Информация прокуратуры

Прокуратура Омутнинского района информирует

Прокуратурой района признано обоснованным возбуждение уголовного дела в отношении П., который на несколько часов незаконно лишил свободы К., путем ее удерживания в подполье дома, где они совместно распивали спиртные напитки.

Изучением материалов уголовного дела установлено, что в ночь с 07.09.2020 на 08.09.2020 между подозреваемым П. и потерпевшей К. в ходе совместного распития спиртных напитков произошел конфликт, в результате которого П. принудительно закрыл потерпевшую К. в подполье дома и несколько часов не давал ей выйти оттуда, тем самым незаконно лишил ее свободы.

По данному факту МО МВД России «Омутнинский» возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 127 УК РФ. В настоящее время дознавателем принимаются все необходимые меры, направленные на установление события преступления, обстоятельств его совершения.

Санкция ч. 1 ст. 127 УК РФ предусматривает наказание, в том числе в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Ход расследования уголовного дела взят прокуратурой района на контроль.


Вынесен приговор, которым В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 160 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 8 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В судебном заседании установлено, что 08.07.2020 в период времени с 13 час 00 мин до 14 час 00 мин, В., находился во дворе дома одной из улиц г. Омутнинска где встретил знакомого К.

В., попросил у К., мобильный телефон, чтобы выйти в социальную сеть. К., дал В., указанный телефон. Взяв телефон, В. отошел на скамейку к соседнему дому, где решил похитить указанный телефон, чтобы в дальнейшем распорядится им по своему усмотрению. В вышеуказанный период времени и месте, В., достоверно убедившись, что К., за его преступными действиями не наблюдает, действуя тайно, из корыстных побуждений, зная, что указанный мобильный телефон, вверен ему на время, взял его и скрылся, тем самым совершил присвоение, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному.

Своими преступными действиями В., причинил К., материальный ущерб на общую сумму 4000 рублей.

В судебном заседании В. вину в содеянном признал полностью.

Суд согласился с мнением государственного обвинителя о назначении наказания в виде 8 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Приговор суда вступил в законную силу.


Прокуратурой района выявлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Прокуратурой района в ходе мониторинга средств массовой информации в деятельности МУП ЖКХ «Омутнинского района» выявлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе проверки установлено, что на теплосети, расположенной по адресу: ул. Северная, д. 81, г. Омутнинск, возле МКОУ ООШ № 7
г. Омутнинск, отсутствует слой тепловой изоляции. Указанное могло привести к потере тепловой энергии на котельной при прохождении отопительного сезона.

С целью устранения нарушений прокуратурой района в адрес директора МУП ЖКХ «Омутнинского района» внесено представление, которое рассмотрено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, указанные недостатки устранены.


Прокуратурой района выявлены нарушения жилищного законодательства.

Прокуратурой района по обращению жителя Омутнинского района Д. в деятельности администрации МО Леснополянское сельское поселение выявлены нарушения жилищного законодательства.

Согласно протокола заседания жилищной комиссии Леснополянского сельского поселения № 8 от 11.10.2019 Д. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ул. Труда, д. 28, кв. 2, п. Лесные Поляны. Как следует из письма администрации МО Леснополянское сельское поселение в вышеуказанном протоколе ошибочно указан адрес предоставляемого жилья, фактически муниципалитетом предоставлялось жилое помещение, расположенное по адресу: ул. Труда, д. 26, кв. 2, п. Лесные Поляны (муниципальное жилье), при этом в указанном жилом помещении прописан Т., с которым впоследствии заключен договор социального найма № 683 от 15.11.2019.

Таким образом, администрацией МО Леснополянское сельское поселение на момент заседания жилищной комиссии должным образом муниципальный контроль за жилым фондом не осуществлялся, в связи с чем нарушены права Д. и Т. на благоприятные условия проживания, подлежащие устранению.

С целью устранения нарушений прокуратурой района в адрес главы администрации МО Леснополянское сельское поселение внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, Д. предоставлено другое жилое помещение.


Вынесен приговор, которым П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ, а именно –  неоднократной неуплате родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетнего ребенка.

В судебном заседании установлено, что П., являясь родителем несовершеннолетнего ребенка Д., в нарушение требований ч.2 ст.38 Конституции РФ и ст. 80 Семейного кодекса РФ, устанавливающих обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей, достоверно зная о возложенной на него судом обязанности уплачивать алименты, а также о возбуждении судебным приставом-исполнителем в отношении него исполнительного производства, сознавая противоправность своего деяния, предвидя наступление общественно-опасных последствий в виде ухудшения материальных условий существования своего несовершеннолетнего ребенка и желая их наступления, неоднократно, будучи подвергнутым  административному наказанию по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, не уплачивал без уважительных причин в нарушение решения суда средства на содержание несовершеннолетнего ребенка в период с 10.01.2020 по 23.06.2020. В результате чего образовалась задолженность по алиментным платежам на сумму 69 098,82 руб.

В судебном заседании П. вину в содеянном признал полностью, дело рассмотрено в особом порядке.

Суд признал виновным Д. в совершении указанного преступления и назначил наказание в виде 6 месяцев исправительных работ с удержанием  5 % из заработной платы осужденного, применив данное наказание условно.

Приговор суда в законную силу не вступил.


Актуализирован порядок приема в школу

Получение начального общего образования в общеобразовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель общеобразовательной организации вправе разрешить прием детей в общеобразовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Стоит отметить, что проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования в организации в которых обучаются их братья или сестры.

Прием в общеобразовательную организацию осуществляется в течение всего учебного года при наличии свободных мест.
Допускается организация индивидуального отбора при приеме в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях, предусмотренных законом.

При приеме на обучение общеобразовательная организация обязана ознакомить граждан с документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.

Заявление о приеме на обучение и документы для приема на обучение могут быть поданы лично, через операторов почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении, в электронной форме посредством электронной почты общеобразовательной организации или электронной информационной системы общеобразовательной организации, с использованием функционала официального сайта общеобразовательной организации, с использованием функционала (сервисов) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, являющихся государственными информационными системами субъектов РФ.

Образец заявления о приеме на обучение размещается общеобразовательной организацией на своих информационном стенде и официальном сайте в сети Интернет.

Данные изменения в порядке приема в школу внесены Приказом Минпросвещения от 02.09.2020 №458, который вступил в силу 22.09.2020.


К деятельности кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций и ломбардов установлены дополнительные требования.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 № 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены дополнительные требования к деятельности кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций и ломбардов.

В частности, определено, что кредитные кооперативы создаются в целях организации финансовой взаимопомощи членов и ассоциированных членов кредитных кооперативов посредством объединения их паевых взносов, средств, привлекаемых в форме займов, и иных денежных средств, а также размещения указанных денежных средств путем предоставления займов членам кредитных кооперативов для удовлетворения их финансовых потребностей.

Полное наименование кредитного кооператива, осуществляющего указанную деятельность, должно содержать слово «кредитный».

В состав правления кредитного кооператива, наблюдательного совета кредитного кооператива, на должности председателя кредитного кооператива, исполнительного директора не могут избираться или назначаться лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

Предусматривается, что в отношении кредитных кооперативов Банк России, в числе прочего, устанавливает формы, сроки и порядок составления и представления отчетности и иных документов и информации, необходимых для осуществления контроля и надзора за их деятельностью.

В отношении ломбардов установлено, в частности, что юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения из указанного реестра.

Одним из оснований для исключения ломбарда из государственного реестра является отсутствие в течение одного года заключенных договоров займа под залог движимых вещей или договоров хранения вещей.

Предусматривается, что сумма предоставленного ломбардом займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи.

Банк России ведет государственный реестр ломбардов, запрашивает и получает от ломбардов необходимые документы и информацию, осуществляет надзор за соблюдением ломбардами установленных требований, за исключением требований к их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказанию ими консультационных и информационных услуг.

Применительно к микрофинансовым организациям определено, в числе прочего, что они обязаны иметь официальный сайт в сети «Интернет», доменное имя которого входит в одну из групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону, владельцем которого является эта микрофинансовая компания.

Банк России устанавливает с учетом требований законодательства РФ в области персональных данных перечень информации, подлежащей раскрытию микрофинансовой организацией на ее официальном сайте и в местах обслуживания клиентов, а также порядок и сроки раскрытия соответствующей информации.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Регламентированы сроки совершения кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными страховыми кооперативами, ломбардами необходимых юридических действий в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, а также негативные последствия в случае допущенных нарушений.

Федеральный закон вступает в силу с 12.10.2020, за исключением отдельных положений.


Вопрос: Может ли подросток, достигший 15 лет, в свободное от учебы время работать? Какие трудовые права он имеет?

Ответ: В соответствие со ст. 37 Конституции РФ каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, имеете право на безопасные условия труда, оплату труда, право на отдых и защиту своих трудовых прав.

Статья 63 Трудового кодекса РФ устанавливает минимальный возраст, с которого допускается прием на работу, — 16 лет. При этом предусматриваются возрастные исключения из этого правила. Так, лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

Объем трудовых прав несовершеннолетних существенно больше, чем у совершеннолетних работников. Это достигается благодаря целому ряду льгот и гарантий, предоставленных несовершеннолетним в трудовом законодательстве.

В частности, это сокращенный рабочий день, который например, для работников в возрасте до 16 лет — должен составлять не более 24 часов в неделю.

Продолжительность ежедневной работы не может превышать для работников в возрасте от 15 до 16 лет — 5 часов; для обучающихся школ и техникумов, которые в течение учебного года совмещают получение образования с работой, в возрасте от 14 до 16 лет — 2,5 часа.

Запрещено применять труд лиц моложе 18 лет на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда. Запрещено направлять несовершеннолетних в служебные командировки, привлекать к работе в ночное время и сверхурочным работам, в выходные и нерабочие праздничные дни работников моложе 18 лет (за исключением творческих работников СМИ, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов).

С несовершеннолетними не заключается договор о полной или частичной материальной ответственности перед работодателем.

Кроме того, подростки не привлекаются к работе по совместительству и вахтовым методом, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в религиозных организациях и к сверхурочному труду.

Одним из обязательных условий труда подростков является его безопасность и безвредность. В статье 265 Трудового кодекса РФ названы работы, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних. Так, например, запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (это игорный бизнес, работа в ночных клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

При приеме на работу несовершеннолетнего работника запрещено устанавливать условие об испытании в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

Важное значение в обеспечении безопасных условий труда подростков имеют медицинские осмотры, предусмотренные статьей 266 Трудового кодекса, согласно которой лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру до достижения 18-ти лет. При этом, медицинские осмотры лиц в возрасте до 18 лет осуществляются за счет средств работодателя.

Принципиально важным фактором труда является заработная плата. В соответствии со ст. 271 Трудового кодекса при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Но при этом, работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам.

Оплата труда несовершеннолетних работников, которые обучаются в образовательных организациях и работают в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель также может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Необходимо также обратить внимание на то, что расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Об испытаниях при приеме на работу.

Согласно Трудовому кодексу РФ при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. В случае, когда работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора (ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса РФ), условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы.

В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.

Испытание при приеме на работу не устанавливается для:

— лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

— беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

— лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;

— лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня;

— лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;

— лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;

— лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;

— иных лиц в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором.

Срок испытания не может превышать 3 месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций — 6 месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

При заключении трудового договора на срок от 2 до 6 месяцев испытание не может превышать 2 недель.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.


О гарантиях, предоставленных осужденным-инвалидам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях.

В исправительных учреждениях отбывают уголовное наказание не только физически здоровые осужденные, но и лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма с разными группами инвалидности.

Права, обязанности, гарантии и льготы осужденных инвалидов регулируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее — УИК) и другим федеральным законодательством.

Наряду с предоставленными правами инвалидам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, государством предоставлены дополнительные гарантия и льготы.

Так, в соответствии со ст. 88 УИК осужденные, являющиеся инвалидами   I или II группы, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без их ограничения.

Кроме того, осужденные являющиеся инвалидами I или II группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением (ст. 90 УИК);

— осужденным, являющимся инвалидами I или II группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно, а также создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания (ст. 99 УИК);

— осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов, в том числе к работам по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий (ст.ст. 103,106 УИК);

— работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами I или II группы, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска по сравнению с остальными осужденными может быть увеличена с 12 до 18 рабочих дней (ст. 104 УИК);

— при отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, могут по их желанию пройти соответствующее профессиональное обучение или получить среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом соблюдения требований законодательства РФ об образовании и законодательства РФ о социальной защите инвалидов (ст. 108 УИК);

— осужденные, являющиеся инвалидами I группы, в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа не переводятся (ст. 117 УИК);

— в тюрьмах на строгом режиме не могут содержаться осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы (ст. 130 УИК);

— осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, освобождаемые от отбывания наказания, по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых (ст. 180 УИК).

Кроме того, в соответствии со ст. 98 УИК, осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение при инвалидности.

При этом, в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных, являющихся инвалидами I или II группы, зачисляется не зависимо от всех удержаний по исполнительным документам не менее 50% начисленной им заработной платы, пенсии или иных доходов (ст. 107 УИК).

Признание осужденного инвалидом или его переосвидетельствование осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.


Вопрос: Мой ребенок пошел в первый класс. В преддверии 1 сентября из администрации школы меня предупредили о том, что ношение школьной формы учениками является обязательным. И даже сказали, в каком магазине необходимо ее приобрести. Разве это законно?

Ответ: Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия и правилам ее ношения. Такие положения закреплены в статье 38 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Обязательность ношения формы устанавливается локальным (внутренним) нормативным актом образовательной организации, который принимается с учетом мнения совета обучающихся и совета родителей.

Такие советы также имеют право вносить предложения при выборе фасона формы. При необходимости они же могут обращаться с вопросом изменения уже существующих комплектов одежды.

Таким образом, если в школе утверждены требования к школьной одежде, то их соблюдение для обучающихся является обязательным. Это положение закреплено в статье 43 вышеуказанного Закона.

Однако, образовательная организация не вправе предъявлять требования о закупке школьной формы определенных марок и производителей или ее приобретении в конкретных торговых организациях. Решение, где приобрести школьную форму установленного образца, принимается непосредственно родителями или законными представителями.


Электронный кошелек причислен к способам получения или дачи взятки.

Пленум Верховного Суда РФ 24.12.2019 внес изменения в постановление от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» и в постановление от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

В частности, способом получения/дачи взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе признается зачисление денежных средств с согласия должностного лица на указанный им электронный кошелек (к числу таких относятся электронные платформы, которые предлагают услуги по хранению и переводу денег без открытия счета, например, Яндекс.Деньги, QIWI-кошелек и т.д.).

Привлечь к уголовной ответственности должностное лицо за взятку или коммерческий подкуп можно будет в том случае, когда при предварительной договоренности взяткодатель помещает ценности в условленное место (например, переводит деньги на указанный взяткополучателем номер электронного кошелька), к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем. При этом не имеет значения, получило ли должностное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться зачисленной суммой.

Кроме того, разъясняется, что если коррупционер получил деньги (иные ценности) за действия, которые он осуществить не может, так как не обладает соответствующими полномочиями, то его действия подлежат квалификации как мошенничество. Владелец же переданных денег (ценностей) будет привлечен за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп, при этом он не будет считаться потерпевшим по делу о мошенничестве, соответственно, возврат денег и возмещение вреда ему не предусмотрены.


Сведения о коллекторах можно получить из Единого федерального реестра.

В соответствии с Федеральным законом от 12.11.2019 № 377-ФЗ, начиная с 01.07.2020 кредитор — юридическое лицо обязано в течение 30 дней с даты привлечения коллектора для взаимодействия с должником — физическим лицом вносить сведения о привлеченном коллекторе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

В данный реестр, в частности, вносятся сведения о кредиторе и коллекторе, а также номер и дата договора, для возврата долга по которому привлекается коллектор, фамилия, имя, отчество, серия и номер документа, удостоверяющего личность, ИНН (при наличии) должника. Раскрытие иных сведений о должнике в реестре не допускается. Сведения из реестра предоставляются только кредитору, коллектору и должнику, прошедшим авторизацию в системе.

Данный реестр размещается в сети «Интернет» по адресу: http://www.fedresurs.ru.

Несмотря на введение указанных положений, существовавшая ранее обязанность кредитора по персональному уведомлению должника о привлечении к вопросу взыскания долга коллекторов продолжает действовать.

Одновременно напоминаем, что незаконные действия коллекторов могут быть обжалованы в службу судебных приставов, занимающуюся контролем за деятельностью организаций, включенных в реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности.

За нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов граждан при осуществлении такого вида деятельности предусмотрена административная ответственность по ст. 14.57 КоАП РФ.

За угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, установлена уголовная ответственность по ст. 119 УК РФ. С таким заявлением можно обратиться в отдел полиции по месту жительства.


Средства материнского капитала, потраченные на приобретение аварийного жилья, могут быть взысканы в пользу государства.

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» при рассмотрении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала территориальные органы Пенсионного фонда России направляют в органы местного самоуправления и другие уполномоченные органы запрос об отсутствии или наличии в отношении жилого помещения, приобретение которого планируется, информации о его признании непригодным для проживания и о признании многоквартирного дома, в котором находится данное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Наличие такой информации является основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на приобретение жилого помещения.

Кроме того, в случае выявления подобной ситуации после совершения сделки купли-продажи аварийной недвижимости, в исковом порядке (к примеру, по заявлению органов прокуратуры) средства материнского капитала могут быть взысканы с лица, их получившего, в пользу государства, как полученные в нарушение установленных законов оснований.


Об ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, обеспечивается семейным законодательством, которое предусматривает не только равные права и равные обязанности родителей в отношении своих детей, но и, учитывая положение ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка, возлагает на них равную ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Согласно статьям 63-65 Семейного кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечить им получение основного общего образования, а также защищать права и интересы своих детей.

Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие (усыновители, опекуны и попечители, как из числа физических лиц, так и должностные лица органов опеки и попечительства, учреждений государственного воспитания и образования, выполняющих функции государственного опекуна), несут до совершеннолетия ребенка. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

В данном случае под жестоким обращением понимается: лишение питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна, отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой какие-либо болезни), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам ответственности.

В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

— отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из. родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

— злоупотребляют своими родительскими правами;

— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.

Так, в соответствии со ст. 5.35 Кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Под неисполнением родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей понимается систематичность противоправных действий (бездействия), осуществляемых в течение продолжительного времени.

Возможность взыскать в пользу ребёнка компенсацию за причинение ему морального или имущественного вреда прямо не предусмотрена, семейным законодательством, но вытекает из положений статей 151, 1064, 1099 Гражданского Кодекса РФ. Родитель, который допустил факты нарушения своих обязанностей, не исполнил свои обязанности по предоставлению ребёнку питания и одежды, что повлекло причинение вреда здоровью ребёнка, может быть привлечён к гражданско-правовой ответственности в форме компенсации морального вреда и возмещения убытков.

Статья 125 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, в случае, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 180 тыс. рублей, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо принудительных работ на тот же срок, либо ареста на срок до 3 месяцев, либо лишения свободы на срок до 1 года.

В соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, – наказывается штрафом в размере до 100 тысяч рублей, лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет либо другими видами наказания.

Также статья 157 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, если это деяние совершено неоднократно. Наказанием за такое преступное бездействие также может стать лишение свободы на срок до 1 года.


Уточнен порядок организации воспитательной работы в российской системе образования

Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», скорректировавшие понятийный аппарат закона – «воспитание», «образовательная программа», «примерная основная образовательная программа».

Так, воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся.

Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2020.


Упрощен порядок получения инвалидами госуслуг и мер соцподдержки

С 01.07.2020 вступили в силу основные положения Федерального закона от 18.07.2019 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которым с 01.07.2020 инвалидам стало проще получить госуслуги и меры соцподдержки.

Уполномоченные органы и организации теперь сами запрашивают сведения об инвалидности в федеральном реестре, а инвалидам не требуется приносить справки.

Для реализации права на бесплатную парковку с 1 июля в федеральный реестр инвалидов вносят сведения об их транспортных средствах. Для этого достаточно подать заявление через портал госуслуг или МФЦ, а не обращаться за опознавательным знаком «Инвалид».

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого инвалиду предоставляется возможность подачи заявления для размещения сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, в федеральном реестре инвалидов, а также допускается применение опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования, который выдается в целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.