Профилактика правонарушений в сфере миграции

Миграционная ситуация на территории Омутнинского района за 2018 год характеризуется постоянным притоком законно пребывающих мигрантов, что обусловлено оптимизацией миграционной политики, направленной на более жесткое регулирование, учет и контроль пребывающих иностранных лиц.

Профилактика нелегальной миграции — это особый вид социального управления, направление миграционной деятельности, который заключается в устранении, нейтрализации или ограничении действия факторов (детерминант) нелегальной миграции, целенаправленном воздействии с помощью комплекса специально разработанных законных средств на систему общественных отношений, которые складываются в сфере миграционных отношений, имеющая целью стимулирования физических лиц и других субъектов миграционных отношений к правомерному поведению, препятствование нарушению ими миграционного законодательства.

За истекший период 2018 года на территории обслуживания поставлено на миграционный учет по месту пребывания 529 иностранных граждан, зарегистрировано по месту  жительства – 25 ИГ. В основном, иностранные граждане прибывают с частными и трудовыми целями . Из стран дальнего зарубежья прибывают иностранные граждане, в основном, с частными, гуманитарными и туристическими целями.

В целях эффективного взаимодействия подразделений УМВД России по Кировской области с органами исполнительной власти по предупреждению и пресечению нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, в рамках исполнения основных организационных мероприятий УМВД России по Кировской области на 2018 год на территории Омутнинского района  в периоды с 21 по 28 февраля, с 18 по 28 июня, с 10 по 20 сентября, с 19 по 29 ноября 2018 года проведены четыре этапа оперативно-профилактического мероприятия «Нелегальный мигрант», а также два этапа «Нелегал» в периоды с  — с 15 по 23 мая 2018 года и с 17 по 25 сентября 2018 года. В соответствии с Указанием УМВД России по Кировской области на территории обслуживания еженедельно проводятся оперативно-профилактические мероприятия по контролю за пребыванием (проживанием) иностранных граждан и лиц без гражданства. За время проведения ОПМ проверено 410 объектов, из них в сфере строительства — 8; торговли — 39; транспорта — 12; жилого сектора — 351. Проверено 48 иностранных работников. Выявлено нарушений (всего)  — 45, из них: режима пребывания иностранных граждан на территории РФ — 10; правил привлечения и использования иностранной рабочей силы — 6; иные административные правонарушения — 27. Наложено административных штрафов на сумму 75000 рублей, взыскано 67000 рублей. В отношении двух иностранных граждан судом вынесены решения об административном выдворении за пределы РФ. В отношении 3 работодателей и их должностных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 3 ст.18.15 КоАП РФ. За данное правонарушение предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей- на должностных лиц, от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей- на юридических лиц.

Резюмируя вышеизложенное, с учётом  незначительного количества иностранных работников, их низкой квалификации, короткого срока пребывания — влияние на демографическую,  экономическую, социально-политическую обстановку они не оказывают. Миграционная ситуация в районе является стабильной и находится под контролем органов внутренних дел. Чрезвычайных происшествий, связанных с иностранными гражданами, не допущено.


Практика показывает, что большинство иностранных граждан въезжает на территорию нашей страны с целью занятия трудовой деятельностью. Вместе с тем, не исключены и иные причины как законного, так и незаконного въезда на территорию России, включая цели совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе террористического и экстремистского характера.

Вопросы привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан также урегулированы законодательством Российской Федерации. Эта процедура призвана исключить случаи незаконного нахождения на территории России в качестве трудовых мигрантов находящихся в международном розыске преступников, лиц, имеющих опасные заболевания и иных категорий граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации является нежелательным.

Вместе с тем, некоторые недобросовестные предприниматели с целью извлечения путем ухода от уплаты налогов прибыли в особо крупном размере пытаются организовать незаконный въезд на территорию нашего государства иностранных граждан с последующим привлечением их к трудовой деятельности. За нарушение иностранными гражданами порядка въезда на территорию Российской Федерации, режима пребывания, незаконного осуществления ими трудовой деятельности предусмотрена административная ответственность по ст.ст. 18.8, 18.10, 18.15, 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 322. 1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства. Максимальный срок наказания по части 1 данной статьи предусматривает 5 лет лишения свободы. В случае, если это деяние совершено организованной группой либо с целью последующего совершения преступления на территории Российской Федерации, уголовная ответственность наступает по части 2 статьи 322. 1 УК РФ, а размер наказания увеличивается до 7 лет лишения свободы.

Не всегда этой категорией граждан соблюдаются правила въезда на территорию нашей области либо режима пребывания (проживания) в регионе, что не только влечет привлечение их к установленным видам ответственности, но и создает предпосылки для межнациональных конфликтов.

Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за нарушения требований в области миграционных отношений.

Статьями 18.8, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение:

— правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания);

— представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов.

Размер штрафа составляет от 2 до 5 тысяч рублей. Помимо этого, законодателем в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства), за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11 КоАП РФ установлено и административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Ответственность за нарушения в области трудовой миграции установлена статьями 18.10, 18.15, 18.17 КоАП РФ.

За нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства также несут ответственность приглашающая или принимающая сторона, должностные лица юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства. За это правонарушение законом установлены более суровые санкции.

Для обеспечения соблюдения требований миграционного законодательства, недопущения противоправных действий органами контроля и надзора, правоохранительными органами принимаются меры по профилактике правонарушений в миграционной сфере.