ОТЧЁТ о результатах деятельности Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района за 2014 год

Настоящий отчёт подготовлен в соответствии с требованиями статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 34.1 Устава муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, статьи 17 Положения о Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района, утвержденного решением Омутнинской районной Думы от 14.12.2011 № 99 (в редакции от 31.10.2013).

Основные итоги деятельности

 

Деятельность Контрольно-счётной комиссии (далее –КСК) осуществлялась в соответствии с планом работы и была направлена на:

— расширение объёмов контрольной и экспертно-аналитической работы;

— предупреждение и профилактику нарушений в финансово-бюджетной сфере;

— повышение эффективности контроля за исполнением районного бюджета и бюджетов поселений;

— применение формы работы — аудит эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества;

— повышение результативности контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также эффективности работы органов местного самоуправления.

За 2014 год Контрольно-счётной комиссией Омутнинского района проведено 55 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, рост к 2013 году составил 10%.

В рамках взаимодействия с Контрольно-счётной палатой Кировской области проведено 8 совместных мероприятия, благодаря которым удалось охватить проверками бюджетные средства, выделенные на реализацию социальных проектов, в том числе 2 мероприятия с элементами аудита эффективности использования средств бюджета района и муниципального имущества (анализ эффективности реализации программ приватизации муниципального имущества; анализ реализации планов мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки консолидированного бюджета Омутнинского района).

В результате проведенных мероприятий КСК установлено 449 нарушений законодательства ( в два раза больше показателя 2013 года), в том числе установлено 223 нарушения (49,7%), которые нельзя устранить. Из общего количества нарушений 181 нарушение является финансовым, 268 нарушений — нефинансовыми.

Объём средств, охваченных контрольными мероприятиями, составил 421 793,4 тыс. рублей.

Объём выявленных финансовых нарушений составил 56 359,3 тыс. рублей (в 8 раз выше 2013 года), в том числе неэффективное использование бюджетных средств составило 15 374,6 тыс. рублей, прочие финансовые нарушения составили 42 492,6 тыс. рублей, занижение доходов составило

1 008,0 тыс. рублей.

       Фактов нецелевого использования средств и хищений не установлено.

       В целях реализации полномочий КСК по выявлению, предупреждению и устранению фактов нарушений использования бюджетных средств и муниципального имущества, руководителям организаций и учреждений вынесено 7 представлений. В представлениях КСК изложены 56 предложений, из которых реализовано 37 или 66,0 %, кроме того, реализовано 6 предложений прошлого 2013 года. Устранены финансовые нарушения на сумму 15 468,4 тыс. рублей или 20,6% от общей суммы нарушений. Все представления КСК находятся на контроле, необходимая информация об устранении нарушений регулярно запрашивается. Кроме того, в течение 2015 года дополнительно устранены финансовые нарушения на сумму 18 269,9 тыс. рублей. Таким образом, по проверкам за 2014 год всего устранено 59,9% финансовых нарушений, это практически все возможные к устранению нарушения..

По результатам проверок к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица (УФСТ и РМ и УМИ и ЗР). Однако, как показывает практика, в большинстве случаев меры ответственности к лицам, допустившим нарушения, не применяются.

Экспертно-аналитическая деятельность

Экспертно-аналитическая работа способствует предотвращению финансовых нарушений, так как заключения формируются, как правило, на проекты решений, что позволяет своевременно внести соответствующие коррективы и не допустить их в последствии.

В 2014 году проведено 49 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе в рамках взаимодействия с Контрольно-счётной палатой Кировской области проведено 4 мероприятия. Основным направлением в указанном аспекте деятельности КСК является экспертиза проектов нормативных правовых актов, связанных с формированием и исполнением бюджетов, экспертиза муниципальных программ, а также проведение аудита законности и результативности, анализа эффективности.

В ходе проведения экспертно-аналитических мероприятий установлено 242 нарушения на сумму 3 970,8 тыс. рублей.

Совместно с Контрольно-счётной палатой Кировской области проведены следующие мероприятия:

— анализ расходования бюджетных средств на проведение капитального ремонта в образовательных учреждениях за 2010-2013 годы;

— анализ эффективности реализации программ приватизации муниципального имущества за 2011-2013 годы;

— анализ реализации планов мероприятий по повышению поступления налоговых и неналоговых доходов, а также сокращению недоимки бюджетов бюджетной системы РФ на территории Кировской области в 2012-2013годах;

— мониторинг реализации предложений по аудиту законности и результативности использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена за 2010-2012 годы.

Совместными мероприятиями установлено 100 нарушений, из них 59 финансовые нарушения.

Сумма финансовых нарушений составила 180,6 тыс. рублей, в том числе 126,0 тыс. рублей МУП «Омутнинское АТП» не перечислило часть прибыли. Другие финансовые нарушения установлены проверкой программ приватизации, касаются несвоевременной актуализации программы, не начислены проценты за рассрочку платежа, допущены безрезультатные расходы.

Нефинансовые нарушения касаются отсутствия необходимых НПА, нарушений порядка приватизации, непринятия мер по взысканию штрафных санкций.

За 2014 год проведено 45 экспертиз нормативных правовых актов (далее – НПА).

В течение 2014 года Контрольно-счётной комиссией осуществлялся предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета Омутнинского района, бюджетов поселений района.

Подготовлено 11 заключений, касающихся формирования и исполнения бюджета района. Подготовлено 16 заключений на проекты программ и других НПА муниципального района.

В 2012 году заключены соглашения по передаче КСК Омутнинского района полномочий по проведению внешнего финансового муниципального контроля в поселениях. В рамках исполнения соглашений проведены экспертизы отчетов об исполнении бюджетов за 2013 год в 9 поселениях района и экспертизы проектов бюджетов на 2015 год и плановый период в 9 поселениях.

В результате проведенных мероприятий установлено 142 нарушения, из них финансовых -42 на сумму 3 790,2 тыс. рублей, нефинансовых нарушений — 100.

         Экспертизой НПА муниципального района установлены 106 нарушений, из них нарушения бухгалтерского учета главным распорядителем бюджетных средств на сумму 234,0 тыс. рублей, занижение доходов на сумму 126,0 тыс. рублей, превышение предельного значения дефицита бюджета за первое полугодие в сумме 2 123,9 тыс. рублей (нарушение устранено), а также замечания по формированию проекта бюджета на очередной год и плановый период.

Как показали проверки, отчеты об исполнении бюджетов поселений района за 2013 год в целом соответствовали требованиям Бюджетного кодекса и утвержденному порядку составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ. Качество подготовки бюджетной отчетности главными распорядителями бюджетных средств ежегодно повышается.

Однако экспертизой проектов НПА поселений установлено 36 нарушений, в том числе 5 финансовых нарушений на сумму 1 432,3 тыс. рублей, 31 нефинансовое нарушение. Финансовые нарушения касаются занижения доходов( МУПам предоставлена возможность не уплачивать в бюджет часть прибыли, направить на развитие предприятия), а также неэффективного управления имуществом (МУПы работают без получения прибыли). Нефинансовые нарушения установлены в части несоответствия Положений о бюджетном процессе поселений Бюджетному кодексу РФ, а именно, текстовых статей решений о бюджете (статья 184.1 Бюджетного кодекса РФ), несоответствие представляемых документов статье 184.2 Бюджетного кодекса РФ, нарушение порядка подготовки решений о бюджете (статья 185 Бюджетного кодекса РФ), не указаны сроки представления отчетности (статья 264.4 Бюджетного кодекса РФ), не разработан порядок внутреннего финансового контроля (статья 269.2 Бюджетного кодекса РФ).

 

Контрольная деятельность

 

Одним из приоритетных направлений деятельности КСК является контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

В рамках осуществления контрольной деятельности в 2014 году проведено 6 мероприятий, составлено 20 актов, в том числе в рамках взаимодействия с Контрольно-счётной палатой (далее – КСП) Кировской области проведены 4 мероприятия.

Проведены проверки законности и результативности использования бюджетных средств по следующим направлениям:

— реализация инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры в 2012-2013 годах в семи поселениях района и Управлении культуры;

— ремонт и содержание дорог в Омутнинском городском поселении за второе полугодие 2013 года и первое полугодие 2014 года;

— реализация областной целевой программы «Развитие культуры Кировской области на 2010-2014 годы» за 2013 и 2014 года в Управлении культуры;

— государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Кировской области за 2010-2013 годы в двух кредитных кооперативах;

— строительство, реконструкция и ремонт объектов физкультуры и спорта в 2013-2014 годах в администрации района.

Кроме того, проведено мероприятие:

— внешняя проверка отчета главного администратора бюджетных средств — Управления физкультуры, спорта и работы с молодежью Омутнинского района.

Результаты контрольных мероприятий свидетельствуют о необходимости укрепления финансовой дисциплины главных распорядителей бюджетных средств.

В проверяемом периоде установлены нарушения, связанные с несоблюдением положений законодательства, муниципальных нормативных правовых актов объектами проверок (главными распорядителями и их подведомственными учреждениями).

В ходе проводимых мероприятий рассматривались следующие вопросы:

— анализ соответствия нормативной базы района федеральному и региональному законодательству по проверяемому направлению;

— наличие и исполнение соглашений с Правительством Кировской области по реализации программ;

— правильность проведения процедуры закупок;

— наличие проектно-сметной документации;

— соответствие объемов выполненных работ формам КС-2 и КС-3;

— анализ своевременности поступления средств и расходования на реализацию мероприятий;

— оценка эффективности системы контроля за реализацией мероприятий;

— анализ своевременности принятия к бюджетному учету и ввода в эксплуатацию оборудования и так далее.

При проверке деятельности администраций муниципальных образований, учреждений выявлены нарушения закона о закупках, бюджетного законодательства, имелись замечания по бухгалтерскому учету, платежной дисциплине.

В результате проведения контрольных мероприятий установлено 207 нарушений, сумма финансовых нарушений составила 52 338,4 тыс. рублей.

В ходе проведения контрольных мероприятий зафиксировано наличие неиспользуемого по назначению в процессе основной деятельности имущества, что создает риски дополнительных (неэкономных) трат, которые могут нести учреждения на его содержание.

Так, неэффективное использование средств в сумме 14 950,7 тыс. рублей установлено при проверке строительства Физкультурно-оздоровительного комплекса (далее – ФОК), сумма нарушения сложилась за счёт приобретенного и более 9 месяцев не используемого оборудования.

Кроме того, установлены прочие финансовые нарушения в сумме 37 387,7 тыс. рублей.

         Наиболее крупные суммы нарушений установлены при проверке строительства ФОКа:

— имущество (спортивные тренажеры) полученное от областного управления спорта на сумму 14 100,0 тыс. рублей, не было поставлено на учет;

— не соблюдены условия софинансирования из местного бюджета в 2013 году на сумму 2 934,8 тыс. рублей;

— отсутствие строительного контроля заказчика – 105,1 тыс. рублей. Большая часть финансовых нарушений, установленных проверкой строительства ФОКа, на момент составления отчёта устранены.

Также установлены случаи безрезультатных расходов в размере 1 622,8 тыс. рублей (в кредитных кооперативах), несвоевременного возврата кредитных средств и процентов на сумму 1 080,4 тыс. рублей (в кредитных кооперативах), несвоевременного внесения изменений в муниципальную программу на сумму 1 303,6 тыс. рублей (Управление культуры), нарушения бухгалтерского учета и платежной дисциплины(практически по всем объектам) на сумму 835,9 тыс. рублей .

 

Организационно-методическая и информационная деятельность

 

В 2014 году одним из основных направлений деятельности Контрольно-счётной комиссии являлось повышение эффективности муниципального финансового контроля.

В соответствии с требованиями статьи 8 Положения о Контрольно-счётной комиссии в отчётном периоде утверждены 8 стандартов внешнего муниципального финансового контроля.

За истекший период 55 отчётов и заключений рассмотрено районной Думой, Советом Думы, Думами поселений, главой района и главами поселений.

По результатам мероприятий принято 45 нормативных правовых акта.

В рамках обеспечения взаимодействия с Контрольно-счётной палатой сотрудники КСК принимали участие в семинарах-совещаниях, видеоконференциях, проводимых КСП Кировской области, на которых рассматривались вопросы предстоящих проверок, подводились итоги проведённых совместных мероприятий.

В 2014 году учет мероприятий Контрольно-счётной комиссией проводился с использованием электронной системы учета «Находка — КСО».

В рамках расширения взаимодействия с правоохранительными органами сотрудники КСК принимали участие в совещаниях, проводимых Прокуратурой, а также в совместных мероприятиях.

Организовано взаимодействие с Финансовым управлением Омутнинского района, заключено соглашение, проводится обмен информацией по проведенным проверкам и установленным нарушениям.

В целях обеспечения доступа к информации о деятельности
КСК на официальном сайте Омутнинского района открыта страничка Контрольно-счётной комиссии. В СМИ и на сайте опубликованы 26 материала о проводимых мероприятиях, принятых мерах по результатам проверок.

Заключение

 

В 2014 году в соответствии с планом работы Контрольно-счётной комиссии в полном объеме выполнены контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.

Результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о наличии нарушений и недостатков в работе органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий.

Деятельность комиссии была направлена как на предупреждение, так и на устранение нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.

Контрольно-счётная комиссия продолжила работу по выявлению резервов увеличения доходной части бюджета и расходованию бюджетных средств с достижением заданного результата.

По итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий вырабатывались предложения, направленные на эффективное управление муниципальным имуществом, повышение качества работы по учету и регистрации имущества, увеличение поступления неналоговых доходов.

Деятельность Контрольно-счётной комиссии Омутнинского района в 2015 году будет направлена, прежде всего, на выявление и предотвращение финансовых нарушений, системное применение аудита эффективности использования бюджетных средств и муниципального имущества, особое внимание будет уделено результативности муниципальных закупок, а также принятию мер по устранению выявленных нарушений в полном объеме.

(Отчёт о деятельности КСК Омутнинского района рассмотрен на заседании Омутнинской районной Думы, решение от 20.05.2015 № 28)