц 159,5 161,8 2,3 101,4
Земельный налог 105,0 106,6 1,6 101,5
Государственная пошлина 7,0 7,4 0,4 105,7
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 43,2 45,9 2,7 106,2
Доходы, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества 27,2 24,1 -3,1 88,7
Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности 16,0 21,7 5,7 135,9
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 3 015,6 3 015,6 0,0 100,0
Дотации 1 025,5 1 025,5 0,0 100,0
Субвенции 90,1 90,1 0,0 100,0
Иные межбюджетные трансферты 1 870,0 1 870,0 0,0 100,0
Безвозмездные поступления от негосударственных организаций 30,0 30,0 0,0 100,0
ИТОГО ДОХОДОВ 4 386,7 4 449,5 62,8 101,4

Налоговые и неналоговые доходы бюджета поступили в объеме 1 433,9 тыс. рублей или исполнены на 104,6 %. По всем видам налоговых и неналоговых доходов плановые назначения выполнены, за исключением доходов, получаемых в виде арендной платы либо иной арендной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества (исполнение 88,7).

В структуре налоговых и неналоговых доходов основным доходным источником являются акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации (45,2 % в общем объеме налоговых и неналоговых доходов)  и налог на доходы физических лиц (32,3 % в общем объеме налоговых и неналоговых доходов).

Безвозмездные поступления составили 3 015,6 тыс. рублей и исполнены на 100,0 %.

В пояснительной записке к проекту решения Залазнинской сельской Думы «Об  утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Залазнинское сельское поселение Омутнинского района Кировской области за 2019 год» (далее – Проект решения Думы) отражена информация о недоимке за 2019 год. Фактически, в соответствии с информацией, передаваемой налоговыми органами в финансовое управление Омутнинского района на основании совместного приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 30 июня 2008 года № 65н / ММ‑3-1/295@ «Об утверждении периодичности, сроков и формы представления информации в соответствии с Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 № 410», указана сумма задолженности. Таким образом, в пояснительной записке неверно отражена сумма недоимки за 2019 год 38,8 тыс. рублей, следовало указать 36,0 тыс. рублей.

7.3. Анализ исполнения расходной части бюджета

Решением Залазнинской сельской Думы от 21.12.2018 № 45 «Об  утверждении бюджета муниципального образования Залазнинское сельское поселение Омутнинского района Кировской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» расходы бюджета были утверждены в сумме 4 103,2 тыс. рублей. Уточненный годовой план составил 4 406,2 тыс. рублей, что выше первоначально утвержденных плановых назначений на 403,0 тыс. рублей или на 9,8 %.

Исполнение по расходам за 2019 год составило 4 478,0 тыс. рублей или 99,4 % к бюджетным назначениям, предусмотренным сводной бюджетной росписью на 2019 год.

Расходы бюджета в 2019 году осуществлялись в рамках шести подпрограмм муниципальной программы «Развитие Залазнинского сельского поселения на 2016 – 2022 годы» (далее – Муниципальная программа). На реализацию Муниципальной программы в 2019 году было предусмотрено средств в общем объеме 4 506,2 тыс. рублей. Кассовые расходы по подпрограммам Муниципальной программы составили 4 478,0 тыс. рублей или 99,4 % от плановых назначений. Информация о расходах на реализацию подпрограмм  представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Расходы бюджета на реализацию подпрограмм Муниципальной программы Залазнинского сельского поселения в 2019 году

Наименование подпрограммы Предусмотрено подпрограммой (уточненный план),

тыс. рублей

Кассовые расходы,

тыс. рублей

Отклонение, тыс. рублей Процент исполнения, %
Развитие муниципального управления на 2016-2020 годы 2 707,0 2 695,8 -11,2 99,6
Развитие транспортной инфраструктуры Залазнинского сельского поселения на 2016 – 2020 годы 645,3 638,2 -7,1 98,9
Пожарная безопасность Залазнинского сельского поселения на 2016 – 2020 годы 908,9 908,1 -0,8 99,9
Энергосбережение повышение энергетической эффективности Залазнинского сельского поселения на 2016 – 2020 годы 180,1 173,1 -7,0 96,1
Благоустройство населенных пунктов Залазнинского сельского поселения на 2016 – 2020 годы 63,9 61,8 -2,1 96,7
Снижение напряженности на рынке труда Залазнинского сельского поселения на 2016 – 2020 годы 1,0 1,0 0,0 100,0
Всего: 4 506,2 4 478,0 -28,2 99,4

 

7.4. Дефицит бюджета и источники финансирования дефицита бюджета

Бюджет Залазнинского сельского поселения за 2019 год исполнен с дефицитом в сумме 28,5 тыс. рублей при запланированном дефиците – 119,5 тыс. рублей. Источником финансирования дефицита бюджета является изменение  остатков средств на счетах по учету средств бюджета.

7.5. Результаты внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета

Согласно сопроводительному письму администрации Залазнинского сельского поселения годовая бюджетная отчётность администрации Залазнинского сельского поселения на бумажном носителе представлена в финансовое управление Омутнинского района 28.02.2020, что не соответствует сроку представления бюджетной отчётности, установленному письмом финансового управления Омутнинского района от 20.12.2019 № 573-02-22 «О составе и сроках составления и представления бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности за 2019 год». Из пояснительной записки ведущего специалиста бухгалтера финансиста администрации Залазнинского сельского поселения Шутовой М.Н. следует, что годовая отчетность в электронном виде представлена в установленные сроки, то есть 22.01.2020. Пояснительная записка прилагается.

При проверке годовой бюджетной отчетности администрации Залазнинского сельского поселения за 2019 год установлено, что в нарушение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее – Инструкция 157н) по состоянию на 01.01.2020 неверно указана сумма кредиторской задолженности по счету 1.401.40 «Доходы будущих периодов» (учтена в бухгалтерском учете 180 200,0 рублей, следовало учесть 11 761 500,0 рублей). Отклонение составляет 11 581 300,0 рублей.

Соответственно, в нарушение Инструкции № 191н на 11 581 300,0 рублей занижены доходы будущих периодов в Отчете о финансовых результатах (ф. 0503121), Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), в Пояснительной записке (ф.0503160) и в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). Пояснительная записка ведущего специалиста бухгалтера финансиста администрации Залазнинского сельского поселения Шутовой М.Н. прилагается.

В нарушение Инструкции № 191н в Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127):

  • в разделе 1 «Доходы бюджета» указаны неверные значения по графе 9 «Неисполненные назначения» по кодам дохода по бюджетной классификации: 18210000000000000000, 18210100000000000000, 18210102000010000110, 91910000000000000000, 91911100000000000000;
  • на бумажном носителе отсутствует раздел 3 «Источники финансирования дефицита бюджета».

В Пояснительной записке (ф. 0503160) суммовые значения указаны в различных числовых форматах и с разным числом десятичных знаков после запятой.

В Пояснительной записке (ф. 0503160) неверно указан результат исполнения бюджета «профицит», следовало указать «дефицит».

Наименование приложения № 2 к Проекту решения Думы не соответствует наименованию показателя, указанного в пункте 1.2 Проекта решения Думы.

 

В приложении 5 к Проекту решения Думы:

  • неверно указана сумма, предусмотренная бюджетной росписью, на реализацию Муниципальной программы (указано 4 506,0 тыс. рублей, следовало указать 4 506,2 тыс. рублей);
  • неверно указана сумма кассовых расходов по подпрограмме «Развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования Залазнинское сельское поселение Омутнинского района Кировской области на 2016 – 2020 годы (указано 6 638,2 тыс. рублей, следовало указать 638,2 тыс. рублей).

В пояснительной записке к проекту решения Думы неверно указана сумма дефицита бюджета за 2019 год – 119,5 тыс. рублей, следовало указать 28,5 тыс. рублей.

Также отмечено низкое качество оформления пояснительной записки к Проекту решения Думы: наличие орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок.

  1. Выводы:

Доходная часть бюджета Залазнинского сельского поселения исполнена на 104,4 %.

Расходы бюджета исполнены на 99,4 %. Расходы бюджета в 2019 году осуществлялись в рамках муниципальной программы «Развитие Залазнинского сельского поселения на 2016 – 2022 годы».

Дефицит бюджета составил 28,5 тыс. рублей при запланированном дефиците в сумме 119,5 тыс. рублей.

По результатам внешней проверки годового отчета выявлены нарушения при составлении бюджетной отчетности за 2019 год на общую сумму 11 581,3 тыс. рублей. Выявлено недостоверное отражение сумм на счетах бухгалтерского учета, повлекшие искажение бюджетной отчетности. Отмечено недостаточное качество составления Проекта решения и пояснительных записок к годовой отчетности.

Пунктом 5 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом внешнего муниципального финансового контроля в представительный орган с одновременным направлением в местную администрацию. В нарушение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации пунктом 3 статьи 35 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Залазнинское сельское поселение Омутнинского района Кировской области, утвержденного решением Залазнинской сельской Думы от 19.12.2019 № 49, не предусмотрено представление Контрольно-счетной комиссией Омутнинского района заключения на отчет об исполнении бюджета поселения в представительный орган.