Информация прокуратуры

Постановлением Правительства РФ от 09.09.2017 № 1091 на владельцев газового оборудования возложена обязанность по заключению договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования со специализированной организацией

В отношении внутридомового газового оборудования такой договор должен заключаться в зависимости от способа управления многоквартирным домом, управляющей организацией, ТСЖ или собственниками жилых помещений. В отношении внутриквартирного газового оборудования — собственником приватизированного жилого помещения или нанимателем и собственником жилого помещения в отношении неприватизированных жилых помещений.

Также уточняется:

  • порядок приостановления и возобновления подачи газа потребителю;
  • статус специализированной организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт газового оборудования, а также предъявляемые к ней требования;
  • порядок осуществления аварийно-диспетчерского обеспечения функционирования газового оборудования;
  • порядок проведения работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
  • основания для отказа специализированной организации от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Кроме того, устанавливаются требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.


Подскажите пожалуйста, в течение какого периода времени фармацевтическая организация обязана поставить льготный рецепт на отсроченное обслуживание?

Согласно пункту 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328, в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

Порождает ли право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства обязанность органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов?

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.


Перечень лиц, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке общей очереди закреплен в положениях ст.ст. 49 и 51 Жилищного кодекса РФ:

-малоимущие семьи, признанные нуждающимися;

-семьи, проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям;

-собственники жилья или наниматели площади по договору социального найма, где количество метров на одного члена семьи меньше минимальной нормы, установленной в регионе.

Вне очереди предоставление социального жилья полагается:

-лицам, жильё которых признали непригодным для проживания и не подлежащем ремонту или реконструкции (ст.57 Жилищного кодекса РФ);

-лицам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний (ст.57 ЖК РФ);

— детям-инвалидам (ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ);

-педагогическим работникам (ст.47 Федерального закона «Об образовании в РФ).

Для получения социального жилья необходимо встать на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий путем подачи заявления и необходимых документов в администрацию города (района) по месту жительства (регистрации) или в МФЦ.

После регистрации при наличии всех необходимых документов, заявление рассматривается и по нему принимается решение в течение 30 дней (о постановке на учет, об отказе в постановке на учет), в последнем случае выносится мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке или в прокуратуру.


Вопрос: Какие способы управления многоквартирным домом предусмотрены жилищным законодательством?

Ответ: Жилищное законодательство предусматривает три способа управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). Общее собрание собственников помещений выбирает способ управления и может изменить его в любое время на основании своего решения (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).

Способ 1. Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (ст. 164 ЖК РФ)

Непосредственное управление возможно в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более тридцати (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). От имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ).

Способ 2. Управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом

ТСЖ создается собственниками многоквартирного дома (решением более 50% собственников) или собственниками квартир нескольких домов, является видом товариществ собственников недвижимости, представляющим собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме, и регистрируется в качестве некоммерческой организации (п. 4 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ; пп. 4 п. 3 ст. 50, п. 2 ст. 291 ГК РФ).

Способ 3. Управление управляющей организацией

Управляющая организация — коммерческая организация, оказывающая услуги по управлению многоквартирным домом на основании лицензии (ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ).

Кроме способа управления общему собранию собственников помещений необходимо выбрать конкретную управляющую организацию, согласовать с ней условия договора и размер платы за содержание и ремонт.

За ненадлежащее оказание услуг управляющая организация несет ответственность перед собственниками в соответствии с действующим законодательством.


Законодательством Российской Федерации, а именно ст. 156 Уголовного кодекса, предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего лицом на которого возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Объективная сторона данного преступления выражается в действии или бездействии, т.е. в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными правовыми актами, а в организациях — и правилами внутреннего распорядка, соединенном с жестоким обращением.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

Исходя из сложившейся судебной практики жестоким обращением с несовершеннолетним следует признавать:

а) само по себе невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по своему характеру и причиняемым последствиям носит жестокий характер: лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой, например, педикулез, чесотку и пр.), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания ребенку необходимой медицинской помощи и др.;

б) активные действия, грубо попирающие основные обязанности субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых (в правовом и нравственном смысле) методов воспитания и обращения и включающие все виды психического, физического и сексуального насилия над детьми.

Понятием «жестокое обращение» могут охватываться и такие действия родителей, воспитателей, педагогов, которые сознательно и целенаправленно побуждают или принуждают зависимых от них детей применять насилие к своим сверстникам или к самим себе. В уголовном праве такого рода действия рассматриваются как посредственное причинение вреда здоровью другого человека, влекущее такие же правовые последствия, как и в случае непосредственного совершения преступления.

Для квалификации по ст. 156 УК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего в сочетании с жестоким обращением с ним должно представлять систему таких действий (бездействия). Если имел место один случай причинения вреда здоровью, оскорбления и т.д., то может наступить уголовная ответственность только за иное, конкретно совершенное преступление.


Ужесточена уголовная ответственность за организацию «групп смерти» в сети Интернет.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 248-ФЗ вносены изменения в санкцию ст. 110 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), предусматривающую ответственность за доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство, в том числе несовершеннолетнего, лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной и иной зависимости, либо женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности. Срок лишения свободы за указанные деяния составляет от 8 до 15 лет. Ранее срок лишения свободы за совершение указанного преступления мог составлять от 5 до 8 лет.

Также уточнен состав преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 110.1 УК РФ (склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства), и увеличен срок лишения свободы за указанные деяния, который составляет от шести до двенадцати лет.

Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, наказывается лишением свободы от пяти до десяти лет.

Аналогичное деяние, сопряженное с публичным выступлением, использованием публично демонстрирующегося произведения, средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет наказывается лишением свободы сроком от пяти до пятнадцати лет.


Вопрос: Существует ли уголовная ответственность за повреждение деревьев, если они не срублены?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 260 УК РФ диспозиция этой статьи звучит следующим образом: «Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере».

Согласно п. 17 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»: «К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан (ст. 260 УК РФ) относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры)».

Согласно п. 1.21 Приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 29 ноября 1993 г. № 314 «Лесоводственные требования к технологическим процессам рубок ухода» дано определение понятию «степень прекращения роста деревьев», под ней понимается: «до степени прекращения роста деревьев: слом ствола, наклон деревьев более 30° (включая повал деревьев); ошмыг кроны более половины по ее окружности или протяженности; обдир коры с повреждением луба более 30% окружности ствола; обдир и обрыв скелетных корней – свыше половины окружности ствола».

Таким образом, за данные действия ответственность существует.


Вопрос:

Хотели перенести счётчик электроэнергии в квартиру (у многих в данном доме стоят счётчики в квартире), но управляющая компания нам отказала в устной форме, ссылаясь что мы нарушаем техническую документацию. Права ли управляющая организация?

Ответ:

В соответствии с п.п. «е» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель коммунальной услуги не имеет права несанкционированно подключать оборудование к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Указанные требования распространяются, в том числе на случаи переноса индивидуальных приборов учета с лестничных площадок в жилые помещения. Таким образом, с целью переноса прибора учета Вам необходимо письменно обратиться к исполнителю коммунальной услуги с соответствующим заявлением.

При этом, действующим законодательством не установлена обязанность исполнителя услуги переустанавливать прибор учета с лестничной площадки в жилое помещение.

Кроме того, в случае если при переносе прибора учета потребуется внесение изменений в технический паспорт жилого помещения, данное мероприятие будет являться переустройством жилого помещения, для осуществления которого необходимо получение соответствующих разрешений в установленном законом порядке.