ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 9 на отчет об исполнении бюджета муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за 2020 год

г. Омутнинск                                                                                  8 апреля 2021 года

 

  1. Общие положения

Заключение на Отчет об исполнении бюджета муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за 2020 год (далее – отчет об исполнении бюджета муниципального района) подготовлено в соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 41 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Омутнинский муниципальный район Кировской области, утвержденного решением Омутнинской районной Думы от 11.12.2013 № 79 (далее – Положение о бюджетном процессе) и статьи 6.1 Положения о Контрольно-счетной комиссии муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, утвержденного решением Омутнинской районной Думы от 14.11.2011 № 99.

Заключение на отчет об исполнении бюджета муниципального района подготовлено на основании отчета об исполнении бюджета муниципального района за 2020 год, составленного финансовым управлением Омутнинского района, годовых отчетов о ходе реализации муниципальных программ Омутнинского района, с учетом результатов внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

Отчет об исполнении бюджета муниципального района за 2020 год представлен администрацией Омутнинского района в Контрольно-счетную комиссию Омутнинского района 31 марта 2021 года или в срок, установленный статьей 41 Положения о бюджетном процессе.

Перечень документов и материалов, представленных одновременно с отчетом об исполнении бюджета муниципального района, соответствует требованиям статьи 264.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 45 Положения о бюджетном процессе.

Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета муниципального района проведена с 01 апреля 2021 года по 8 апреля 2021 года.

 

  1. Общая характеристика исполнения бюджета муниципального района

Решением Омутнинской районной Думы от 18.12.2020 № 59 «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный района Кировской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» первоначально объем доходов на 2020 год  утвержден в сумме 703 012,1 тыс. рублей, расходов — в сумме 703 812,1 тыс. рублей,  дефицит бюджета предусмотрен в сумме 800,0 тыс. рублей.

Основные характеристики бюджета муниципального района корректировались 7 раз. В результате уточненные плановые назначения доходов бюджета муниципального района в сравнении с первоначально установленными показателями были увеличены на 90 150,4  тыс. рублей или на 12,8 %; расходов — на 101 292,9 тыс. рублей или на 14,4 %; дефицит увеличен на 11 142,5 тыс. рублей (в 2,9 раза).

Внесение изменений в бюджет муниципального района было обусловлено корректировкой расходов бюджета за счет остатков средств, образовавшихся на начало отчетного года, уточнением объема областных средств и средств поселений, фактическим поступлением в течение года налоговых и неналоговых доходов относительного первоначально запланированных объемов и перераспределением ассигнований между главными распорядителями средств бюджета муниципального района.

Основные показатели бюджета района за 2020 год представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателей Первоначаль-

ный план,

тыс. рублей

Уточненный

план

(в соотве-тствии

со сводной бюджетной росписью по расходам),

тыс. рублей

Факт,

тыс. рублей

Исполнение к

уточненно-му плану,

%

Исполнение

к

первона-чальному

плану,

%

1. Доходы – всего, из них: 703 012,1 793 162,5 783 314,6 98,8 111,4
Налоговые и неналоговые доходы 261 167,7 267 918,7 261 110,2 97,5 100,0
Безвозмездные поступления 441 844,4 525 243,8 522 204,5 99,4 118,2
2. Расходы* 703 812,1 805 105,0 785 655,0 97,6 111,6
3. Дефицит* 800,0 11 942,6 2 340,3 19,6 рост в

2,9 раза

* незначительные расхождения между суммой слагаемых и приведенными итогами объясняются округлением данных

 

Доходы бюджета муниципального района поступили в объеме                     783 314,6 тыс. рублей или исполнены на 98,8 % от уточненного плана и на 111,4 % от первоначального плана. Расходы бюджета составили 785 655,0 тыс. рублей или исполнены на 97,6 % от уточненных  плановых  назначений и на 111,6 % от первоначальных плановых назначений. Дефицит бюджета составил 2 340,3 тыс. рублей или меньше уточненных плановых назначений на 9 602,1 тыс. рублей (на 80,4 %).

 

  1. Исполнение доходной части бюджета муниципального района за 2020 год

В процессе исполнения бюджета в 2020 году доходы в сравнении с первоначальными плановыми назначениями были увеличены на 90 150,4 тыс. рублей или на 12,8 %, в том числе по налоговым и неналоговым доходам увеличение составило 6 751,0 тыс. рублей или на 2,6 %, по безвозмездным поступлениям увеличение на 83 399,4 тыс. рублей или на 18,9 %.

Доходная часть бюджета за 2020 год исполнена в сумме 783 314,6 тыс. рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам в объеме 261 110,1 тыс. рублей, по безвозмездным поступлениям – 522 204,5 тыс. рублей.

Основные показатели исполнения доходов бюджета муниципального района за 2020 год в сравнении с показателями за 2019 год представлены в таблице 2.

Таблица 2

Наименование

показателей

Исполнено, тыс. рублей Откло-нение (+,-), тыс. рублей Процент исполнения (%) Прирост (снижение) в 2020 году к 2019  году (%)
2019 год 2020 год 2019 год 2020 год
Налоговые и неналоговые доходы – всего, в том числе: 257 007,1 261 110,1 4 103,0 100,2 97,5 +1,6
— Налоговые доходы 191 279,5 205 149,4 13 869,9 99,6 101,3 +7,3
— Неналоговые доходы 65 727,6 55 960,7 -9 766,9 102,2 85,5 -14,9
Безвозмездные поступления 447 213,9 522 204,5 74 990,6 99,7 99,4 +16,8
Всего доходов 704 221,0 783 314,6 79 093,6 99,9 98,8 +11,2

 

В сравнении с 2019 годом поступления доходов в бюджет муниципального района в отчетном году увеличилсись на 79 093,6 тыс. рублей или на 11,2 %, в том числе по налоговым и неналоговым доходам на 4 103,0 тыс. рублей (на 1,6 %), по безвозмездным поступлениям на 74 990,6 тыс. рублей (на 16,8 %).

Анализ исполнения основных налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района за 2020 год представлен в таблице 3.

Таблица 3

Наименование показателей Уточнен-

ный план на 2020 год, тыс. рублей

Исполнено за 2020 год, тыс. рублей Процент

исполне-

ния,

%

Исполнено за 2019 год, тыс. рублей Прирост (снижение) поступлений в 2020 году к 2019 году
тыс. рублей %
Налоговые доходы всего,

в том числе:

202 477,7 205 149,4 101,3 191 279,5 13 869,9 +7,3
Налог на доходы физических лиц 112 433,3 114 411,9 101,8 103 126,1 11 285,8 +10,9
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты 3 935,0 3 513,6 89,3 3 823,7 -310,1 -8,1
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 61 360,0 62 305,0 101,5 53 852,6 8 452,4 +15,7
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 12 160,0 12 191,5 100,3 13 811,0 -1 619,5 -11,7
Единый сельскохозяйственный налог 0 -12,0 135,6 -147,6 -108,8
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 1 285,0 1 390,4 108,2 1740,0 -349,6 -20,1
Налог на имущество организаций 7 794,4 7 805,3 100,1 11 194,1 -3 388,8 -30,3
Государственная пошлина 3 510,0 3 543,7 101,0 3 596,3 -52,6 -1,5
Неналоговые доходы всего, в том числе: 65 441,0 55 960,7 85,5 65 727,6 -9 766,9 -14,9
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности 8 989,2 9 084,8 101,1 8 304,8 780,0 +9,4
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 694,5 695,3 100,1 925,5 -230,2 -24,9
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 48 447,0 38 699,8 79,9 48 420,6 -9 720,8 -20,1
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 270,1 276,9 102,5 400,1 -123,2 -30,8
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 2 679,4 2 839,3 106,0 7 655,4 -4 816,1 -62,9
Прочие неналоговые доходы 4 360,8 4 364,7 100,1 21,3 4 343,4 рост в 204,9 раза

 

Налоговые доходы за 2020 год поступили в сумме
205 149,4 тыс. рублей или исполнены на 101,3 % к годовым назначениям. Доля налоговых доходов в общем объеме доходов составила 26,2 %. В структуре налоговых доходов в 2020 году наибольший удельный вес занимают поступления налога на доходы физических лиц (55,8 %)  и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (30,4 %).

Поступления налоговых доходов к уровню 2019 года увеличились на 13 869,9 тыс. рублей или на 7,3 %. На рост объема налоговых доходов повлияло увеличение поступлений налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) к уровню 2019 года на 11 285,8 тыс. рублей или на 10,9 % в результате увеличения уровня заработной платы (рост среднемесячной заработной платы работников по крупным и средним предприятиям за 2020 год к 2019 году составил 107,0 %). Поступления НДФЛ составили 114 411,9 тыс. рублей или исполнены на 101,8 % к уточненным плановым назначениям.

Также с ростом к уровню 2019 года поступил налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Объемы поступлений увеличились на 8 452,4 тыс. рублей или на 15,7 % в связи с привлечением авансовых платежей налога в течение года и переходом налогоплательщиков на данную систему налогообложения ввиду отмены единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В то же время отмечается снижение поступлений к уровню 2019 года по следующим видам налоговых доходов:

— Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты снизились на 310,1 тыс. рублей или на 8,1 % в связи с дестабилизацией на рынке нефтепродуктов. Поступления за 2020 год составили 3 513,6 тыс. рублей или исполнены на 89,3 % к годовым назначениям.

— По единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности снижение к 2019 году составило 1 619,5 тыс. рублей или 11,7 % в связи с уменьшением количества налогоплательщиков в результате отмены данного специального налогового режима с 01.01.2021 и переходом налогоплательщиков на другие системы налогообложения. Поступило налога в объеме 12 191,5 тыс. рублей, исполнение составило 100,3 % к годовому плану.

— По единому сельскохозяйственному налогу снижение к поступлениям за 2019 год составило 147,6 тыс. рублей в результате возврата налога ООО «Агрофирма Осокино».

— Поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, уменьшились на 349,6 тыс. рублей или на 20,1 % в связи с уменьшением количества индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения. В отчетном году поступило 1 390,4 тыс. рублей или исполнение составило 108,2 %.

— По налогу на имущество организаций снижение поступлений составило 3 388,8 тыс. рублей или 30,3 % в связи с уточнением налоговой декларации АО «ОМЗ» за 2019 год. За отчетный период поступило налога в сумме 7 805,3 тыс. рублей, исполнение годового плана составило 100,1%.

— Поступление государственной пошлины за 2020 год к уровню 2019 года снизилось на 52,6 тыс. рублей или на 1,5 % в результате уменьшения количества рассматриваемых дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, а также количества совершаемых нотариальных действий. Поступило государственной пошлины в сумме 3 543,7 тыс. рублей, исполнение годового плана составило 101,0 %.

Неналоговые доходы за 2020 год поступили в объеме 55 960,7 тыс. рублей или исполнены на 85,5 % к уточненным назначениям. Удельный вес неналоговых доходов составляет 7,1 % в общем объеме доходов.

В сравнении с поступлениями за 2019 год снижение составило 9 766,9 тыс. рублей или на 14,9 %.

На уменьшение поступлений объема неналоговых доходов повлияло снижение следующих доходов:

— платы за негативное воздействие на окружающую среду на 230,2 тыс. рублей или на 24,9 % в связи с ростом задолженности;

— доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 9 720,8 тыс. рублей или на 20,1 % в связи с введением ограничительных мер по посещению детьми детских дошкольных и общеобразовательных учреждений в период распространения коронавирусной инфекции и обеспечением бесплатным горячим питанием обучающихся 1-4 классов за счет средств федерального бюджета;

— доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 123,2 тыс. рублей или 30,8 % в связи с уменьшением количества объектов проданного имущества;

— штрафов, санкций, возмещение ущерба на 4 816,1 тыс. рублей или на 62,9 %, что обусловлено изменениями с 01.01.2020 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок зачисления доходов в тот бюджет, из которого осуществляется финансовое обеспечение органа, налагающего штраф.

В то же время отмечается увеличение к уровню 2019 года поступлений доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на 780,0 тыс. рублей или на 9,4 % в результате уплаты арендных  платежей по договору с АО «Газпром газораспределение Киров»; по прочим неналоговым доходам рост на 4 343,4 тыс. рублей или в 204,9 раза ввиду поступления гарантии исполнения муниципального контракта от МХО ООО «Транспортник».

Совокупная сумма недоимки по налоговым доходам и задолженности по неналоговым платежам в бюджет муниципального района по состоянию на 01.01.2021 составила 4 059,2 тыс. рублей, в том числе недоимка по налоговым доходам – 1 874,4 тыс. рублей, задолженность по неналоговым доходам — 2 184,8 тыс. рублей.

Наибольшую сумму недоимки по налоговым доходам составляет недоимка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в  сумме 946,7 тыс. рублей, по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 734,6 тыс. рублей.

В общей сумме задолженности по неналоговым доходам наибольшую сумму составляет задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, в сумме 2 117,3 тыс. рублей.

За 2020 год недоимка по налоговым доходам снизилась на 715,7 тыс. рублей или на 15,0 %. Наибольшее снижение сложилось по НДФЛ на 367,6 тыс. рублей (на 79,7 %), по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 131,4 тыс. рублей (на 15,2 %) и по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, на 91,0 тыс. рублей (на 93,8 %).

Сложился незначительный рост по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 2,3 тыс. рублей (на  0,2 %) и по налогу на имущество организаций на 0,3 тыс. рублей (на 0,3 %).

Задолженность по неналоговым доходам снизилась на 128,3 тыс. рублей  или на 5,5 %, в том числе задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, на 74,3 тыс. рублей или на                              3,4 %; по доходам от сдачи в аренду имущества, составляющего казну муниципального района, на 54,2 тыс. рублей или на 45,2 % и по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления муниципальных районов и созданных ими учреждений, на            0,7 тыс. рублей (на 100,0 %).

В то же время увеличилась задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы, а также средствам от продажи права по заключению договоров аренды за земли, находящиеся в собственности муниципального района, на 0,9 тыс. рублей или на 90,0 %.

В структуре доходов безвозмездные поступления в бюджете муниципального района за 2020 год занимают 66,7 %. Их объем составил
522 204,5 тыс. рублей (исполнение 99,4 % от плановых назначений), в том числе из областного бюджета поступило 517 252,2 тыс. рублей (99,4 % от годовых плановых назначений), из бюджетов поселений – 6 828,5 тыс. рублей (исполнение 100,0 %).

В сравнении с 2019 годом объем безвозмездных поступлений увеличился на 79 093,6 тыс. рублей или на 11,2 %.

Показатели исполнения безвозмездных поступлений за 2020 год представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели Уточненный план на 2020 год,

тыс. рублей

Исполнено за 2020 год,

тыс. рублей

Процент исполне-ния, %
Безвозмездные поступления всего, в том числе: 525 243,8 522 204,5 99,4  
Дотации 64 479,4 64 479,4 100,0  
Субсидии 152 746,5 150 680,7 98,6
Субвенции 275 893,0 275 005,8 99,7  
Иные межбюджетные трансферты 33 970,4 33 914,9 99,8  
Поступления от денежных пожертвований, предоставляемых негосударственными организациями получателям средств бюджетов муниципальных районов 123,5 123,5 100,0  
Прочие безвозмездные поступления 22,5 22,5 100,0  
Возврат остатков субсидий и субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджета муниципального района -1 991,5 -2 022,3 101,5  

 

В общем объеме безвозмездных поступлений дотации составили 64 479,4 тыс. рублей (исполнение 100,0 %), субсидии – 150 680,7 тыс. рублей (исполнение 98,6 %), субвенции 275 005,8 тыс. рублей (исполнение 99,7 %), иные межбюджетные трансферты – 33 914,9 тыс. рублей (исполнение                   99,8 %).

Поступления от денежных пожертвований составили 123,5 тыс. рублей (100,0 % от плановых назначений), прочие безвозмездные поступления – 22,5 тыс. рублей (100,0 %), возвращено остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджета муниципального района в сумме 2 022,3 тыс. рублей (101,5 %).

 

  1. Исполнение расходной части бюджета муниципального района за 2020 год

В ходе исполнения бюджета муниципального района в 2020 году общий объем расходов увеличен на 101 292,9 тыс. рублей или на 14,4 % и уточненные  плановые назначения составили 805 105,0 тыс. рублей.

По итогам отчетного года расходная часть бюджета исполнена в объеме 785 655,0 тыс. рублей или на 97,6 % от уточненных бюджетных назначений по сводной бюджетной росписи.

Отраслевая структура расходов бюджета муниципального района в 2020 году представлена в таблице 5.

Таблица 5

Наименование расхода Раздел Уточненный план

на 2020 год,

тыс. рублей

Исполнено за 2020 год,

тыс. рублей

Процент исполне-

ния,

%

Доля,

%

ВСЕГО РАСХОДОВ 00 805 105,0 785 655,0 97,6 100,0
Общегосударственные вопросы 01 61 335,7 60 929,3 99,3 7,8
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 03 1 824,2 1 796,2 98,5 0,2
Национальная экономика 04 43 835,0 41 512,9 94,7 5,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 05 1 350,6 1 205,4 89,2 0,15
Охрана окружающей среды 06 2 625,0 1 989,7 75,8 0,25
Образование 07 514 969,1 500 452,6 97,2 63,7
Культура, кинематография 08 81 402,1 81 295,2 99,9 10,3
Здравоохранение 09 571,1 571,1 100,0 0,1
Социальная политика 10 32 576,0 31 874,0 97,9 4,1
Физическая культура и спорт 11 26 805,4 26 642,8 99,4 3,4
Обслуживание государственного и муниципального долга 13 16 138,0 16 062,2 99,5 2,0
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 14 21 672,8 21 323,6 98,4 2,7

 

В общем объеме расходов основную долю занимают расходы социальной направленности – 81,6 %, в том числе на образование направлено 63,7 % от общего объема расходов бюджета, на культуру 10,3 %, на здравоохранение             0,1 %, на социальную политику 4,1 %, на физическую культуру и спорт 3,4 %.

Значительный удельный вес в объеме расходов занимают также расходы на общегосударственные вопросы — 7,8 %, на национальную экономику (в том числе сельское хозяйство, водное хозяйство, транспорт и дорожное хозяйство) — 5,3 %.

По сравнению с 2019 годом объем расходов увеличился на  69 237,1 тыс. рублей или на 9,7 %.

 

В 2020 году на территории Омутнинского района осуществлялась реализация мероприятий в рамках 3 национальных проектов.

Общие данные о реализации национальных проектов за 2020 год представлены в таблице 6.

Таблица 6

Наименование направления реализации национального проекта Уточненный план

на 2020 год, тыс. рублей

Исполнение за 2020 год,

тыс. рублей

Процент исполнения, %
Всего в том числе: Всего в том числе: Всего в том числе:
за счет целевых средств за счет средств бюджета района за счет целевых средств за счет средств бюджета района за счет целевых средств за счет средств бюджета района
«Культура» 5 164, 2 4 899,2 265,0 5 164, 2 4 899,2 265,0 100,0 100,0 100,0
«Экология» 2 618,0 2 618,0 0 1 982,7 1 982,7 0 75,7 75,7 0
«Демография» 3 419,4 3 364,8 54,6 3 418,5 3 364,7 53,8 100,0 100,0 98,5
Итого: 11 201,6 10 882,0 319,6 10 565,4 10 246,6 318,8 94,3 94,2 99,7

 

Всего в 2020 году в бюджете муниципального района на реализацию национальных проектов предусмотрено финансирование в общей сумме
11 201,6 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета и областного бюджета составили 10 882,0 тыс. рублей, средства бюджета муниципального района – 319,6 млн. рублей.

За отчетный период кассовые расходы по национальным проектам составили 10 565,4 тыс. рублей или 94,3 % от уточненного плана, в том числе за счет средств федерального бюджета и областного бюджета 10 246,6 тыс. рублей (94,2 %), бюджета муниципального района 318,8 тыс. рублей (99,7 %).

В рамках национальных проектов в 2020 году реализованы следующие основные мероприятия:

  • По национальному проекту «Культура» в 2020 году МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Омутнинска оснащена музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами на сумму 5 164,2 тыс. рублей.
  • По национальному проекту «Экология» в рамках федерального проекта «Чистая страна» были выполнены мероприятия по разработке проектной документации и проверке смет по рекультивации свалки в г. Омутнинске на сумму 1 982,7 тыс. рублей.
  • По национальному проекту «Демография» в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» объекты спортивной инфраструктуры оснащены спортивно-технологическим оборудованием на сумму 2 928,0 тыс. рублей и на 490,5 тыс. рублей приобретены спортивные ботинки, лыжи-роллеры и лыжи для спортивных школ.

 

Исполнение бюджета муниципального района в 2020 году осуществлялось по 7 муниципальным программам. Объем расходов бюджета муниципального района, включенный в муниципальные программы, составил 784 355,2 тыс. рублей или 97,6 % от общего объема расходов бюджета муниципального района.

При уточненном запланированном объеме расходов в рамках муниципальных программ в размере 803 805,3 тыс. рублей профинансированы расходы в сумме 784 355,2 тыс. рублей или исполнение составило 97,6 %.

Расходы бюджета муниципального района в 2020 году в разрезе муниципальных  программ представлены в таблице 7.

 

Таблица 7

Наименование муниципальной программы Уточнен-ный план на 2020 год, тыс. рублей Исполнено за 2020 год, тыс. рублей Процент исполне-ния,  

%

Не исполнено, тыс. рублей
«Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами на территории Омутнинского района Кировской области» 44 767,9 42 767,3 95,5 2 000,6
«Развитие образования Омутнинского района Кировской области» 507 169,3 491 986,9 97,0 15 182,4
«Развитие культуры Омутнинского района Кировской области» 112 271,2 112 160,6 99,9 110,6
«Развитие физической культуры и спорта, реализация молодежной политики Омутнинского района Кировской области» 29 908,8 29 717,2 99,4 191,6
«Управление муниципальными финансами и регулирование межбюджетных отношений в Омутнинском районе Кировской области» 60 000,7 58 725,4 97,9 1 275,3
«Развитие муниципального управления Омутнинского района Кировской области» 49 385,9 48 696,3 98,6 689,6
«Поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций в Омутнинском районе» 301,5 301,5 100,0 0
Всего расходов 803 805,3 784 355,2 97,6 19 450,1

 

Низкое исполнение расходов от утвержденных плановых назначений сложилось по муниципальной программе «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами на территории Омутнинского района Кировской области» — 95,5 %, не профинансированы расходы в сумме 2 000,6 тыс. рублей (в том числе расходы на мероприятие «Дорожная деятельность  в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района» в сумме 1 899,2 тыс. рублей в связи с неоплатой счетов за содержание дорог за декабрь 2020 года (оплата работ произведена в 2021 году)).

По муниципальной программе «Развитие образования Омутнинского района Кировской области» исполнение 97,0 %, не профинансировано 15 182,4 тыс. рулей (в том числе мероприятия «Развитие системы дошкольного  образования» на 9 603,1 тыс. рублей и «Организация предоставления общедоступного и бесплатного  дошкольного, начального общего, среднего общего образования по основным  общеобразовательным программам» в сумме 4 396,0 тыс. рублей).

Не выполнено 19 целевых показателей оценки эффективности реализации муниципальных программ 3 исполнителями (администрация Омутнинского района, УМИ и ЗР Омутнинского района и Управление культуры Омутнинского района).

 

Расходы по непрограммным мероприятиям за 2020 год составили 1 299,7 тыс. рублей или исполнены на 100,0 % от уточненного плана. К расходам, направленным на мероприятия, не вошедшие в программы,  отнесены расходы на финансовое обеспечение  деятельности Омутнинской районной Думы.

 

  1. Дефицит бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета

По итогам 2020 года при планируемом дефиците бюджета в сумме 11 942,5 тыс. рублей дефицит бюджета составил 2 340,3 тыс. рублей или меньше на 9 602,2 тыс. рублей (на 80,4 %). Уменьшение фактически сложившегося дефицита обусловлено, в основном, неисполнением расходной части бюджета (97,6 %).

Источниками финансирования дефицита бюджета являлись кредиты кредитных организаций.

 

  1. Муниципальный долг Омутнинского района. Расходы на обслуживание муниципального долга

По состоянию на 01.01.2021 муниципальный долг Омутнинского района составил 203 800,0 тыс. рублей или на 6 000,0 тыс. рублей (на 3,0 %) больше аналогичного показателя на 01.01.2020.

Фактический объем муниципального долга не превысил предельных параметров, установленных статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации (составил 78,1 % от фактического годового объема доходов бюджета муниципального района без учета безвозмездных поступлений).

Структура муниципального долга на начало и конец 2020 года приведена в таблице 8:

Таблица 8

Долговые обязательства На 01.01.2020 На 01.01.2021
тыс. рублей удельный вес, % тыс. рублей удельный вес, %
Муниципальный долг, всего 197 800,0 100,0 203 800,0 100,0
в том числе:        
Кредиты кредитных организаций 195 300,0 98,7 203 800,0 100,0
Бюджетные кредиты 2 500,0 1,3 0 0

 

В структуре муниципального долга в 2020 году произошли изменения. Обязательств перед областным бюджетом по состоянию на 01.01.2021 не стало. Объем кредитов кредитных организаций составил 203 800,0 тыс. рублей  или увеличился на 8 500,0 тыс. рублей (на 4,4 %).

В нарушение статьи 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2020 году превышен предельный объем муниципальных заимствований на 3 659,7 тыс. рублей (общая сумма привлечения средств превышает общую сумму средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета и объемов погашения долговых обязательств муниципального образования).

 

Расходы на обслуживание муниципального долга составили                        16 062,2 тыс. рублей или 3,1 % от фактического объема расходов бюджета муниципального района за 2020 год за исключением объема расходов, которые осуществлялись за счет субвенций, то есть в пределах допустимого объема расходов на обслуживание муниципального долга (15,0 %), установленных  статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На обслуживание кредитов коммерческих банков в 2020 году направлено 16 060,0 тыс. рублей, на обслуживание кредитов, предоставленных из областного бюджета, — 2,2 тыс. рублей.

В 2020 году в сравнении с 2019 годом отмечается увеличение расходов бюджета муниципального района на обслуживание муниципального долга Омутнинского района на 645,3 тыс. рублей или на 4,2 % в результате увеличения объема кредитов кредитных организаций. Расходы на обслуживание муниципального долга произведены своевременно и в полном объеме.

 

  1. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности бюджета муниципального района за 2020 год

Дебиторская задолженность бюджета муниципального района на 01.01.2021 составила  862 636,0 тыс. рублей и возросла в сравнении с началом года на 293 891,6 тыс. рублей или на 51,7 %. Основной причиной роста дебиторской задолженности является отражение в бухгалтерском учете  в 2020 году межбюджетных трансфертов, предусмотренных  на 2021-2022  годы, в полном объеме (суммы межбюджетных трансфертов, подлежащих поступлению в бюджет муниципального района в плановом периоде,  в 2019 году были отражены не в полном объеме).

В общей сумме дебиторской задолженности объем просроченной дебиторской задолженности составил 3 566,3 тыс. рублей (в том числе: 3 000,5 тыс. рублей — по доходам от сдачи в аренду имущества; 565,3 тыс. рублей – за найм жилых помещений, предоставляемых  детям-сиротам; 0,6 тыс. рублей – по доходам от возмещения ущерба имуществу) по УМИ и ЗР Омутнинского района.

Кредиторская задолженность бюджета муниципального района  по состоянию на 01.01.2021 составила 39 695,5 тыс. рублей и снилась в сравнении с задолженностью на начало 2020 года на 382,0 тыс. рублей (на 1,0%). Основную долю задолженности составляет задолженность по заработной плате за декабрь 2020 года 6 500,6 тыс. рублей; задолженность по коммунальным услугам 7 416,2 тыс. рублей; по приобретению материальных запасов (в том числе продуктов питания) 6 220,4 тыс. рублей; задолженность по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды 16 526,8 тыс. рублей.

Кроме того, начислены доходы будущих периодов в  сумме 854 037,2 тыс. рублей и резервы предстоящих расходов в сумме 4 076,6 тыс. рублей.

Просроченная кредиторская задолженность бюджета муниципального района согласно годовой отчетности отсутствует.

 

  1. Результаты внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального района

Годовой отчет об исполнении бюджета муниципального района за 2020 год, а также представленные одновременно с ним иные формы бюджетной отчетности по составу форм соответствуют требованиям бюджетного законодательства, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н.

 

  1. Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2020 год

Контрольно-счетной комиссией Омутнинского района проведена внешняя проверка составления годовых отчетов за 2020 год 7 главных администраторов средств бюджета муниципального района.

Годовая бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств за 2020 год представлена в финансовое управление Омутнинского района в электронном виде и на бумажных носителях в установленный финансовым органом срок.

В ходе проведения экспертно-аналитических мероприятий установлены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации; Федерального закона № 402-ФЗ О бухгалтерском учете»; Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н; Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н; Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н; Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н; Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

Всего в ходе проверки годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств установлено 58 нарушений на сумму 180,6 тыс. рублей, в том числе:

  • несоответствие форм отчетности Главной книге в сумме 24,6 тыс. рублей (Управление образования Омутнинского района);
  • не отражение просроченной кредиторской задолженности в сумме 122,8 тыс. рублей (УМИ и ЗР Омутнинского района);
  • недостоверное отражение отдельных показателей отчетности в части бюджетных назначений в форме 0503127 в сумме 32,6 тыс. рублей (Управление культуры Омутнинского района);
  • отражение кредиторской задолженности по доходам по несоответствующему коду бюджетной классификации в сумме 0,6 тыс. рублей (УМИ и ЗР Омутнинского района);
  • недостаточное качество составления пояснительных записок к годовой отчетности — не в полном объеме раскрываются факты хозяйственной деятельности субъектов отчетности, неточное отражение данных, указанных в формах отчета (19 нарушений);
  • другие нарушения ведения бюджетного учета и составления отчетности (16 нарушений);
  • неисполнение 19 целевых показателей оценки эффективности реализации муниципальных программ (администрация Омутнинского района, УМИ и ЗР Омутнинского района и Управление культуры Омутнинского района).

Не сформированы резервы предстоящих расходов на оплату отпусков в учреждениях образования. Данные нарушения были отмечены также при внешней проверке годовой бюджетной отчетности Управления образования Омутнинского района за 2019 год.

Выявленные нарушения привели к искажению форм бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, установленных Инструкцией  № 191н, в том числе:

  • Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
  • Пояснительной записки (ф. 0503160);
  • Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).

Допущенные искажения форм годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств привели к искажению показателей сводной отчетности бюджета муниципального района за 2020 год.

Кроме того, установлено 93 случая неэффективного использования бюджетных средств в виде оплаты необоснованных авансовых платежей, штрафов, пени и других экономических санкций в общей сумме 302,9 тыс. рублей (администрация Омутнинского района, УМИ и ЗР Омутнинского района, Управление культуры Омутнинского района, Управление образования Омутнинского района).

По результатам проведения годовой инвентаризации отмечены многочисленные нарушения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49. Не проведена инвентаризация остатков на счетах бухгалтерского учета на общую сумму         9 635,2 тыс. рублей (без учета учреждений, подведомственных Управлению образования).

 

  1. Выводы

Проект решения Омутнинской районной Думы «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Омутнинский муниципальный район  Кировской области за 2020 год» (далее – проект решения) подготовлен в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе.

Текстовые статьи проекта решения соответствуют значениям, отраженным в приложениях к нему.

Показатели исполнения бюджета муниципального района, отраженные в  проекте решения, соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.01.2021.

Исполнение бюджета за 2020 год составило: по доходам 783 314,6 тыс. рублей (98,8 % от уточненного плана), по расходам 785 655,0 тыс. рублей (97,6 %). Дефицит сложился в сумме 2 340,3 тыс. рублей.

Главным администратором доходов бюджета муниципального района —   Управлением образования Омутнинского района не обеспечено выполнение плановых показателей  по поступлению доходов от оказания платных услуг (исполнение 78,2 %).

По состоянию на 01.01.2021 муниципальный долг Омутнинского района  составил 203 800,0 тыс. рублей или на 3,0 % больше аналогичного показателя на начало 2020 года. На высоком уровне остаются расходы на обслуживание муниципального долга Омутнинского района (16 062,2 тыс. рублей).

Вместе с тем предельные объемы муниципального долга и расходов на обслуживание муниципального долга не превышают ограничения, установленные бюджетным законодательством.

В нарушение статьи 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2020 году превышен предельный объем муниципальных заимствований на 3 659,7 тыс. рублей.

Исполнение бюджета муниципального района в 2020 году осуществлялось в рамках 7 муниципальных программ. Объем расходов бюджета муниципального района, включенный в муниципальные программы, составил 784 355,2 тыс. рублей или 97,6 % от уточненного плана. Не выполнено 19 целевых показателей оценки эффективности реализации муниципальных программ 3 исполнителями.

Годовой отчет об исполнении бюджета муниципального района за 2020 год соответствует бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и требованиям бюджетного законодательства.

При проверке годовых отчетов главных администраторов бюджетных средств выявлены нарушения при составлении бюджетной отчетности за 2020 год на общую сумму 180,6 тыс. рублей и установлено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 302,9 тыс. рублей.

 

  1. Предложения
  2. Обеспечить эффективность бюджетного планирования и принимаемых мер по выполнению плановых показателей по поступлению неналоговых доходов.
  3. Продолжить работу по сокращению просроченной задолженности по платежам в бюджет.
  4. Соблюдать предельный объем муниципальных заимствований в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
  5. Обеспечить исполнение муниципальных программ и выполнение целевых показателей оценки эффективности реализации муниципальных программ.
  6. Обеспечить организацию и ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности в соответствии с действующим законодательством.
  7. Не допускать неэффективное расходование бюджетных средств.
  8. Обеспечить полноту и качество проведения муниципальными учреждениями годовой инвентаризации в целях обеспечения достоверности данных бюджетного учета и бюджетной отчетности.

 

 

 

Председатель

Контрольно-счетной комиссии

Омутнинского района                                                                     Н.В. Гоголева