ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект решения «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на 2016 год»

Заключение Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района на проект решения «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на 2016 год» подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ), Положением «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Омутнинский муниципальный район Кировской области» и Положением «О Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района» и иными нормативными правовыми актами района.

В основу формирования бюджета муниципального района положены Методики формирования доходов и расходов, Бюджетное послание главы администрации района. Бюджет сформирован исходя из параметров прогноза социально-экономического развития Омутнинского района (далее – Прогноз)..                         На период до 2018 года прогнозируются относительно умеренные темпы роста экономики. Оборот организаций будет расти от 4,0% до 6,0% ежегодно, рост доходов консолидированного бюджета планируется ежегодно от 1,0% до 5,0% в год, рост оборота субъектов малого предпринимательства планируется в пределах от 9,4% до 10,8% ежегодно.

В этих условиях предполагается, что прибыль прибыльных организаций, зарегистрированных на территории района, будет расти на 1,9% -2,1% в год, фонд заработной платы будет возрастать на 9,6% — 10,1% ежегодно.

Общие параметры бюджета муниципального района на 2016 год

С учетом прогноза социально-экономического развития района, сформированы основные параметры бюджета муниципального района на 2016 год (приведены в таблице).

тыс. рублей

  2015 год

(уточненный план)

2015

(оценка)

2016 год

(прогноз)

Доходы, в том числе 668 012,9 651 712,9 555 501,1
налоговые доходы 151 159,0 131 904,0 143 268,3
неналоговые доходы 50 462,9 53 417,9 55 144,6
безвозмездные поступления 466 391,0 466 391,0 357 088,2
Расходы 695 540,6 695 540,6 566 376,1
Дефицит 27 527,8 43 827,8 10 875,0

Прогнозируемый общий объём доходов бюджета муниципального района на 2016 год предусматривается в размере 555 501,1 тыс. рублей, что ниже оценки поступления доходов за 2015 год на 14,8%.

При этом налоговые и неналоговые доходы составят 198 412,9 тыс. рублей и возрастут к уровню оценки 2015 года на 7,1%.

Безвозмездные поступления планируются в сумме 357 088,2 тыс. рублей или со снижением к оценке 2015 года на 23,5%.

Общий объём расходов бюджета муниципального района на 2016 год планируется в размере 566 376,1 тыс. рублей, что ниже уточненного плана 2015 года на 18,6%.

Дефицит бюджета муниципального района на 2016 год запланирован в сумме 10 875,0 тыс. рублей, что соответствует ограничениям, установленными статьёй 92.1 БК РФ. На 2016 год дефицит бюджета составляет 5,5% от суммы налоговых и неналоговых доходов.

Доходы бюджета муниципального района

При планировании объема доходов бюджета муниципального района учтены вступающие в силу с 1 января 2016 года законодательные акты, предусматривающие внесение изменений и дополнений в налоговое и бюджетное законодательство, оказывающее влияние на доходы бюджета муниципального района.

Структура доходов бюджета муниципального района на 2016 год:

— налоговые доходы – 25,8 %;

— неналоговые доходы – 9,9 %;

— безвозмездные поступления — 64,3 %.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального района составляют более третьей части от общего объёма доходов.

Налоговые доходы

 

Налоговые доходы на 2016 год планируются в размере 143 268,3 тыс. рублей, что выше оценки 2015 года на 11 364,3 тыс. рублей или 8,6%.

Доля налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в объёме налоговых доходов составляет 58,7%. Объём поступления НДФЛ рассчитан с учетом поправочного коэффициента 0,055 по скрытой от налогообложения заработной плате, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 07.10.2015 № 64/638 «Об утверждении отдельных показателей для формирования проекта областного бюджета и определения межбюджетных трансфертов на 2016 год».

Рост налоговых доходов к уровню оценки 2015 года ожидается практически по всем видам доходов, за исключением государственной пошлины.

Неналоговые доходы

 

Неналоговые доходы в 2016 году прогнозируются в сумме 55 144,6 тыс. рублей, что выше оценки 2015 года на 1 726,7 тыс. рублей или 3,2%. Планируется снижение по всем видам неналоговых доходов, за исключением доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства.

Поступления от муниципальных унитарных предприятий не планируются. МУП ЖКХ Омутнинского района, МУП «Омутнинское АТП», МУП ДОЛ «Колокольчик получение прибыли от своей деятельности за 2015 год не планируют. Таким образом, муниципальное имущество (остаточная стоимость 80,7 млн. рублей), переданное МУПам, используется не эффективно.

Недоимка

Недоимка, как и в прежние годы, остается источником дополнительного поступления средств для бюджета муниципального района.

Недоимка в бюджет муниципального района на 01.10.2015 сложилась в сумме 3 429,2 тыс. рублей. Объём недоимки, возможной к взысканию, составил 3 397,8 тыс. рублей.

В проекте бюджета муниципального района учтена недоимка в сумме

1 421,7 тыс. рублей или 41,8% от недоимки, возможной к взысканию, на 01.10.2015.

Безвозмездные поступления

Безвозмездные поступления в бюджете муниципального района на 2016 год учтены в размере 357 088,2 тыс. рублей, в том числе 352 124,2 тыс. рублей – межбюджетные трансферты из областного бюджета, 4 964,0 тыс. рублей – межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджетов поселений.

Расходы бюджета муниципального района

 

                 Исходя из сложившихся параметров бюджета муниципального района, прогнозируемые доходы бюджета не покрывают полностью даже первоочередные расходы.

         На 2016 год расходы на оплату труда и начисления на них предусмотрены из расчета 75% от годового фонда оплаты труда. Коммунальные услуги предусмотрены из расчета 85% от объема годового потребления, а также материальные затраты учреждений финансируемых за счет средств бюджета района, предусмотрены с коэффициентом экономии от 0,1 до 0,3 к уровню 2015 года.

Объём расходной части бюджета муниципального района на 2016 год запланирован в сумме 566 376,1 тыс. рублей или на 18,6% ниже уточненного плана 2015 года.

Значительная часть расходов бюджета муниципального района, как и прежде, направляется на исполнение обязательств социально-культурной сферы.

Снижение расходов планируется практически по всем направлениям расходов.

Ежегодно возрастают расходы на обслуживание муниципального долга. Расходы на обслуживание муниципального долга составили 9 140,3 тыс. рублей за 2014 год, 18 100,0 тыс. рублей оценка за 2015 год, 20 000,0 проект на 2016 год.

Расходы бюджета муниципального района

на реализацию муниципальных программ

 

 

Бюджет на 2016 год планируется «программным».

Предусмотрены расходы на реализацию 6 муниципальных программ.

Вне муниципальных программ планируются расходы на содержание представительного органа районной Думы.

Муниципальные программы разработаны, утверждены постановлениями администрации района. Необходимо провести уточнение муниципальных программ после утверждения бюджета. Также необходимо отметить, что программа социально-экономического развития Омутнинского района на 2015 год, на 2016 год и на перспективу не разработана.

Сбалансированность бюджета муниципального района,

муниципальный долг, бюджетные кредиты

Дефицит бюджета муниципального района на 2016 год запланирован в сумме 10 875,0 тыс. рублей.

Источником финансирования дефицита бюджета в 2016 году являются кредитные заимствования. При этом планируется значительный рост объёмов привлечения кредитов кредитных организаций. Большая часть привлекаемых кредитов расходуется на погашение ранее привлеченных кредитных ресурсов.

Муниципальный долг по оценке 2015 года составит 128 700 тыс. рублей, прогноз на 2016 год составляет 136 700 тыс. рублей.

 

Выводы и предложения

      

  1. Основные параметры проекта решения Омутнинской районной Думы «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на 2016 год» соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. В основу расчёта бюджета муниципального района положены Методики формирования доходов и расходов.
  2. Внести необходимые изменения в части расходов бюджета в муниципальные программы после утверждения бюджета. Администрации района разработать и утвердить программу социально-экономического развития.
  3. В материалах к проекту бюджета муниципального района не раскрыты направления экономии расходов, поступление дополнительных доходов, притом, что расходы предусмотрены не в полном объёме.
  4. Принять меры по эффективному использованию муниципального имущества, переданного муниципальным унитарным предприятиям района.
  5. Увеличение объёма заимствований свидетельствует о наличии рисков в обеспечении долговых обязательств и усилении зависимости бюджета муниципального района от кредитов коммерческих банков, что может негативно сказаться на финансировании муниципальных программ.