Информация для налогоплательщиков по имущественным налогам

Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым налоговый агент не удержал сумму НДФЛ) возложена на налоговые органы (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – Кодекс).

В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока платежа по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.

Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@ (с изменениями) и включает сведения для оплаты указанных в нем налогов (QR-код, штрих-код, УИН, банковские реквизиты платежа). Платежные документы (квитанции по форме ПД) больше не направляются.

Налоги, подлежащие уплате физическими лицами в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества и транспортных средств, исчисляются не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано / направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

— лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (форма заявления утверждена приказом ФНС России от 11.11.2019 № ММВ-7-21/560@);

— по почте заказным письмом (при этом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма);

— в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (для физических лиц, получивших доступ к личному кабинету налогоплательщика). При этом налоговое уведомление не дублируется почтовым сообщением, за исключением случаев получения от пользователя личного кабинета налогоплательщика уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе (форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 12.02.2018 № ММВ-7-17/87@).

Налоговое уведомление за налоговый период 2019 года должно быть исполнено (налоги в нём оплачены) не позднее 1 декабря 2020 года.

Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими (пункт 2.1 статьи 23 Кодекса).

Основные изменения законодательства, вступившие в силу с налогового периода 2019 года, касающиеся исчисления земельного, транспортного налогов, и налога на имущество физических лиц.

  1. I. Налог на имущество физических лиц.
  2. Статья 407 «Налоговые льготы» Кодекса дополнена пунктом 10.1, в соответствии с которым право на льготу имеют физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.

В связи с чем, с 01.01.2019 физические лица предпенсионного возраста имеют право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц в виде полного освобождения в отношении одного объекта налогообложения каждого вида: один жилой дом или часть жилого дома, одна квартира, часть квартиры или комната, один гараж или машино-место. Льгота предоставляется с месяца возникновения права на льготу.

  1. Налог не начисляется в отношении полностью разрушенного или уничтоженного объекта капитального строительства с 1-ого числа месяца гибели или уничтожения такого объекта, независимо от даты регистрации прекращения права на него в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 2.1 статьи 408 Кодекса);
  2. Введены единые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимого имущества физических лиц.

Изменения кадастровой стоимости объекта вследствие изменения качественных или количественных характеристик учитываются при расчете налога со дня внесения сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания кадастровой стоимости сведения о ее новом значении (рыночной стоимости здания, строения, сооружения, помещения), установленном после 1 января 2019 года решением комиссии при управлении Росреестра или суда, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с периода налогообложения объекта недвижимости по оспоренной кадастровой стоимости.

С кадастровой стоимостью можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

  1. Внесены дополнения в статью 408 Кодекса.

В силу нового пункта 5.1 статьи 408 Кодекса в случае изменения в течение налогового периода качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения исчисление суммы налога в отношении такого объекта налогообложения производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. (то есть правило 15 числа – имущество приобретено до 15 числа – считаем за полный месяц).

  1. Земельный налог.
  2. Пункт 5 статьи 391 «Порядок определения налоговой базы» Кодекса дополнен подпунктом 9, в соответствии с которым налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, у физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.

Таким образом, физические лица предпенсионного возраста  имеют право на налоговую льготу по земельному налогу в виде налогового вычета, который предусматривает уменьшение налоговой базы земельного участка на величину кадастровой стоимости 600 кв. м. площади данного земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщика. Налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка, с месяца возникновения права на вычет.

  1. Уточнен порядок применения измененной кадастровой стоимости.

В новой редакции пункта 1.1 статьи 391 Кодекса, установлен порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежит применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

При этом изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных или количественных характеристик учитываются при расчете земельного налога со дня внесения сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Если же кадастровая стоимость меняется в связи с исправлением ошибок, допущенных при ее определении, или в силу ее оспаривания, то изменения кадастровой стоимости учитываются начиная с даты начала применения для налогообложения исправленной (оспоренной) кадастровой стоимости.

III.       Транспортный налог.

  1. Отменен налоговый вычет по налогу в размере платы за вред, который дорогам федерального значения причиняют большегрузы – автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (часть 4 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ);
  2. При расчете налога применен новый Перечень http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!perechen_legkovyh_avtomobiley_sredney_stoimostyu_ot_3_millionov_rubley_podlezhashhiy_primeneniyu_v_ocherednom_nalogovom_periode_2019_god легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2019 год, размещенный на сайте Минпромторга России (в новый Перечень включено более 1100 марок и моделей автомобилей, например, в обновленный Перечень вошли
    Audi Q8, Cadillac CT6 и XT5, Chevrolet Traverse, Volvo XC40);
  3. Поправки, внесенные в региональное законодательство (Закон Кировской области от 28.11.2002 № 114-ЗО «О транспортном налоге в Кировской области» (далее – Закон № 114-ЗО):

— пункт 3 статьи 5 «Налоговые льготы» Закона № 114-ЗО дополнен подпунктом 9, в соответствии с которым сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право на льготу по транспортному налогу в размере 50%. При этом, подпункт 4 пункта 1 статьи 5 Закона № 114-ЗО исключен (сельскохозяйственные товаропроизводители полностью освобождались от уплаты транспортного налога).

  1. I Общие изменения.
  2. С 2019 года действует запрет на перерасчет имущественного налога, если такой перерасчет влечет увеличение ранее уплаченного налога (пункт 2.1 статьи 52 Кодекса);
  3. Максимальный рост налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2019 год ограничен коэффициентом 1,1 к сумме налога, исчисленного в 2018 году.
  4. При отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в ЕГРН сведений об адресе для направления этому лицу документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий, такие документы направляются по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества, за исключением земельного участка (пункт 5 статьи 31 Кодекса);
  5. Глава 8 «Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов» Кодекса дополнена статьей 45.1 Кодекса «Единый налоговый платеж физического лица». В соответствии с данной нормой Единый налоговый платеж физического лица — это денежные средства, которые гражданин добровольно перечисляет в бюджетную систему Российской Федерации с помощью одного платежного поручения. Эта сумма зачисляется на соответствующий счет Федерального казначейства для уплаты налога на имущество физических лиц, а также транспортного и земельного налогов. Платежи будут поступать в бюджеты по месту нахождения соответствующих объектов налогообложения.

Уплатить единый платеж сможет не только сам налогоплательщик, но и иное лицо за него. Однако последнее не вправе требовать возврата денежных средств — только сам налогоплательщик имеет на это право.

  1. Изменен пункт 4 статьи 58 «Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов» Кодекса, а также добавлены пункты 4.1-4.4 в указанную статью Кодекса. Данные нормы касаются уплаты физическими лицами налогов через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.
  2. С 2018 года заявление о предоставлении налоговой льготы заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.

15.04.2019 Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 63-ФЗ, согласно которому в порядок предоставления налоговых льгот по имущественным налогам физических лиц были внесены изменения.

Так, для пенсионеров, лиц предпенсионного возраста, инвалидов, многодетных, владельцев хозяйственных построек площадью не более 50 кв.м. наряду с заявительным порядком предоставления налоговых льгот (налоговых вычетов) законом установлен «проактивный формат» — без подачи заявления в налоговую инспекцию. Налоговые льготы (налоговые вычеты) будут предоставляться на основании сведений, имеющихся у налогового органа.

Остальные категории физических лиц, имеющих право на льготы по транспортному налогу, земельному налогу или налогу на имущество, установленные законодательством о налогах федерального, регионального или муниципального уровня, по-прежнему представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу.

В случае если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, не представлены налогоплательщиком, налоговый орган по информации, указанной в заявлении о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.

В случае если лицо, получившее такой запрос, сообщает в налоговый орган о причинах его неисполнения, налоговый орган информирует налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

  1. Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении?

Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

— по транспортному налогу: главой 28 Кодекса и законом Кировской области
№ 114-ЗО;

— по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/), либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).