Основные направления налоговой и бюджетной политики Омутнинского района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

Основные направления налоговой и бюджетной политики Омутнинского района на 2014 год и на плановый период 2015 — 2016 годов подготовлены в соответствии со статьей 16 решения Омутнинской районной Думы «Об утверждении Положения «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Омутнинский муниципальный район Кировской области».

Основные направления налоговой и бюджетной политики Омутнинского района были определены при формировании бюджета муниципального района на трехлетний период 2013 – 2015 годов. На планируемый период 2014-2016 годов сохранены основные цели бюджетной политики.

Бюджет муниципального района на планируемый период будет очень сложным. Объем собственных доходов бюджета муниципального района с учетом финансовой помощи из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности не обеспечивает в полной мере финансирование даже первоочередных расходов: на выплату заработной платы и оплату коммунальных услуг муниципальных учреждений. Этим вызваны серьезные затруднения в сбалансированности бюджета муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015 – 2016 годов.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ

Любые изменения в экономике напрямую отражаются на наполняемости бюджета.

В настоящее время отмечается замедление темпов роста социально-экономического развития. Ситуация в финансово-экономической сфере области, а также муниципального района напряженная.

По оценке поступления налога на доходы физических лиц в текущем году не поступит в консолидированный бюджет района порядка 10,0 млн. рублей.

При формировании бюджета на 2013 год в части расчета НДФЛ использовались данные по фонду оплаты труда, учтенному в прогнозе социально-экономического развития района, согласно которому рост фонда оплаты труда в 2013 году составлял 14% к фактическому фонду оплаты труда за 2012 год. Исходя из фактических поступлений налога на доходы физических лиц за 9 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост поступлений налога составляет 7%.

По результатам проведенного анализа по данным статистической отчётности по отдельным отраслям экономики района запланированный рост фонда оплаты труда не обеспечивается.

В этих условиях при планировании доходов на ближайшие три года необходимо учитывать непростую экономическую ситуацию, однако это не значит, что доходы должны быть занижены.

Выполнение плановых назначений по доходам бюджета должно решаться путем улучшения сбора налогов, повышения качества администрирования, совершенствования налоговой системы с целью предотвращения возможности уклонения от налогов.

В соответствии с изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации с 2014 года установлены дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований области от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в размере 10% от указанного налога, поступающего в консолидированный бюджет области. Размеры дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты рассчитаны, исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения. За счет данных отчислений от акцизов на нефтепродукты будут финансироваться расходы муниципального дорожного фонда.

Так же в целях укрепления собственной доходной базы местных бюджетов Правительством области с 2014 года увеличен размер единого норматива отчислений в бюджеты муниципальных районов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с 50% до 100%.

В то же время, в соответствии с изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации норматив отчислений от НДФЛ в бюджеты муниципальных районов составит 5% (в 2013 году – 10%). Одновременно, в связи с передачей с 2014 года полномочий в сфере дошкольного образования органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Правительством области принято решение об установлении единых нормативов отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц в размере 15% (в 2013 году – 20%). Таким образом, в целом норматив отчислений от НДФЛ уменьшится на 10%.

Наряду с безусловным исполнением взятых на себя обязательств по поступлению доходов в бюджет, задача недопущения роста задолженности по обязательным платежам в бюджет и ее дальнейшего сокращения остается значимой и на плановый период.

В рамках данного направления необходимо усилить взаимодействие с Федеральной налоговой службой и продолжить работу Межведомственной комиссии по обеспечению поступления доходов в бюджет.

Основные направления данной работы обозначены в Плане мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки в бюджет Омутнинского района на 2013 – 2015 годы.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

Учитывая сложность формирования бюджета, в ближайшее время возможности бюджета муниципального района будут еще более ограничены. И поэтому ключевым направлением бюджетной политики на предстоящий период должно являться дальнейшее повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов.

С 2014 года и на плановый период бюджет муниципального района будет «программный». Практически все расходы бюджета (за исключением расходов на содержание представительного органа Омутнинской районной Думы) будут учтены в рамках муниципальных программ. Их планируется 6.

Правительство области по программному бюджету живет уже с текущего 2013 года.

Поселениям района с 2014 года также рекомендовано планировать «программные» бюджеты.

В 2013 году завершается реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов Омутнинского района. Напомню, что Программа разработана в целях модернизации системы управления общественными финансами Омутнинского района, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и укрепление устойчивости бюджетной системы Омутнинского района.

Данные меры становятся еще более актуальными при таком сложном планировании бюджета в части его сбалансированности.

Новая Программа по повышению эффективности управления муниципальными финансами Омутнинского района будет разработана до конца текущего года.

В рамках реализации задач государственной социальной политики, определенных Президентом Российской Федерации, будет продолжено поэтапное повышение заработной платы отдельных категорий работников, занятых оказанием услуг в сфере образования и культуры, в целях ее роста к 2018 году до средней заработной платы в экономике региона.

Необходимые средства будут предусмотрены в виде субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из областного бюджета. Частично средства на повышение заработной платы должны быть изысканы и за счет внутренних резервов в каждой отрасли.

В связи со сложностями формирования областного бюджета, Правительством области рекомендовано предусмотреть расходы на заработную плату на 11,5 месяцев, на оплату коммунальных услуг на 11 месяцев. То есть выплаты за декабрь предложено перенести на январь 2015 года.

Несмотря на прогнозируемый уровень инфляции, расходы на иные расходные обязательства, учтенные при выравнивании бюджетов муниципальных образований, Правительством области предусмотрены со снижением на 11,0% к уровню 2013 года.

При формировании бюджета муниципального района рекомендуемые подходы будут изменены, так как бюджет района при таком общем подходе выравнивания не сбалансирован.

В бюджете на 2014 год расходы на оплату труда будут предусмотрены на 10 месяцев (вместо 11,5), расходы на коммунальные услуги на 11 месяцев. Данная мера уменьшения расходов на финансирование первоочередных обязательств предусмотрена в целях обеспечения финансирования учреждений бюджетной сферы, обеспечивая их текущее содержание на уровне 2013 года, обслуживания муниципального долга и оказания финансовой помощи бюджетам сельских поселений в виде дотации.

На 2015 и 2016 годы расходы на заработную плату будут предусмотрены на 10 и 9,5 месяцев соответственно. Прочие расходы на содержание учреждений запланированы в меньших объемах (в пределах суммы условно утверждаемых расходов).

В связи с этим особенно важно разделить полномочия с городскими поселениями в части совместного финансирования учреждений культуры. Считаю, что расходы на осуществление деятельности клубов и библиотек, в том числе их содержание, могут и должны частично производиться и за счет бюджетов городских поселений.

Таким образом, при исполнении бюджета на следующий трехлетний период от бюджетополучателей потребуется более рациональное и эффективное расходования бюджетных ресурсов. Необходимо разработать мероприятия по оптимизации расходов бюджета.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, 2014 год, а также последующие 2015 и 2016 годы не окажутся простыми. Поэтому на плановый период должны действовать жесткие ограничения и четкая приоритезация расходов бюджета.

Необходимо более четко координировать деятельность всех участников бюджетного процесса, проводить ответственную бюджетную политику, усилить ответственность всех руководителей муниципальных учреждений за тратой бюджетных средств. Основная цель – переход к более строгому режиму экономии. Бюджетные расходы должны выдерживать жесткий отбор на предмет их результативности и эффективности.